Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Михаил Щапов: Федеральный центр лишает регионы возможности развиваться

29 ноября, 2016


50.jpg

Спор между сторонниками и противниками перераспределения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в Иркутской области близится к концу. Но пока в регионе делят 1,7 млрд рублей, госбюджет кроится таким образом, что Прибайкалье (и не только оно) рискует потерять куда большие средства. По мнению депутата Государственной думы РФ Михаила Щапова от избирательного округа № 93 Иркутской области, федерация пошла по пути, ведущему в тупик.

— Хотя в этом году мы вновь принимаем бюджет на три года, что должно служить сигналом «все в порядке, кризис пройден», на самом деле, на федеральном уровне — бюджетный коллапс, денег не хватает ни на что. Федеральное правительство режет все что можно, и прежде всего — расходы на экономику и человеческий капитал (образование, здравоохранение). И тем самым фактически уничтожает возможности для восстановления экономического роста.

— Как это выражается в цифрах?

— Если кратко, то, например, финансирование федеральной программы «Развитие здравоохранения» в 2017 году сократится на четверть по сравнению с 2016-м. А в целом на раздел «Здравоохранение» из федерального бюджета выделяется почти на 20  процентов меньше средств, чем в текущем году. Это без учета инфляции. Только расходы на стационарную медицинскую помощь сокращаются в 2017 году на 87,3 млрд рублей. Средства на программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» в 2019 году будут уменьшены на 30  процентов. Дотации для частичной компенсации расходов на выполнение майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам тоже урезают. А ведь на 2017—2019 годы приходится пик выполнения этих указов. Иркутской области, например, надо наверстать отставание по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». Майские указы президента — это решение федеральной власти. Но почему-то искать средства на их исполнение должны регионы.

Даже в вопросах безопасности, финансирования правоохранительных органов все очень неоднозначно...

— Но ведь в последние годы эти статьи были приоритетом, их защищали как могли...

— Денег не хватает катастрофически. В проекте федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не заложена индексация зарплаты федеральных бюджетников, в том числе судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета, военнослужащих.

Особенно меня беспокоит, что ассигнования по статье «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» предполагается уменьшить на 4 млрд рублей. Снижение по этой статье связано в том числе и с завершением программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». Программа завершена, а пожаров с каждым годом все больше. Достаточно вспомнить, как горели леса в Иркутской области последние два года. И почему они горели. Необходимо с этим вопросом серьезно разобраться. Однако отмечу и положительный момент: увеличение объемов финансирования на оснащение техникой подразделений МЧС на 2,38 млрд рублей. Надеюсь, эти средства действительно достанутся спасателям, которые борются со стихией на местах.

— Региональный трансферт увеличится? Иркутская область может на что-то рассчитывать?

— Пока только на потери. Буквально на днях в первом чтении был принят проект федерального закона, предусматривающий в том числе перераспределение одного процента налога на прибыль из регионов в федеральный бюджет. По расчетам Иркутская область только от этого решения потеряет 2,1 млрд рублей в 2017 году! Фракция КПРФ проголосовала против этого законопроекта, но он все равно был принят 314 голосами.

И это не все. В проекте федерального бюджета запланировано снижение в 2017 году доли акцизов на нефтепродукты, которая зачисляется в бюджеты регионов, с 88 до 61,7 процента. Еще минус 2 млрд рублей для Иркутской области... Так называемый налоговый маневр, который усиленно продвигает правительство, нашей области обойдется примерно в 800 млн рублей. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть увеличится, но от этого выиграет федеральный бюджет, куда она полностью зачисляется. Соответственно, прибыль нефтедобывающих компаний снизится, а значит, сократится сумма налога на прибыль — отсюда потери. В общей сложности наш регион может потерять примерно 5 млрд рублей. Это 5 процентов от доходной части бюджета! При дефиците в 9 млрд рублей.

— Зачем федеральному центру это нужно? Неужели они не понимают, что регионы на грани банкротства?

— Таким образом правительство решает проблему дефицита средств. Часть полученных денег от регионов оно пустит на их же поддержку: в проекте федерального бюджета даже заложено повышение трансфертов регионам — с 1,474 трлн в 2016 году до 1,533 трлн рублей в 2017-м. Только это делается за счет потерь субъектов федерации вроде Иркутской области — тех, кто более-менее зарабатывает. А получателями будут глубоко дотационные регионы. Про справедливость, стимулы для развития, думаю, говорить не стоит.

Но самое главное — это прогноз межбюджетного трансферта на 2018 и 2019 годы. Там предполагается снижение: сначала до 1,513 трлн, а потом до 1,443 трлн рублей. То есть правительство уже сейчас говорит регионам: даже после того, как мы заберем у вас доходы, денег все равно не будет хватать на всех.

— А в это время муниципалитеты Иркутской области спорят из-за трех процентов НДФЛ...

— Да, мы делим 1,7 млрд рублей, а у нас забирают 5 млрд. Мне позиция мэра Иркутска очень понятна — около 40 процентов моих избирателей живут в областном центре. В другой системе распределения доходов я первым встал бы на сторону главы города. Но сейчас бюджетная и налоговая система в стране выстроена как перевернутая пирамида: большую часть доходов забирает федеральный центр. Региональный уровень повторяет эту схему: область вынуждена забирать доходы у муниципалитетов. Это несправедливая и неэффективная система. Перевернутая пирамида однажды завалится.

— Что можно сделать в этой ситуации?

— Защищаться всем вместе. Невозможно бесконечно позволять федеральному правительству вытаскивать деньги из регионов. Как минимум, необходимо выступить против перераспределения одного процента налога на прибыль в федеральный бюджет. Но для этого надо действовать консолидированно — депутатам Госдумы от Иркутской области, руководителям муниципального и регионального уровня отбросить межпартийные разногласия и занять единую позицию.

Правительство тащит всю страну в бюджетный тупик, потому что продолжает двигаться по инерции: механически сокращает расходы, включая и те, которые в будущем могут стимулировать экономический рост — на национальную экономику и повышение качества человеческого капитала. Одновременно чиновники продолжают изымать деньги из регионов, лишая их возможности развиваться.

В этой ситуации нам стоит думать о своих интересах: изыскивать средства на развитие региональной экономики, привлекать инвесторов. И делать это, повторюсь, всем вместе — на всех уровнях и во всех ветвях власти. Для междоусобной борьбы сейчас не лучшее время.

Беседовал Сергей Петренко, специально
для «Байкальских вестей».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии