Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Живет в «Аистенке» Любовь…

12 сентября, 2016

Любовь Калиниченко — четырежды лауреат Губернаторской премии за спектакли «Маленький принц», «Стрелец», «Сказки с небесного чердака», «Маленький воин Эхирит — сын Байкала», трижды лауреат межрегиональных фестивалей кукольных театров Сибири, трижды лауреат межрегионального фестиваля для детей и подростков «Сибирский кот», лауреат II Международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина» (приз за лучшую актерскую работу).


1.jpgЭта актриса всегда удивляет меня своей негромкой интонацией — в том смысле, что не кричит о себе, не заявляет права, не старается быть всегда на виду, в центре внимания. Но в то же время, не прилагая видимых усилий, притягивает людей своим внутренним светом, обаянием, теплотой, доверительностью общения, располагающей улыбкой. Она из разряда тех редких сегодня людей, которые всегда помогут, никогда не оставят наедине с бедой, которым можно выплакаться в жилетку и найти слова утешения.

Я говорю об очень красивом человеке, а это касается ее внешних и внутренних качеств, заслуженной артистке России, актрисе театра кукол «Аистёнок» Любови Калиниченко. 7 сентября она отпраздновала свой юбилей, и я просто не смогла отказать себе в удовольствии накануне встретиться с ней. Предлагаем читателям это интервью.  

— Как в вашей жизни возник театр? «Культурная прививка» наверняка была сделана в детстве?

— Конечно в детстве! И самое замечательное воспоминание — это Дворец пионеров на улице Желябова. Все мое детство прошло там. Я из предместья Рабочего. Мои родители всю жизнь работали на заводе имени Куйбышева. Жили очень скромно. Долго я маму просила отвести меня заниматься балетом. Мама привела, но было поздно, я тогда училась в третьем классе и по возрасту для балета уже была «старой», надо было заниматься лет с шести. Но, на мое счастье (вот что значит случай!), оказалось место в народном театре кукол «Петрушка», который работал при Дворце пионеров.

Это был 1966 год, и с тех пор я занималась в этом театре много-много лет. Руководитель нашего коллектива Анна Илларионовна Гагаркина была в прошлом актрисой ТЮЗа. Она умела увлечь творчеством самых отпетых мальчишек-хулиганов, которых она превращала потом в хороших, талантливых детей, умела в каждом разглядеть способности.

На детей всегда ведь влияет личность педагога, а наша Анна Илларионовна была настолько заразительна, умна, добра, что все мы были под обаянием ее личности, все очень ее любили. И новички, приходившие в наш театр, никогда не уходили. Однажды во дворце шли какие-то спортивные соревнования, а затем всех участников пригласили посмотреть наш спектакль, и, видимо, под воздействием увиденного некоторые мальчишки-спортсмены потом пришли к нам в «Петрушку», им понравилось. В их числе был и Андрей Николаевич Калиниченко, тогда мы и познакомились, ему было 15 лет, а мне 14. Мы вместе играли в сказке Маршака «12 месяцев». Он — профессора, я — месяц Апрель. А потом во многих других.

2.jpg

— Вас, значит, соединила судьба по интересу, а позже возникли и личностные отношения…

— Да, в феврале этого года мы отметили 40 лет свадьбы. Мы с Андреем недавно говорили о том, что встретились и влюбились друг в друга в возрасте Ромео и Джульетты. Вспоминали, что и для меня, и для него Дворец пионеров был больше чем увлечением, он был любовью, страстью, интересом, отдушиной, то есть местом, куда мы несли свои радости и печали. А кроме этого, нам нравилось, что театр нас поднимал над обыденностью. В разное время мы побывали от нашего театра: он — в «Артеке», я — в «Орленке». Мы ездили с Анной Илларионовной. Она была инициатором поездки и даже добилась, чтобы нас принял Сергей Образцов в своем знаменитом Театре кукол. Поэтому ездили мы через Москву.

Нам всем сшили желтые курточки, а в тот день, когда мы приехали, в Театре кукол шел взрослый спектакль «Под шорох твоих ресниц». Нас пустили за кулисы, и мы смотрели, как актеры работают, и тут нас увидел Сергей Образцов и удивленно спросил: «А это что за цыплята?». «А это из Сибири цыплята», — ответила Анна Илларионовна. Я смутно помню разговор, мне тогда было 12 лет, но само ощущение увиденного, атмосфера и улыбающийся Образцов остались в памяти.

Оттуда мы поехали в «Орленок». Кроме отдыха, мы там учились. У каждого была своя маленькая парта, учебники. Мы пробыли там целый месяц. Об этой поездке остались самые яркие впечатления. Судите сами: девочка из Сибири впервые попадает в столицу, а потом в «детский рай» — пионерлагерь, который был доступен очень немногим школьникам. Это тоже было культурной прививкой, которая осталась на всю жизнь.

— Значит, своим вопросом я попала в точку…

— Конечно. А наш театр и нашего руководителя мы все просто обожали и даже на летние каникулы не хотели расставаться. Мы все лето работали в пионерских лагерях, когда остальные школьники отдыхали. Причем все три сезона, и никто не отказывался, наоборот, все очень этого хотели, стремились. Всем нравилось быть артистами, и даже не возникало вопросов об отдыхе — для нас эти поездки и были отдыхом. У нас был девиз: «Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по 15». И с этим девизом мы всю жизнь идем по жизни вместе с Андреем Николаевичем и как-то в душе не ощущаем свой возраст.

— Наверное, потому что всю жизнь «играете в куклы»?

— (Смеется) Видимо, так.

— А какие спектакли, сыгранные или поставленные вами уже в «Аистёнке», вам наиболее дороги?

— Это, конечно, «Маленький принц» в постановке Сергея Болдырева. Он уже много лет в нашем репертуаре. Я в нем играю Маленького принца уже 15 лет, много актеров за эти годы в нем сменилось, но мы стараемся его сохранять, беречь. Столько же лет я играю в спектакле, который сама поставила, «Метёлыч и Бантик». Как-то, это было в начале двухтысячных, иркутское отделение Союза театральных деятелей проводило в Доме актера конкурс самостоятельных работ, и я с этим спектаклем получила первое место.

Более двадцати лет идет у нас «Машенька и Медведь», а старожил у нас — это «Таинственный Гиппопотам», ему уже 30 лет, и ровно столько же в нем я играю Бегемотика Борю. С этим спектаклем мы объехали всю нашу область, много раз показывали его на гастролях по стране. Тема его очень трогательная: мы часто где-то вдали ищем друга, не замечая, что самый преданный, верный друг находится рядом.

4.jpg

— А что или кто сегодня вас может привести в восторг?

— Одно время я преподавала в Иркутском театральном училище, вела там мастерство актера театра кукол под руководством Валерия Кирюнина, а художественным руководителем курса был Виталий Константинович Венгер. Мы выпустили очень хороший и талантливый курс. Кто-то уехал в Питер, кто-то в Москву, кстати, они там очень востребованы, хорошо работают. У нас остались семь человек, трое потом тоже уехали, а вот Роман Бучек, Диана Бронникова, Наталия Кёрн до сих пор работают в нашем театре, это «золотые ребята» в смысле актерских способностей, самоотдачи. Меня может привести в восторг, как они играют, то есть их поколение. Ничего не потеряно, традиции живы. Иногда просто до слез трогательно. То, что мы в них вложили, что им отдали, они несут в себе и передают зрителям.

Когда со спектаклем «Сказки с небесного чердака», который получил Губернаторскую премию, мы были в Санкт-Петербурге, к нам пришли мои ученики. Они посмотрели спектакль и зашли поблагодарить, «просто дотронуться», как сказал один из них, потому что здесь они увидели меня не просто как педагога, а еще и как актрису. Спектакль им очень понравился. Конечно, я испытала внутренний восторг.

А еще иногда после спектакля книгу отзывов откроешь, прочитаешь и получаешь удовлетворение. Хорошие слова зрители пишут, благодарят. Это подпитывает, и хочется в следующий раз играть еще лучше.

— Вы в жизни дисциплинированный человек?

— Если я сама ставлю спектакль, то да, конечно. А когда вне работы, то иногда расслабляюсь, стараюсь не быть строгой и пунктуальной, хотя все равно приходится, потому что семья большая, у нас два сына, и, хотя у них свои семьи, мы в меру сил стараемся им помогать.

— А каким вы видите свой театр через 20—30 лет?

— О, так далеко я и не заглядываю. Думаю, что еще на моем веку сделают реконструкцию театра, малую сцену, ну хотя бы пристрой к театру. Очень не хватает помещений. Когда мы готовимся к новогодней кампании, приходится закрывать театр, так как репетиции идут на сцене, а больше репетировать негде, а если бы была еще небольшая сцена, можно было бы работать, параллельно принимая зрителей.

Какие мы видели театры кукол! Например, в Омске — театр «Арлекин». Это чудо! Трехэтажное здание, где есть зимний сад с попугаями, черепашками, есть музей театра, сцена поднимается и опускается, очень современная световая и музыкальная аппаратура. Все лестницы театра увешаны куклами, а у нас куклы моль съедает, хранить негде.

— Вы — четырежды лауреат Губернаторской премии за спектакли «Маленький принц», «Стрелец», «Сказки с небесного чердака», «Маленький воин Эхирит — сын Байкала», трижды лауреат межрегиональных фестивалей театров кукол Сибири, трижды лауреат межрегионального фестиваля для детей и подростков «Сибирский кот», лауреат II Международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина» (приз за лучшую актерскую работу)… Еще можно долго перечислять все ваши заслуги и награды — и все равно что-нибудь упустишь. А что бы вы еще хотели сделать, что в вашей жизни еще не случилось?

— Когда мы выпустили курс в театральном училище, разговор шел о том, чтобы набрать снова, но пока есть определенные проблемы. Сначала, когда я была загружена выше головы и в театре, и в училище, я так уставала и говорила себе, что выпустится этот курс—и всё. Теперь прошло время, я снова скучаю по училищу, по студентам, по той молодости и юности, в которых всегда бурлит океан фантазии, который подпитывает, и я, как человек опытный, могу с ними делиться, чему-то их научить, что-то отдать. Хотелось бы снова поработать со студентами.

Конечно, как любой актрисе, хотелось бы сыграть в новом спектакле, где была бы острохарактерная роль. Мы, артисты, постоянно в ожидании этого чуда. Я всегда активно и много занята в репертуаре. Как-то села и подсчитала, сколько же я сыграла за прошедшие годы, получилось более 80 ролей. Оттого, что сейчас их у меня не так много, я стала писать пьесы. Лет десять я ставила интермедии возле ёлки на Новый год, а потом главный режиссер Юрий Анатольевич Уткин предложил: если нравится и получается, почему бы не писать новогодние пьесы для нашего театра. Я пишу камерные, маленькие домашние сказки, которые рассказывают детям понятным, доступным языком о любви, справедливости, о добре. Так я написала «Две внучки», «Я Бабайку не боюсь», «Байкальское чудо», «Новый год наоборот», «Ледяная сказка», «Приходите в гости». И еще у меня была пьеса «Школа волшебников» по «Золушке». Когда я преподавала в училище, студенты на третьем курсе ее играли.

У меня росла внучка Полина, и мы вместе с ней придумывали сказки, а сейчас ей уже 14 лет. Мой старший внук Дима в Питере учится в военной академии, а два месяца назад у младшего сына Ильи родилась дочь, наша внучка Варенька. И так как я фанат своего «кукольного» дела, то мне хочется, чтобы оно продолжалось. Поэтому мечтаю взять детский коллектив при школе или при Дворце детского творчества и влюблять их в мир сказки, в мир куклы. Или просто помочь им найти свою дорогу в жизни.

— Что для вас счастье?

— Мне кажется, что вот идет она, жизнь, и это уже счастье. Рядом моя семья, любимая работа, которая приносит радость. Фестивали, гастроли, поездки  — все это оставляет в душе столько хороших эмоций, впечатлений. Порой мы с Андреем Николаевичем расставались, уезжая группами в разные города со спектаклями, но когда встречались после разлуки, это было счастьем. Сейчас мы еще не ударились в воспоминания и не живем только прошлым, мы живем настоящим, его заботами, тревогами, радостями. Вот родилась у нас недавно внучка, это разве не счастье?! Вообще, жить надо сегодняшними ощущениями, ценить каждый прожитый день, час, мгновение и всегда помнить тот пионерский девиз, который сопровождает нас с детства: «Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по 15». Он дает такой замечательный заряд бодрости, с ним и идем по жизни!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Любови Калиниченко и Иркутского
областного театра кукол «Аистёнок».

На фото: Любовь Калиниченко;

В спектакле «Маленький принц»;

В спектакле «Метёлыч и Бантик» в роли Бегемота. 
В роли дворника Метёлыча — артист Роман Зорин

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии