Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Московские страсти по сибирскому озеру

16 октября, 2017

Комитет Государственной думы по экологии и охране окружающей среды полностью посвятил очередное заседание проблемам Байкала

Окончание. Начало в № 46   

Деньги есть, но вы держитесь!

Заместитель министра природных ресурсов РФ Сергей Ястребов попробовал внушить депутатам некоторый оптимизм, сообщив две хорошие новости:

— Завтра будет наконец-то подписан контракт по строительству очистных сооружений в Улан-Удэ. А на прошлой неделе наконец-то подписан контракт по второму пусковому комплексу, по иркутским очистным сооружениям. Хотя они не являются непосредственным загрязнителем Байкала, но 1 млрд 174 млн рублей — это деньги, которые тоже находятся в федеральной целевой программе (ФЦП). Что касается БЦБК, я думаю, в ближайший месяц мы получим все решения, необходимые для начала производства и работ. Главная часть пути — это вопросы, связанные с передачей имущества, то есть процесс банкротства комбината, о котором упоминал аудитор Счетной палаты Бато Жамбалнимбуев. Он близится к завершению, судебные процессы завершаются. И после передачи объектов БЦБК в муниципальную собственность мы сможем включить инструмент финансирования и использования федеральных ресурсов. Росгеология на сегодня имеет силы, средства и завершенную проектную документацию, чтобы начать процессы реализации этого проекта. 6,2 миллиона тонн — это основной, будем так говорить, риск для Байкала, который, грубо говоря, лежит у него на берегу.

Услышав это заявление из уст высокопоставленного федерального чиновника, председатель комитета Ольга Тимофеева усомнилась в том, что более 300 млн рублей в Бурятии и 1,1 млрд рублей в Иркутске могут быть освоены за три месяца, оставшиеся до конца 2017 года. Сергей Ястребов уточнил, что в Иркутске очистные давно построены, но пока не завершены пуско-наладочные работы, а это не так сложно, как строительство с нуля. Тем не менее Ольга Тимофеева предложила, а другие члены комитета ее поддержали, чтобы отныне ни один проект стоимостью более 500 млн рублей не проходил через обсуждение в Государственной думе без присутствия главы региона. Трудно представить, чтобы 85 губернаторов проводили так много времени в Москве, но какие-то последствия у этого решения могут быть.

Экспертизу — на доработку

Депутат Госдумы РФ Михаил Щапов назвал формальным решение комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, который накануне вынес отрицательное заключение на все законопроекты, касающиеся ослабления режима экологической экспертизы на Байкальской природной территории (БПТ). Депутат заявил, что будет продолжать работу над изменениями — для этого есть все правовые предпосылки. Минприроды РФ также согласилось с серьезностью проблемы, более того, указало на то, что, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, необходимо сократить список объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе на БПТ. Михаилу Щапову предложено включиться в эту работу.

Комитет по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ рассмотрел законопроекты, предлагающие ослабить режим экологической экспертизы на Байкальской природной территории. Один — за авторством Михаила Щапова, другой — депутата прошлого созыва Михаила Слипенчука. Еще одну инициативу непосредственно перед заседанием комитета отозвал ее автор — депутат Сергей Тен. Члены комитета отклонили оба оставшихся законопроекта, посчитав, что они противоречат ожидающимся изменениям в закон об экологической экспертизе, согласно которым с 1 января 2018 года на территории всей России вводится обязательная экологическая экспертиза для объектов первой категории опасности.

— Вопреки звучавшим заявлениям наш пакет поправок полностью учитывает грядущие изменения в законодательстве с 1 января 2018 года, согласно которым экологическая экспертиза становится обязательной для объектов первой категории по всей стране, — отметил Михаил Щапов по итогам работы комитета. — Наши поправки исключают экоэкспертизу только для объектов третьей и четвертой категорий.

Иных серьезных замечаний от комитета по экологии и природопользованию не было, — продолжил депутат. — По сути, члены комитета в своем решении ориентировались лишь на отрицательное заключение Главного правового управления, в котором говорится о необходимости соблюдать положения Декларации по окружающей среде и развитию, подписанной нашим государством в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Но, подчеркну, речь идет о территории за пределами Центральной экологической зоны Байкала и об объектах, которые оказывают незначительное и минимальное воздействие на окружающую среду, а требований столь жесткого регулирования в Декларации нет.

Более того, как показала практика, избыточная экологическая экспертиза противоречит первому принципу этого документа: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Нет таких требований и в документах ЮНЕСКО.

«Байкал» Байкалу не товарищ?

На позицию комитета могли бы повлиять слаженные действия межфракционной рабочей группы «Байкал». К сожалению, МРГ «Байкал» перед заседанием комитета не собиралась для детального обсуждения законопроектов по экоэкспертизе, не обсуждала подходы для облегчения режима экологической экспертизы, не было открытых консультаций с Минприроды РФ, Главным правовым управлением, с экспертами и учеными. По мнению Михаила Щапова, этот вопрос необходимо учесть и исправить в ходе дальнейшей работы группы.

Вместе с тем и думский комитет по экологии, и Минприроды РФ согласны, что проблема стоит остро и требует решения. В частности, Министерство природных ресурсов и экологии указало на поручение президента РФ Владимира Путина № 1602 от 14 августа, в котором говорится о необходимости уточнить список объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе, с целью ослабления режима экоэкспертизы на Байкальской природной территории. Выполнить поручение необходимо в срок до 1 декабря этого года. Сейчас министерство разрабатывает концепцию изменений. Сразу после заседания представители Минприроды России предложили Михаилу Щапову включиться в эту работу.

— Безусловно, очень жаль, что коллеги из комитета подошли к вопросу формально. А МРГ «Байкал» вопреки ранее принятому решению не поддержала ни один из законопроектов, — подчеркнул Михаил Щапов. — Тем не менее обсуждение проблемы продолжается — и в правительстве РФ, и в Госдуме. А значит, есть и другие возможности оптимизировать режим экоэкспертизы на БПТ: например, через поправки к законопроекту, который будет внесен правительством РФ. Это шанс, и нужно им воспользоваться. Я намерен включаться в работу над любым вариантом, неважно, чья подпись будет стоять под документом. Главное сегодня: решить проблемы жителей прибайкальских территорий.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии