Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Меровой кризис

21 Февраля, 2011

 

За цифрами статистики депутаты так и не увидели конкретных мер...

29-я сессия Законодательного собрания, состоявшаяся 16 февраля, стала одной из самых насыщенных за все время работы нынешнего состава депутатского корпуса. Прошедший в рамках сессии правительственный час «О мерах, принимаемых правительством Иркутской области, по наполнению доходной части бюджета Иркутской области» позволил по-новому взглянуть на отношение правительства к своей работе.

 

В самом общем виде

Точку зрения правительства на перспективы развития области излагали два министра: экономики — Сергей Аникеев и финансов — Алексей Зезуля. Оба работают в статусе министра совсем недолго, но, в отличие от Аникеева, назначенного министром 4 февраля 2011 года и проработавшего все предыдущие годы в правительстве РФ, Алексей Зезуля депутатам известен уже давно и ситуацию в области знает, как мало кто еще.

Выступление Сергея Аникеева продолжалось чуть более восьми минут, а что касается содержания, то ниже речь министра приведена почти дословно.

— Мое выступление будет сопровождаться графиками, иллюстрирующими ситуацию в разрезе того или иного направления, — предупредил депутатов министр Аникеев и приступил к перечислению основных направлений работы правительства. — Первое: увеличение валового регионального продукта, развитие промышленности и энергетики как краеугольного камня региона. Второе: развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. Третье: увеличение объема экспорта промышленных товаров. Четвертое: развитие туризма. Пятое: увеличение степени переработки древесины именно на территории Иркутской области. Шестое: сокращение доли теневой экономики. Седьмое: развитие сельхозпредприятий.

Следующий блок — увеличение инвестиций в производство и сферу услуг. Основные мощности предприятий устарели, без их модернизации и замены достаточно сложно будет повысить производительность труда и сделать конкурентоспособной продукцию иркутских предприятий как внутри Российской Федерации, так и на мировом рынке, особенно с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию.

Для области необходимы два-три крупных инвестиционных проекта в объеме 1—2 млрд долларов. Без этого ожидать резкого увеличения роста налоговых поступлений не приходится, без этого невозможно увеличить заработную плату работников хозрасчетного сектора и пополнить доходы бюджета.

Ведется достаточно активная работа по увеличению объема бюджетных денег, поступающих в Иркутскую область по различным статьям расходов федерального бюджета. И если посмотреть на результаты, то они заметны. Кроме того, необходимо активизировать работу в отношении международных грантов, в том числе выделения денег в рамках квот, которые получила Россия по Киотскому протоколу за счет сокращения выбросов вредных веществ (вероятно, министр имел в виду выброс парниковых газов в атмосферу. — Ред.).  Может, эти деньги удастся получить через Сбербанк и направить на модернизацию ЦБК в части замены технологий по отбеливанию целлюлозы и сокращения вредных выбросов по Байкалу.

Развитие и поддержка научно-исследовательских и проектных организаций, вузов, которые имеют высокотехнологичные разработки и могут быть конкурентными в случае их внедрения в производство. После совещания, проведенного президентом Медведевым, корпорации увеличили отчисление средств на научно-исследовательские разработки.  Проводятся переговоры о привлечении иркутских предприятий к модернизации гидроэнергетики — объем средств, выделяемых на эти цели, составляет 200—300 млн. Мне кажется, для двух-трех иркутских предприятий это достаточно приличная сумма, чтобы стартовать. Кроме того, можно участвовать в разработках сетевых компаний, Росатома и других.

Увеличение объемов платежей крупных предприятий, расположенных на территории Иркутской области. Если сравнить объемы продукции, которые они производят на территории области, и суммы налоговых платежей, которые они осуществляют в бюджет области, то получается диспропорция.  Работа достаточно сложная, но ее необходимо проводить.

Увеличение доходов от физических лиц. Государственная политика в целом направлена на увеличение доходов физических лиц, и если посмотреть, то часть населения, в том числе и в Иркутской области, имеет достаточно высокие доходы — как от предпринимательской деятельности, так и от заработной платы. В случае увеличения доходов в хозрасчетном секторе экономики произойдет сокращение серой заработной платы, которая уходит из-под налогообложения.

Пересмотр налога на имущество физических лиц. Здесь нужно оговориться: в связи с ростом акцизов на топливо потребуется пересмотр категорий населения по налогу на транспорт — акциз увеличили, и если налог не сократить, то с точки зрения социальной справедливости это будет неправильно.

Сокращение безработицы — как за счет привлечения в малый и средний бизнес, так и за счет того, что предприятия увеличат загрузку и потребуются новые кадры. Требует пересмотра и миграционная политика. С одной стороны, область не может обойтись без привлечения миграционных кадров, с другой — мы понимаем, что каждый мигрант отнимает рабочее место у безработного иркутянина.

Мне кажется, в 2010 году недостаточно удалось решить проблему увеличения средней заработной платы. Но здесь есть два аспекта. Если бы мы поставили задачу резкого увеличения заработной платы, тогда бы произошло сокращение количества занятых, потому что предприятие не может в рамках действующего законодательства повышать и конкуренцию на рынке, и себестоимость продукции. Поэтому оно вынуждено либо повышать заработную плату, сокращая численность, либо держать дополнительных рабочих и сохранять заработную плату.

В связи с этим мне бы хотелось остановиться на судьбе вузов, колледжей и ПТУ. На сегодня происходит смена профессорско-преподавательского состава, все те, кто состоялся в советское время, вынуждены в силу возраста покинуть это поприще. Возникает дефицит кадров, поскольку для подготовки кандидатов и докторов требуется время. И я призываю всех здесь присутствующих депутатов заняться по совместительству преподавательской работой.

Учебный процесс. Если взять группы, сформированные по бюджетному и платному принципу, то по уровню профессиональной подготовки после школы они резко разтличаются. Преподаватель вынужден ориентироваться либо на одну группу, либо на другую — уровень подготовки разный. В итоге получается: если большинство студентов «коммерческие», то уровень подготовки падает; если большинство — бюджетные, то «коммерческие» студенты не в состоянии усваивать программу, а дипломы получают.

На этом министр завершил свою речь и передал слово Алексею Зезуле, который должен был рассказать о конкретных мерах по наполнению бюджета.

 

Без лишних эмоций

Депутаты не смогли оставить речь министра без комментариев.  Председатель Законодательного собрания Людмила Берлина и ее заместитель Геннадий Истомин объяснили министру, что общие слова они уже слышали при подготовке, обсуждении и в процессе принятия программы социально-экономического развития области. Теперь же хотелось услышать о конкретных мерах, принимаемых правительством для того, чтобы к 2015 году бюджет области и бюджеты муниципальных образований стали бездефицитными.

Министр попытался рассказать депутатам о положении дел в области «с цифрами в руках», но Людмила Берлина прервала его выступление уже после второго или третьего предложения и заверила министра, что депутаты тоже читают статистические материалы. А их правительство представило к сессии ни много ни мало — 110 страниц.

По инициативе спикера сессия заслушала выступления и предложения по увеличению доходов бюджета, подготовленные заместителем руководителя управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Еленой Журавлевой, заместителем руководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Юрием Вахриным, министром финансов Алексеем Зезулей и некоторыми депутатами.

Юрий Вахрин, в частности, заявил, что потенциальные сборы от земельного и имущественного налогов в регионе могут составить 6,5 млрд рублей в год, а пока они на уровне 3,6—3,8 млрд рублей. Причина — нежелание граждан и организаций оформлять права собственности на земельные участки: из 27 тысяч гектаров площади Иркутска, например, налоги платятся только с 10 тысяч.

Федеральная налоговая служба, представившая данные за 2009 год, отметила в своих материалах, что из 10,6 млрд рублей налоговых долгов, имеющихся на территории области, могут быть взысканы 10,4 млрд — правда, для этого потребуется не достигнутое до сих пор единство действий налоговиков, милиции (пока еще), прокуратуры, органов местного самоуправления и правительства.

Алексей Зезуля в своем выступлении сослался на волю федерального законодателя, от которого ждут в скором времени принятия во втором и третьем чтениях закона о трансфертном ценообразовании, который — как все надеются — заставит крупные вертикально интегрированные компании платить налог по месту размещения производственных мощностей и проживания большинства работников, а не по месту регистрации юридического адреса.

Надеяться, конечно, можно, но жизнь в нашей стране должна была научить всех причастных власти — в том числе депутатов и чиновников — осторожности в формулировании и выражении своих надежд. Даже высокие цены на нефть и соответствующие отчисления в государственный бюджет не помогли Российской Федерации сформировать «подушку безопасности», которая прикрыла бы экономику от последствий мирового экономического кризиса.

Иркутская область, конечно же, не может существовать островком экономического благополучия в отрыве от всей остальной страны, но все-таки в недавнем прошлом она выделялась хотя бы на фоне восточных соседей — Бурятии и Забайкальского края, теперь же они производят впечатление более динамично развивающихся территорий.

Хочется верить, что область может снова вырваться вперед.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
На фото: Выступление Сергея Аникеева продолжалось
чуть более восьми минут

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии