Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мы с тобою в долгу неоплаченном!

31 октября, 2011

 

 

ЖКХ Иркутска: полет по приборам, в салоне — зайцы...

 

 

 

 

Одно из самых тягостных впечатлений советского детства многих наших сограждан — эпизод из фильма «Варвара-краса длинная коса», в котором несчастному царю чудо-юдо грозило пальцем и приговаривало зловещим голосом: «Должок!..»

 

Каждый раз с началом отопительного сезона поставщики коммунальных услуг начинают грозить пальцем управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, а уже те, привлекая на подмогу судебных приставов, грозят каждому из нас — должок!..

27 октября основные причастные к процессу тепло- и водоснабжения организации делегировали своих представителей на совместную пресс-конференцию, чтобы рассказать о том, сколько, кому и по каким причинам должно население города Иркутска.

В пресс-конференции приняли участие директор «Иркутской теплосбытовой компании» (ИГТСК) Тамара Винарская, исполнительный директор партнерства «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек и главный бухгалтер МУП Водоканал Людмила Пеплова.

Тамара Винарская начала с констатации факта: управляющие компании города в общей сложности должны ИГТСК 192 млн рублей, причем компания «Приморская» — 96 млн, УК «Сибирская» — 76, остальные — от 5 до 15 млн. Часть долга считается текущей — то есть речь идет о пока еще не выплаченной стоимости тепла и горячей воды, потребленных в октябре.

Эта часть долга не вызывает ни у кого тревоги: крупные УК «Северная», «Западная», «Восточная» и «Южная», как правило, успевают заплатить своевременно или вовсе проплачивают вперед, поскольку сумма разложена на весь год равномерно —по одной двенадцатой на каждый месяц.

Практически ничего не должны бюджетные учреждения — администрация города и правительство области заботятся о том, чтобы их структуры платили вовремя. Долги мелких ТСЖ — за некоторыми исключениями — тоже неопасны, но вот вся итоговая сумма внушает тревогу.

Дело в том, что, не имея средств, ИГТСК не сможет выполнить программу ремонта и модернизации оборудования, инвестиционную программу и рассчитаться с поставщиками и подрядчиками. Цепочка неплатежей может виться довольно долго, и сам факт ее существования должен внушать тревогу не только специалистам, но и всем жителям города вообще — коммунальные системы-то у нас общие.

Если все долги жителей Иркутска разделить на количество домов, то получится около 200 тысяч рублей на дом — эти средства могли быть использованы на текущий и капитальный ремонт, программы энергосбережения и другие не менее важные вещи.

 


Если все долги жителей Иркутска за теплоснабжение разделить на количество домов, то получится около 200 тысяч рублей на дом...
 

 

Людмила Пеплова поддержала коллегу-поставщика и сообщила, что долг различных организаций перед МУП Водоканал составляет 294,3 млн рублей. Для организации, весь годовой бюджет которой составляет 1,2 млрд рублей, это большие деньги — 23 процента всего оборота. Даже если исключить из статистики два предприятия-банкрота и текущую задолженность, все равно долг составит 180 млн.

По мнению специалистов Водоканала, проблемы возникают на стадии перехода денег от жильцов-потребителей к управляющим компаниям: собираемость у компаний составляет 95—98 процентов, а у Водоканала — 86 процентов, в наиболее тяжелом случае с УК «Северная» — 78 процентов. Из-за проблем с получением денег МУП даже вынужден был приостановить реализацию своей инвестиционной программы.

По мнению Людмилы Пепловой, ситуацию может исправить решение, принятое президентом РФ Дмитрием Медведевым по итогам слушаний на заседании Государственного совета, состоявшегося 4 октября. Прислушавшись к мнению специалистов, президент решил «расщепить» долги между УК и поставщиками, чтобы каждый собирал свою долю. Всем регионам был дан срок — всего до 15 ноября, то есть за месяц, нужно разработать и принять нормативно-правовую базу для создания единого расчетного центра поставщиков.

 


По мнению специалистов Водоканала проблемы возникают на стадии перехода денег от жильцов-потребителей к управляющим компаниям...
 

 

Михаил Дамешек, у которого на проблему коммунального долга свой взгляд, относится к решению президента довольно скептически. Долг населения за услуги ЖКХ его организация оценивает в миллиард рублей, из которых 70 процентов — это деньги поставщиков, не полученные ими вовремя.

Управляющие компании пока выполняют роль буфера между гражданами и поставщиками, из-за чего обе стороны сейчас плохо представляют, что их ждет в случае реализации плана  расщепления долга. Дело в том, что поставщикам придется срочно создавать службу работы с абонентами и какую-никакую сеть офисов для сбора платежей. Ни одна компания-поставщик к такой работе не готова, тем более они не готовы получать средства с застарелых должников.

По своему опыту Михаил Дамешек полагает, что многие должники — вовсе не асоциальные элементы, не имеющие стабильных доходов, напротив — это вполне состоятельные люди, которые зачастую даже не живут в своих иркутских квартирах, передвигаясь по миру по делам. Это как раз дает возможность заставить их платить: как правило, такие люди болезненно реагируют на любые ограничения свободы передвижения и даже на проверку на посту ГИБДД.

 


Многие должники — вовсе не асоциальные элементы, не имеющие стабильных доходов, напротив — это вполне состоятельные люди, которые зачастую даже не живут в своих иркутских квартирах, передвигаясь по миру по делам...
 

 

Судебные тяжбы с должниками менее перспективны: пошлины весьма велики, а сроки рассмотрения каждого иска из-за систематической неявки ответчиков — очень продолжительны.

Как правило, из суммы иска в 10 миллионов УК получают живыми деньгами только миллион, зато новая технология — через получение судебного приказа и визиты судебных приставов — позволила за короткое время собрать практически тот же миллион.

 


Самое интересное у должников еще впереди. Им предстоит познакомиться и с такой новинкой, как телефонный робот, — это устройство будет часто звонить на любые доступные номера и регулярно напоминать должнику о его роли в пищевой цепочке жилищно-коммунального хозяйства...
 

 

В настоящее время компании, входящие в «Содружество ЖКХ», подали заявления на 2400 судебных приказов и получили около 400, так что самое интересное у должников еще впереди. Им предстоит познакомиться и с такой новинкой, как телефонный робот, — это устройство будет часто звонить на любые доступные номера и регулярно напоминать должнику о его роли в пищевой цепочке жилищно-коммунального хозяйства.

А роль эта незавидная — потребив тепло и не расплатившись вовремя, он становится почти что кормом для акул, в крайнем случае его могут даже выселить из занимаемой трехкомнатной квартиры (к примеру) в комнатку площадью 12 квадратных метров.

 


Платить за установку приборов учета все равно придется гражданам — вне зависимости от того, хотят они этого или нет...
 

 

В следующем году все регионы страны должны будут отрапортовать об установке подомовых и поквартирных приборов учета. В Иркутске, как рассказала Тамара Винарская, дела обстоят сравнительно неплохо: до требуемой нормы не хватает всего 380 домов.

Платить за установку приборов учета все равно придется гражданам — вне зависимости от того, хотят они этого или нет. ИГТСК взяла на себя труд и разослала по 300 домам предложение установить счетчики уже сейчас с перспективой постепенно расплатиться в течение года или двух.  Откликнулись всего 14 домов, так что в ближайшее время акцию с рассылкой предложений планируется повторить.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии