Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Маршал военного неба

19 августа, 2014

 

Продолжение. Начало № 35

Александр Голованов  — участник Великой Отечественной войны с первого ее дня, а также войны с Японией в августе 1945-го. С августа 1941 года он — командир 81-й авиационной дивизии дальнего действия, подчиненной Ставке Верховного Главнокомандования. 25 октября 1941 года ему присваивается первое генеральское звание — генерал-майор авиации.

 

Набирая высоту

В декабре 1941 года постановлением ГКО Александр Голованов  был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования. Дивизия под  руководством Голованова и при личном его участии бомбила Берлин, Кенигсберг, Данциг и другие города Германии, наносила удары по важным стратегическим объектам в тылу противника, участвовала в битве за Москву, Ленинград и в других операциях.

В феврале 1942 года приказом Ставки Голованов назначен командующим Авиацией дальнего действия (АДД), пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина.

5 мая 1942 года Александру Голованову было присвоено звание генерал-лейтенанта, 26 марта 1943 года — генерал-полковника, 3 августа того же года — маршала авиации, а  с 19 августа 1944 года он стал Главным маршалом авиации — самым молодым маршалом в истории страны.

 

«Кто-то сажает, а Сталин должен выпускать…»

Будучи талантливым, требовательным  военачальником он обладал твердым характером и независимостью суждения, особенно при отстаивании интересов Дальней авиации, был заботливым, отзывчивым, доступным командиром и человеком.

Вспоминает ветеран Дальней авиации Леонид Агеев: «Он (Голованов. — Прим. авт.) первым позаботился о том, чтобы защитить экипажи АДД, а как защитить ТБ-3, единственный действенный способ — это перевести вылеты на ночное время, что по предложению Голованова и было сделано… В 1942 году предложение Голованова о создании АДД с прямым подчинением Ставке понравилось далеко не всем… Голованова любили… Когда приезжала инспекция в полк, любое высокое военное начальство, там все дрожали, а когда приезжал Голованов, все были рады, что он приехал к нам… Многие, повыше стоящие там, наверное, не очень его любили, а вот все подчиненные его уважали и любили… Раньше вот сбили летчика, куда его? В органы сразу тащат. А Дальняя авиация далеко летала, пока его сбили, пока он добрался до линии фронта, пока ее перешел, а тут еще, может, по пути в плену побывал, и начинали разбираться... Он  добился, чтобы летчиков Дальней авиации, сбитых противником,  направлять в полк и там разбираться…».

В 1942 году он не побоялся спросить у Сталина, за что сидит авиаконструктор Туполев, объявленный врагом народа. В своих мемуарах Голованов так описывает эти события:

«— Товарищ Сталин, за что сидит Туполев?..

Вопрос был неожиданным. Воцарилось довольно длительное молчание. Сталин, видимо, размышлял.

— Говорят, что он не то английский, не то американский шпион…

Тон ответа был необычен, не было в нем ни твердости, ни уверенности.

— Неужели вы этому верите, товарищ Сталин?! — вырвалось у меня.

— А ты веришь?! — переходя на «ты» и приблизившись ко мне вплотную, спросил он.

— Нет, не верю, — решительно ответил я.

— И я не верю! — вдруг ответил Сталин.

Такого ответа я не ожидал и стоял в глубочайшем изумлении…».

Этот короткий диалог вождя и его любимца радикально изменил судьбу авиаконструктора Туполева, который вскоре был освобожден. Маршал и впоследствии несколько раз добивался освобождения нужных ему специалистов. Сталин ему никогда не отказывал, хотя и со словами: «Вы опять о своем. Кто-то сажает, а Сталин должен выпускать…».

Вот еще один из эпизодов, характеризующих Голованова как неординарную личность. Однажды, когда прилетевший с фронта на Центральный аэродром Москвы Главный маршал авиации Голованов шел к ожидавшей его автомашине, к нему обратился пожилой солдат-часовой и пожаловался на то, что какой-то интендант не выдал ему полагавшуюся уже по срокам новую шинель. Группа генералов и офицеров, сопровождавшая маршала Голованова, попыталась оттеснить усатого ефрейтора от высокого начальника и решить этот вопрос без его участия. Но Голованов приостановился, сбросил с себя реглан, накинул его на плечи ефрейтора и, обернувшись на ходу, сказал ему на прощанье: «Носи, он теплый, только погоны спори — они тебе великоваты».

Крылья Победы

В годы войны АДД принимала участие во всех крупных операциях Красной армии, выполняя специальные задания в интересах стратегически важных фронтов. В составе АДД были бомбардировщики и ТБ-3, ДБ-3, но основным боевым самолетом АДД являлся дальний бомбардировщик Ил-4, который производился и на Иркутском авиазаводе и поставлялся на фронт в войска. В АДД также были мобилизованы пассажирские самолеты ГВФ.

С декабря 1944 года Голованов командовал 18-й Воздушной армией, в которую была переформирована и объединена Авиация дальнего действия. С 1944 года в состав АДД были включены Воздушно-десантные войска.

Соединения 18-й Воздушной армии наносили удары по глубокому тылу противника, поддерживали наземные войска в ходе Сталинградской, Курско-Орловской, Белгородско-Харьковской, Белорусской, Восточно-Прусской, Берлинской,  Венской операций, а также оказывали помощь партизанским формированиям Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Народно-освободительной армии Югославии. Авиация дальнего действия сыграла важную роль в этой войне, внесла существенный вклад в разгром фашистской Германии, а ее командующий Голованов пользовался уважением и заслуженным авторитетом среди подчиненных.

 

«Я воевал не за ордена…»

После окончания Второй мировой войны Александр Голованов  продолжил службу на командных должностях в ВВС Вооруженных сил СССР. Командующий Дальней авиацией (1946—1948 годы). В 1950 году с отличием и золотой медалью окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР, затем служил командиром 15-го воздушно-десантного корпуса. После смерти Сталина оказался в опале и в 1953-м уволен в запас.

Голованову не простили былой близости к Верховному Главнокомандующему. Из воспоминаний ветеранов следует, что маршал Жуков лично вычеркнул фамилию Голованова из списка военачальников, представленных во время войны к присвоению звания «Герой Советского Союза» за участие в Берлинской операции. По некоторым данным, ранее он представлялся к присвоению этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны за участие в Курской и Сталинградской битвах, но оно Голованову так и не было присвоено.

Вспоминает ветеран Дальней авиации Леонид Агеев: «Все мы ждали, во всяком случае уж после Кенигсберга, мы ждали, что наш Голованов получит Звезду Героя…».

Ветеран Дальней авиации, адъютант Голованова Иван Костюков: «За Сталинградскую битву списки пошли туда, я не знаю, кто их корректировал, Александра Евгеньевича в списках уже не было. А вот за Курскую битву, я точно знаю, что его точно представляли, знаю, что Жуков его вычеркнул… Почему? Ну, во-первых, оглушительный рост, во-вторых, мое мнение, он был отрублен командовать авиацией Голованова — это очень важно. Когда в конце 50-х снимут Георгия Константиновича со всех постов, первым навестит опального маршала Голованов. В то время это был более чем смелый поступок… Жуков говорил: «Ну что ты ко мне пришел, Голованов? — Я же знаю, что к Вам больше никто не придет, а мы все-таки вместе воевали… — Александр Евгеньевич, простите меня, я много сделал Вам плохого…». Голованов ему ответил: «Я воевал не за ордена и за звезды…».

Николай Кустов, председатель оргкомитета по проведению
патриотической акции «Память жива», ветеран Дальней авиации,
капитан в отставке, специально для «Байкальских вестей»

Фото из архива автора: А.Е.Голованов — командир 212-го
дальнебомбардировочного полка (крайний справа).
Смоленск, весна 1941 года;

Маршал Жуков и командующий Дальней авиацией
генерал-полковник Голованов на фронте, 1943 год;

С офицерами 10-го гвардейского полка дальнего действия
(третий слева в первом ряду). Осень 1943 года

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии