Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Меньше чем больше или больше чем меньше?

10 ноября, 2011

 


 

 

За неделю до очередной сессии Законодательного собрания комитет по бюджету провел общественные слушания по проекту бюджета Иркутской области на 2012 год. В слушаниях по традиции приняли участие министры правительства области, депутаты Законодательного собрания, аудиторы Контрольно-счетной палаты и представители общественных организаций.

 

Портрет в интерьере

Министр экономического развития Сергей Аникеев открыл слушания докладом о прогнозе макроэкономических показателей социально-экономического развития Иркутской области в 2012 году и на период до 2014 года. Министр не сказал ничего принципиально нового по сравнению с теми докладами, которые звучали в сентябре и октябре на заседаниях комитетов Законодательного собрания: в 2011 году объем валового регионального продукта прогнозируется в размере 647 млрд рублей, рост ВРП в 2012—2014 годах ожидается на уровне трех-шести процентов в год. Довольно существенный рост ВРП и промышленного производства в 2010—2011 годах министр объяснил низким уровнем базового 2009 года  (то есть кризисного года, с которым сравниваются показатели ВРП и темпов роста производства разных видов продукции).

Министр отметил, что все показатели области могли бы быть выше, если бы не политика вертикально интегрированных компаний, формирующих прибыль за пределами региона, в котором производится продукция. Тем не менее деятельность предприятий постепенно возвращается к докризисному уровню: прибыль предприятий в 2011 году оценивается в объеме 139 млрд рублей, в 2012—2014 годах может достигнуть размера 150—163 млрд.

Министр рассказал и о положении граждан. По данным Иркутскстата, в 2010 году величина прожиточного минимума немного превысила 5 тысяч рублей, в 2011 году — 6300 рублей. При этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,6 процента всего населения региона. Министерство экономического развития прогнозирует в 2012 году рост производительности труда во внебюджетном секторе экономики и увеличение фонда заработной платы на 9 процентов.

Министерство в своей деятельности делает ставку на поддержку так называемого регионального сектора экономики, то есть тех предприятий и организаций, которые не входят в вертикально интегрированные компании. Таким предприятиям предоставляют льготы по налогу на имущество и прибыль. Большая часть предприятий, воспользовавшихся этими льготами, заняты в деревообработке (73 процента) и туризме (10 процентов). На каждый рубль предоставленных льгот, подсчитали чиновники, предприятия получили 23 копейки прибыли.

 

Сущность и детали

Министр финансов Алексей Зезуля уже рассказывал о параметрах бюджета во время так называемых нулевых слушаний. Он сразу заявил, что будет говорить только об основных параметрах и сделает акцент на проблему передачи полномочий с федерального уровня на региональный, с регионального на муниципальный — и в обратном направлении, что тоже предусмотрено федеральным законодательством.

Доходы областного бюджета по инерционному варианту и с учетом передачи некоторых налогов на федеральный уровень составят 72 млрд 679 млн рублей, расходы — 74 млрд 131 млн. Дефицит областного бюджета составит 1 млрд 451 млн — что составляет 2,3 процента доходов, или в два с лишним раза меньше, чем в «нулевом варианте», но в семь раз больше, чем в изначальном варианте, разработанном министерством (там был дефицит в 250 млн рублей).

Алексей Зезуля отметил, что в новом варианте бюджета предусмотрены расходы на введение областного материнского капитала; социальная поддержка некоторых категорий льготников, которые ранее были федеральными, и переход всех подразделений полиции на финансирование из федерального бюджета. Резервный фонд области предложено сформировать в объеме 1,1 млрд рублей, резервный фонд правительства (отдельный от областного) — 1,6 млрд.

Переходя к деталям, министр пояснил, что доходы областного бюджета должны вырасти на пять процентов, объем государственного долга области на 1 января 2013 года составит 6,6 млрд, расходы на обслуживание долга — 340 млн рублей. Алексей Зезуля в очередной раз напомнил депутатам, что инерционный вариант развития экономики (из которого всегда исходит правительство) предполагает поступление налогов на 5,6 процента больше ожидаемого исполнения в 2011 году, но безвозмездные поступления — на 57 процентов меньше, потому что Государственная дума до сих пор не приняла проект федерального бюджета на следующий год.

Налог на прибыль предприятий, по оценке правительства, вырастет на 1,1 процента; налог на доходы физических лиц станет больше на 9,5 процента; акцизы на алкогольную продукцию вырастут на 19,5 процента; акцизы на нефтепродукты — на 44,5 процента. Учитывая, что за алкоголь и нефтепродукты платит, так или иначе, население, можно понять, почему доходы населения вырастут так незначительно.

Неожиданно оптимистично оценивается поступление налога на имущество физических лиц — министерство финансов ожидает роста сразу в три с половиной раза и связывает это с изменениями срока уплаты налога, предусмотренного федеральным законодательством. Стоит, наверное, помнить, что с одного барана нельзя снять три шкуры подряд, и если правительство увеличивает налоги, то пропорционально (если не в большей степени) увеличивается количество неплательщиков. Правительство Иркутской области в 2011 году сумело списать часть так называемых безнадежных долгов населения, договорившись с федеральными властями, отчего прилежные налогоплательщики почувствовали себя одураченными: а что, так тоже можно было?

Расходы областного бюджета правительство расписало более уклончиво, без сравнения с текущим и прошлыми годами. Расходы на содержание губернатора заложены в объеме 4,1 млн рублей, Законодательного собрания — 189 млн, правительства области и администрации Усть-Ордынского Бурятского округа — 274 млн рублей.

 


Иркутское министерство финансов неустанно называет бюджет социально ориентированным, но при этом стипендии для средних специальных учебных заведений областного подчинения составляют всего 280 рублей, и правительство никак не может решить вопрос о выделении дополнительных 90 млн рублей на увеличение стипендий хотя бы до 400 рублей.
 

 

Неправильно спросили…

После завершения доклада министра финансов председатель бюджетного комитета Сергей Курилов предоставил слово всем желающим — и тут же услышал взволнованное выступление председателя Куйтунской районной думы, которую беспокоит судьба многолетнего недостроя — районной больницы. Министр строительства Александр Орешков пояснил, что для завершения строительства требуется 87 млн рублей, на что министр финансов тут же возразил, что в начале года было 40 млн, правительство их выделило, а к концу года сумма снова удвоилась. Министерство финансов ожидает объяснений от минстроя, потому что ситуация довольно странная.

— То есть до конца года наши коллеги больницу снова не увидят, — констатировал Сергей Курилов. — У нас еще будет заседание комитета, там мы с министров спросим по-другому.

Спрашивать будут как минимум дольше: на руках у Сергея Курилова список из почти 70 вопросов, переданных районными и городскими думами. Председатель комитета пообещал, что все они будут заданы под протокол. Депутат Валерий Лукин (избирательный округ № 20) поинтересовался, на основании чего дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для города Усть-Илимска были урезаны на 14 процентов, а для Усть-Илимского района — на 19 процентов. Министр пространно и путано пояснил, что сумма дотаций «на самом деле увеличена», а в процессе передачи полномочий получилось то, что получилось. Район будто бы будет получать больше доходов от налога на доходы физических лиц, и правительство рассматривает вопрос о предоставлении району неких компенсаций. Рассмотрение, догадались присутствующие, может завершиться решением не предоставлять ничего. Министерство неустанно называет бюджет социально ориентированным, но при этом стипендии для средних специальных учебных заведений областного подчинения составляют всего 280 рублей, и правительство никак не может решить вопрос о выделении дополнительных 90 млн рублей на увеличение стипендий хотя бы до 400 рублей.

Министр финансов сообщил, что для запуска Ледового дворца будут выделены дополнительные штатные единицы (но не сказал, сколько), а заместитель министра спорта Илья Резник пообещал уже в 2012 году открыть во дворце три спортивные секции стоимостью 7,7 млн рублей, а суммарные расходы областного бюджета на содержание дворца составят 32 млн. Сергей Курилов воспользовался случаем и напомнил о проблеме Ледового дворца «Ермак» в Ангарске — он функционирует, несмотря на многочисленные недоделки.

— Я никак не могу понять, кто там должен проявить инициативу и завершить это дело? — спросил Курилов.

Заместитель министра заверил собравшихся, что правительство всей душой готово взяться, но схемы финансирования строительства недостаточно прозрачные и надо бы еще разобраться. Депутаты явно остались недовольны ответом и суммами.

Точно такая же ситуация складывалась и по остальным вопросам: Сергей Аникеев вообще ни разу не включился в обсуждение, а Алексей Зезуля раз за разом объяснял, что не может ответить на тот или иной вопрос. Наиболее ярко это проявилось во время обсуждения темы областного онкологического диспансера: правительство не может заложить сумму расходов на эксплуатацию, потому что часто бывает, когда при вводе в строй очередной больницы резко увеличиваются коечный фонд и количество обслуживающего персонала. Пока на руках чиновников не будет акта о приемке диспансера, говорить об объеме расходов рано. Сергей Курилов посоветовал министру взять стенограмму общественных слушаний и зайти с ней на заседание комитета по социальной политике, чтобы попытаться обсудить проблему с депутатами еще раз.

 

Пора вызывать вампиров

Особое возмущение депутатов вызвал тот факт, что закон о дорожном фонде, который принимался в надежде на то, что областной бюджет сможет помочь муниципальным образованиям в ремонте местных дорог, не был опубликован даже спустя три недели после принятия на октябрьской сессии. Сергей Курилов в расстройстве пообещал правительству «выпить кровь во втором чтении» — то есть рассмотреть поправки в бюджет так тщательно, чтобы удовлетворить все пожелания муниципалитетов.

Пожеланий с каждой минутой слушаний становилось все больше: председатель Ассоциации муниципальных образований мэр Черемхово Вадим Семенов обратил внимание депутатов на изменение доли софинансирования областных программ — многие муниципалитеты не могли вложиться, даже если доля составляла 5 процентов, а на 2012 год предложено 27 процентов. Депутат Тимур Сагдеев (избирательный округ № 12) заявил, что в его округе многие главы муниципалитетов не видят обещанного министром финансов роста дотаций и не собираются выдвигать свои кандидатуры на очередных выборах, понимая, что ничего хорошего их населенные пункты не ждет.

Алексей Зезуля еще раз уверил, что рост доходов будет — «просто они так перераспределились…», и обещал каждому мэру индивидуальные разбирательства по всем вопросам. Тимур Сагдеев в ответ процитировал письмо мэра Братского района, которому уже на ноябрь и декабрь 2011 года не хватает 70 млн на текущие расходы, и потребовал от министра встретиться с ним не позднее 10—11 ноября.

— Я не критикую вас, — подвел итог Сергей Курилов, обращаясь к министру финансов, — но депутаты и мэры не могут понять, как действует предложенная вами модель. Я помню, как в прошлом году мэр Иркутского района залил нам слезами весь зал, а в этом году вообще не пришел. На наш взгляд, правительство вводит неправильную систему отношений с муниципальными образованиями. Будьте готовы отвечать на заседаниях комитетов.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии