Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мастера без мастерских?

10 марта, 2011

 

Иркутские художники могут потерять возможность
творчески работать

Как творит поэт? В принципе, если есть способности, ему достаточно бумаги и пера. Как творит художник? Ему, как минимум, нужны кисти и краски, холсты или картон, а еще — помещение. Как токарь не может работать без станка, а сталевар — без домны, так художник не может работать без своего помещения. Того самого, где он может с этими холстами разложиться, развести краски, многие из которых ядовиты, вызывают аллергические реакции, выделяют вредные и даже опасные испарения и, следовательно, недопустимы в жилом помещении.

Потому и повелось: художнику нужна мастерская. И до недавнего времени, начиная с советского периода, все члены Союза художников были такими мастерскими обеспечены.

Может быть, кто-то скажет: а зачем они нужны, художники?  Вообще-то, человечеству они были нужны всегда, и, может быть, тем он, человек, и отличается от потомка-примата, что ему нужна культура. И если мы ее, культуру, потеряем, — вернемся на те же деревья, откуда спустились, если вообще выживем.

Иркутское отделение Союза художников России в следующем году отметит свой 80-летний юбилей. Члены этой организации известны не только иркутянам, но и далеко за пределами области и Сибирского региона. Наши художники — участники всероссийских и международных выставок, и в Москве, как, впрочем, и в целом в мире искусства, Иркутск имеет репутацию города с высокой изобразительной культурой, богатыми традициями и даже собственной изобразительной школой.

На последней всероссийской выставке, только что открывшейся в Москве, по числу авторов-участников Иркутский регион занимает третье место: 43 работы 27 авторов прошли жесткий отбор всероссийского выставочного комитета.

Но вернемся к нашим мастерским. Из всего сказанного уже понятно, что мастерская — необходимое условие и залог успешной работы художника. Но времена меняются, и вот в 2009 году договоры о безвозмездном пользовании мастерскими переоформлены — теперь мастерскими пользуются на основании договоров аренды. Арендная плата, по существу, является платой каждого художника за рабочее место, за возможность работы.

Но из 65 обладателей мастерских 42 занимают художники-пенсионеры. А пенсионеры, всю свою жизнь отдававшие искусству и работавшие на благо Иркутска, не успевают за ростом цен и не в состоянии оплачивать свои рабочие места, то есть мастерские.

За прошедший 2010 год правлению организации уже пришлось рассмотреть заявления об отказе от творческих мастерских членов Союза художников России. Один из них — заслуженный художник России, человек известный. Сами понимаете, эти заявления были поданы не от хорошей жизни. И ведь это —только начало, и не известно, сколько еще художников, что называется, «не потянут» арендную плату.

Хотя — почему не известно? Ситуация очень даже предсказуема: арендная плата плюс коммунальные услуги —все это выливается в весьма кругленькую сумму. То есть будь художники олигархами, хотя бы и местного масштаба, они бы этого обременения и не почувствовали, но они далеко не олигархи.

Всю эту ситуацию, знакомую внутри организации и не очень известную властям, изложила заместитель председателя правления региональной организации СХ Наталья Сысоева на пресс-конференции 4 марта. В качестве моральной поддержки она пригласила авторитетных художников, ветеранов организации — народного художника России академика Анатолия Алексеева, заслуженного — Анатолия Костовского, членов правления своей организации — Яну Лисицину, Татьяну Лареву.  Присутствовали также замминистра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин, зампредседателя комиссии по вопросам национальных отношений, культуре и свободе совести Сергей Снарский и представитель Общественной палаты Иркутской области Иван Адилханян.

Из солидарности пришли и художники-ветераны — Геннадий Иванов, Александр Шипицын, Евгений Шпирко, Евгений Ушаков, Павел Авенариус, Владимир Кузьмин, более молодые — Татьяна Громыко, Юрий Квасов, Татьяна Смолькова, Алексей Третьяков, Елена Гончарова...

Художники выступали, говорили горячо и заинтересованно: мы работаем для своего города и для области, мы показываем землякам красоту природы и красоту и достоинство человека, мы делимся своими мыслями и тревогами, выезжаем с выставками в города и районы области... И очень настойчиво звучала мысль: художник работает до тех пор, пока пальцы в состоянии держать кисть, отобрать у него мастерскую — все равно что подписать приговор.

— Мне 83 года, — а я иду в мастерскую и пишу!.. — говорит Анатолий Костовский.

Словом, региональная организация Союза художников России обращается к городским властям с просьбой поддержать их творческую деятельность и рассмотреть вопрос о возможности предоставления творческих мастерских на условиях долгосрочного безвозмездного пользования. Это даст возможность сберечь творческий потенциал области, иными словами, художники смогут полноценно работать, создавать живописные полотна, произведения скульптуры, достойно представляющие наш город на всех уровнях.

Сергей Ступин, Иван Адилханян и Сергей Снарский инициативу художников поддержали; на пресс-конференции прозвучала мысль о том, что некоторые областные центры (Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск) нашли возможность предоставлять художникам мастерские в безвозмездное пользование; что сходная ситуация наблюдается и в существовании других творческих союзов в Иркутске — писателям, скажем, не нужны мастерские, но нужен дом для проведения текущей работы — обсуждения рукописей, работы с молодыми авторами, презентации и обсуждения вышедших книг, фестивальной работы и т. д.

Как объяснил Сергей Ступин, во многом сложности связаны с тем, что на федеральном уровне до сих пор не принят закон о культуре. Со своей стороны Сергей Геннадьевич пообещал поддержку художникам в их правомерной просьбе к муниципалитету и высказал надежду на то, что вопрос с мастерскими решится положительно.

И все же тревогу художники бьют небезосновательно: дитя не плачет — мать не разумеет. И пока ситуация не вышла из-под контроля, пока еще можно в условиях постоянно растущих цен, в том числе и арендной платы, спасти художников от разорения и потери мастерских — надо действовать!

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии