Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Любовь без хеппи-энда

07 ноября, 2016

Основой спектакля «Перекресток», поставленного режиссером Александром Лобыгиным и показанного в иркутском Доме актера, стали две пьесы Леонида Зорина. Во-первых, знаменитая «Варшавская мелодия», написанная в 1960-х годах, главные действующие лица которой — польская студентка консерватории Гелена и недавний солдат армии-победительницы, а теперь студент и будущий технолог-винодел Виктор. Во-вторых, более поздняя пьеса драматурга, вышедшая уже на исходе XX, — «Перекресток», своеобразная «Варшавская мелодия»-2, в которой герои встречаются через много-много лет. Теперь у них нет имен, они просто Он и Она, которые вспоминают о той встрече, о единственной любви, которую подарила им судьба. Эти две пьесы Леонида Зорина режиссер соединил в одну. Соединение оказалось успешным, без швов, трений и даже шероховатостей.

1.jpg

Итак, в послевоенном 1946-м на концерте в Москве знакомятся двое — полька Геля и Виктор. Влюбляются друг в друга, гуляют по зимней столице, мечтают о будущем, о том, что не расстанутся никогда, а через какое-то время узнают о том, что Сталин запретил браки с иностранцами. Они расстаются, чтобы встретиться через десять лет в Варшаве и еще через десять — в Москве, все больше отдаляясь от своей молодости и друг от друга, все отчетливее понимая, что лучшее в их жизни позади.

А потом через много лет судьба сводит их вновь в одном из европейских аэропортов, и если героев «Варшавской мелодии» разделяли границы государств, но объединяло неугасающее чувство, то персонажи «Перекрестка» друг от друга безнадежно далеки, поскольку между ними существуют уже не внешние границы, а тот внутренний барьер, который окажется непреодолимым. Вот вкратце содержание спектакля.

На сцене минимум декораций, лишь четыре белых стула, такая же белоснежная люстра да гипсовая фигура атлета. Актеры работают органично, естественно, создавая и наполняя атмосферу спектакля, очень точно существуя в жанре. Поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы перенестись то в зал консерватории, где Гелена и Виктор познакомились, то на улицы заснеженной Москвы, то в шумный аэропорт, то в гримуборную, где Гелена, уже известная оперная певица, готовится к выходу на сцену…

2.jpg

В этом спектакле все удивительно просто и естественно. Наверное, именно поэтому на протяжении двух лет, что он идет, ничего не теряется, а только нарастает его глубина, а также число поклонников.

В спектакле заняты актеры разных иркутских театров: музыкального — народный артист России Владимир Яковлев и Александра Гаращук, драматического — Эмма Алексеева и «свободный художник», некогда служивший в ТЮЗе Вампилова, Андрей Корниенко.

Особенно хочется сказать о женской половине, которая, собственно, несет главную нагрузку спектакля, — Эмме Николаевне Алексеевой, играющей Гелену в возрасте, и Александре Гаращук — Гелене в молодости, которые здесь хороши чрезвычайно.

Но и Андрей Корниенко в роли Виктора точен, убедителен, естествен, обаятелен. От спектакля к спектаклю он набирает содержание и глубину. Его герой вначале уверенный, волевой, прошедший войну, но чем дальше, где обстоятельства становятся сильнее их любви, его Виктор все более растерян. Он сдается и отступает, не способный снова идти в бой, бороться.

Владимир Яковлев всегда органичен, эмоционален и заразителен. Легкость, изящество, пластичность, какая-то недосказанность и затаенность в природе этого актера, поэтому зрителям всегда остается возможность для собственных размышлений о персонаже.

3.jpg

Удивителен дуэт постаревшего Виктора, которого он исполняет, и такой же немолодой Гелены — Эммы Алексеевой. Контакт между ними держится силой внутреннего напряжения. Они встречаются случайно, среди улетающих и прилетающих пассажиров, среди суеты и шума, но Она сразу узнает Его, да и возможно ли не узнать, сколько бы лет ни прошло? Она — энергичная, эффектная, экстравагантная, внутренне свободная и раскованная. Он, хмурый, усталый, озабоченный, опустошенный, в ожидании посадки вертит в руках потрепанную книжку с детективами. Теперь это люди разных миров.

Тем не менее зрители в полном недоумении, почему же Он не узнает Ее. Или делает вид, что не узнает? Автор и режиссер не открывает нам этой интриги до конца, и каждый зритель, уходя домой, уносит свои предположения относительно поведения Виктора. Но не случайна реплика героини Эммы Николаевны в самом финале: «Какое счастье, он меня не узнал». Но так ли это? Не узнал ли?

Наверное, зрителям хотелось бы другого финала, счастливого хеппи-энда, но жизнь не сериал со счастливыми концовками. Сложилось так, как сложилось. По прошествии стольких лет Ее и Его уже ничто не сможет связать, примирить, сделать общей их оставшуюся жизнь. Слишком разными оказались их судьбы и пути.

— Но почему он такой толстокожий, как он может ее не узнать? — возмущенным шепотом спросила рядом сидевшая зрительница свою соседку. Та пожала плечами.

А ответ прост. Потому что, по Зорину, не могли они быть вместе. Эта пьеса не о соединении, а об обреченности. Любовь вспыхнула и погасла, один не может любить за двоих, и потому эта любовь была приговорена.

Режиссер, будто предугадывая реакцию зрителей, на мгновение дает возможность героям вспомнить все вновь и на последних минутах спектакля переносит их в молодость, в счастливое прошлое, где им по двадцать лет и где они впервые увидели друг друга в заснеженной Москве на концерте Шопена. Через год после войны…

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Иркутского отделения Союза
театральных деятелей.

На фото: Гелена — Александра Гаращук;

Он — народный артист России Владимир Яковлев,
Она — Эмма Алексеева;

Финал спектакля. Поклон.
Справа — Виктор (Андрей Корниенко)

P. S. Когда готовилась эта статья, стало известно, что творческий коллектив спектакля приглашен драматургом Леонидом Зориным в Москву показать его в Центральном доме актера на Арбате. Так что актеры собираются в дорогу. Пожелаем им удачи!

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии