Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Любовь, любовь, любовь…

11 апреля, 2016

Камерному оркестру «Амадей» исполнилось десять лет

Поразительный секрет открыла мне руководитель камерного оркестра «Амадей» Татьяна Акимова. Почему, как вы думаете, с разными дирижерами один и тот же оркестр звучит по-разному? Те же самые музыканты, те же инструменты, а звук чудесным образом меняется, обретая совершенно новые краски. Мы, слушатели, думаем, что дело в каких-то особых репетиционных приемах, интонационных модуляциях, иногда даже в способах рассаживать оркестрантов, — одним словом, в технической кухне. И очень ошибаемся.

20.jpg

— Секрет кроется в энергетике дирижера, — объясняет Татьяна. — Звучание зависит от того посыла, который он сообщает всему коллективу. Для дирижера весь оркестр является инструментом, точно так же, как я, например, играю на альте, а кто-то на флейте. Никто ведь не спорит, что скрипка или рояль выражают всю палитру чувств и темперамент артиста. Бывает, что за пульт становится человек, который себя плохо чувствует, — и это неизбежно слышится в музыке. Одно время у нас в Иркутске вторым дирижером симфонического оркестра работал Евгений Григорьевич Волынский, удивительный профессионал, выпускник народного артиста СССР Арнольда Каца. Вот у кого оркестр пел! А все почему? Он сам был невероятно легкий, позитивный человек, незамутненный какой-то. Невозможно было не откликнуться на его нежные, внятные жесты, в которых чувствовались доброжелательность и вдохновение.  Жаль, что его давно не приглашали в наш город.

Кстати, именно Евгений Волынский сподвиг солистку симфонического оркестра филармонии Татьяну Акимову создать камерный коллектив виртуозов. Десять лет назад горстка энтузиастов, кому хотелось ярче проявить себя в творчестве, выделилась из большого симфонического котла и начала играть музыку в камерном формате. Они стали продолжателями, наследниками славного камерного оркестра Иркутской филармонии прошлых лет под управлением легендарного музыканта Льва Касабова.

Десять лет назад, 15 марта 2006 года, дал свое первое выступление камерный оркестр «Амадей», руководила которым Татьяна Акимова, а за дирижерским пультом стоял Евгений Волынский. Исполнили Бранденбургский концерт Баха и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы, фактически открыв для земляков поэтическую экспрессию «короля танго». Так началась биография «Амадея». Публика встретила новую музыкальную труппу на ура, по камерному жанру соскучились. Давая интервью для прессы в те дни, Евгений Волынский напомнил о специфике камерного оркестра, который отличает не только особый репертуар, но и принципиально иное «отношение к звуку». В камерном оркестре, по мнению дирижера, «не спрятаться», каждая партия — как на ладони. «Чем музыка прозрачней, тем ее труднее исполнять», — подытожил маэстро. Иногда о камерном оркестре говорят, что это «урезанный» симфонический. Какой же это бедный, «урезанный» взгляд! Камерный — это, напротив, квинтэссенция, сливки большого симфонического. Это собрание солистов и концертмейстеров, самых искушенных и самых неистощимых виртуозов. 

Когда на сцену выходит могучая кучка влюбленных в свое дело музыкантов «Амадея», публика просто обречена на восторг. Красота идеального звука, трепетность эмоциональных переживаний, удивительная прелесть той музыки, которую выбирают исполнители зрителю в подарок, – все это складывается  в невероятный заряд счастья, в капитал упоительной радости, который долго потом не растрачивается в обыденной суете. «Амадей» — это всегда праздник. Шедевры Моцарта, Корелли, Альбинони, Вивальди, Генделя, гениальные творения Шостаковича, Гершвина, Дариюса Мийо под властью их крылатых смычков обретают какое-то неотразимое, сокрушительное обаяние, звучат как неопровержимое доказательство свежести жизни. Кажется, эти несколько человек, слившиеся в согласном порыве музицирования как один организм, просто ликуют, пиршествуют, парят, оторвавшись от земли. И в голову не придет, сколько же гигантского труда затрачено, сколько терний пройдено ради этих волшебных, искрящихся минут!


«Амадей» — это всегда праздник. Шедевры Моцарта, Корелли, Альбинони, Вивальди, Генделя, гениальные творения Шостаковича, Гершвина, Дариюса Мийо под властью их крылатых смычков обретают какое-то неотразимое, сокрушительное обаяние, звучат как неопровержимое доказательство свежести жизни. Кажется, эти несколько человек, слившиеся в согласном порыве музицирования как один организм, просто ликуют, пиршествуют, парят, оторвавшись от земли. И в голову не придет, сколько же гигантского труда затрачено, сколько терний пройдено ради этих волшебных, искрящихся минут!

В первые годы вкалывали с неистовым азартом, практически не думая о заработках. Деньги, какие удавалось выручить от выступлений, вкладывали в свой профессиональный рост: приглашали заслуженных дирижеров, делали с ними новые номера и программы. Такое служение высокой идее ненасильственно отодвинуло людей с другими приоритетами. Остался испытанный, единодушно сыгравшийся костяк. К нему нередко присоединяются известные солисты, яркие вокалисты, прославленные имена. С виртуозами выступали такие большие дирижеры, как Михаил Турич, Михаил Леонтьев, прима Мариинки Валентина Цыдыпова, уникальный балалаечник, профессор Академии музыки им. Гнесиных Андрей Горбачев, один из ярчайших молодых саксофонистов современности Владислав Вальс. Сыграть с симфонистом — французским дирижером Эммануэлем Ледюк-Баромом наши земляки и не мечтали, а вот довелось, причем по его инициативе.

— Ледюк-Баром приехал в Иркутск в 2012 году, чтобы выступить с Губернаторским симфоническим оркестром, — вспоминает Татьяна Акимова. — Он услышал, как мы репетировали «Времена года в Буэнос-Айресе», и подошел ко мне. Сказал, что очень хорошо знает и любит эту вещь и хотел бы нам дирижировать. Я смутилась, призналась, что мы не сможем заплатить ему достойный гонорар. Но маэстро выразил готовность сыграть просто из удовольствия, потому что ему понравилось наше исполнение. Это был невероятный подарок и, конечно, очень лестный момент.

В YouTubeесть неплохая запись этого «аргентинско-французского» выступления «Амадея» на сцене Иркутской филармонии, ощутимо передающая, на мой взгляд, насколько это возможно, магию момента. Оторваться невозможно. Изысканная, менуэтная пластика Эммануэля завораживает, музыка проникает до самого дна души. Андрей Горбачев, сыграв с «Амадеем», восторженно повторял, что так ему не аккомпанировали даже в Москве. Оперная дива Валентина Цыдыпова была в позитивном шоке, оттого что оркестранты ювелирно исполняют музыку и без помощи дирижера. Они делают это довольно часто и легко. Так музыканты чувствуют друг друга, у них словно один на всех слух, одно дыхание и одно вдохновенное сердце.     

Поскольку «Амадей» — коллектив нештатный, это, что называется, «артель свободных художников», живущая самоокупаемостью, за аренду залов им приходится платить. Условия не просто жесткие, а зачастую кабальные. Поэтому так нечасто мы видим полюбившийся оркестр на главных концертных площадках города, поклонникам приходится «караулить» долгожданные выступления, а попасть на сольный концерт «Амадея» — вообще сказочная удача. Зато встреча с коллективом почти гарантирована на конкурсах и фестивалях, где выступают учащиеся музыкальных школ, студенты колледжа имени Ф. Шопена, те, кто начинает свой путь в искусстве. «Амадей» использует любой повод, чтобы дать возможность выйти на публику и сыграть в серьезном концертном формате маленьким и юным музыкантам. Участвуют дети в ежегодном фестивале «Музыка без границ» — за спиной волнующихся «зеленых» солистов надежным тылом бережно звучит камерный оркестр. Празднует юбилей интернат музыкантских воспитанников — и здесь на помощь одаренным сиротам приходят мудрые профессионалы. Без них не обходятся региональные туры конкурса «Новые имена».

Живо откликается «Амадей» на благотворительные призывы, он давал концерты в пользу беспризорных детей в католическом кафедральном соборе, в помощь жертвам землетрясения в Цхинвале, провел творческий вечер в память выдающегося иркутского журналиста, культурного обозревателя Любови Сухаревской.  «Амадей» всегда готов к актам доброй воли.

10.jpg

Есть у музыкантов одна особенная поклонница. Елена Щеколдина пенсионер, человек очень скромной жизни. Она никогда не ходила в филармонию, пока однажды волей случая не угодила туда на концерт «Амадея». С того концерта жизнь ее изменилась навсегда.

— Я вышла оттуда такая счастливая! — рассказывает рядовая зрительница. — Сразу полюбила весь город! Не хотелось топтаться в транспорте, а просто идти — нет, лететь по улицам и улыбаться встречным. Это была эйфория! Любовь с первой встречи, с первого звука. Теперь я часто хожу на концерты, самые разные, но этот оркестр — они мои любимцы. В Японии, я слышала, депрессию лечат горьким шоколадом и музыкой. Меня вылечил «Амадей». Мне кажется, так, как они, не играет никто, с таким удивительным чувством. Они на одной волне друг с другом, с той музыкой, которую выбирают, чтоб в ней предельно выражена была душа.

Елена Щеколдина собирает архив публикаций и документов о своем любимом оркестре, хранит афиши и программки, иногда пишет заметки и сама, с радостью берется при случае распространять билеты на выступления своих кумиров. И они не забывают простодушную почитательницу, приглашают. Им важно и дорого играть для искренних слушателей, восприимчивых и благодарных.

Великий Моцарт, имя которого стало именем и нашего оркестра, уверял, что ни отточенным интеллектом, ни смелым воображением  не удастся достичь вершины в искусстве. «Любовь, любовь, любовь — вот душа гения!» – уверял тот, о ком Пушкин скажет: «Ты, Моцарт, Бог…». Этому завету непревзойденного композитора верны виртуозы иркутского «Амадея».

Марина Рыбак, «Байкальские вести».

Фото из архива камерного оркестра «Амадей».

На фото: Звучит танго Пьяццоллы. На сцене
заслуженный артист России Александр Чудновский
и камерный оркестр «Амадей»;

На фестивале «Байкальские струны» со столичными
солистами (в центре слева направо) Андреем Горбачевым
(балалайка) и Фридрихом Липсом (аккордеон)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии