Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лечиться, лечиться и лечиться...

12 декабря, 2011

 

 


Здоровье будут охранять. В основном

 

 

Новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», подписанный президентом Российской Федерации и вступающий в силу уже в декабре 2011 года, передает полномочия управления медицинскими учреждениями на уровень региональных властей, вводит новое понятие «медицинского вмешательства» и потребует принятия десятков подзаконных актов. Обо всем этом министр здравоохранения Иркутской области Дмитрий Пивень рассказал на пресс-конференции, состоявшейся 7 декабря.

 

Полномочия для субъектов...

Областной министр здравоохранения заявил, что новый закон будет базовым, регулирующим понятия и отношения в системе охраны здоровья. По объему он в три раза больше своего предшественника — действующего федерального закона с почти таким же названием, разделяет в сфере охраны здоровья полномочия федеральных органов власти, региональных структур и местного самоуправления.

Главным нововведением стала передача всех полномочий в сфере охраны здоровья субъектам федерации; муниципальная система здравоохранения сохранит самостоятельность только в том случае, если региональные власти примут такое решение.  Дмитрий Пивень не стал уточнять, в каком случае у региональных властей может возникнуть такое желание. Можно очень осторожно предположить, что оно не возникнет вовсе, потому что вместе с полномочиями на следующий уровень передаются и соответствующее финансирование, и возможность распоряжаться имуществом, а также привлекать субсидии и трансферты «на дальнейшее развитие». Медицина же является второй или третьей по объему статьей расходов в любом региональном бюджете, так что от еще одного весьма весомого куска никто в здравом уме не откажется.

 

 


Главным нововведением стала передача всех полномочий в сфере охраны здоровья субъектам федерации; муниципальная система здравоохранения сохранит самостоятельность только в том случае, если региональные власти примут такое решение.  Дмитрий Пивень не стал уточнять, в каком случае у региональных властей может возникнуть такое желание. Можно очень осторожно предположить, что оно не возникнет вовсе, потому что вместе с полномочиями на следующий уровень передаются и соответствующее финансирование, и возможность распоряжаться имуществом, а также привлекать субсидии и трансферты «на дальнейшее развитие»...
 

...и механизм для пациента

Большой раздел в новом законе посвящен правам и обязанностям всех сторон процесса лечения — медицинского учреждения, медицинских работников, страховых компаний и собственно пациентов. Определены и органы, которые могут уточнять и детализировать эти права. Министр на полном серьезе утверждал, что у пациента наконец-то появилась реальная возможность выбора врача, причем на самом первичном уровне медико-санитарной помощи — можно будто бы выбирать уже участковых. Право, уточнил министр, было в законодательстве давно, но механизма не было.

Теперь появился механизм, но вот есть ли возможность? Что могут выбирать люди в тех поселках, где главным медицинским событием года является визит санитарного поезда «Федор Углов»? Как реализовать это право в реальности, если врачей банально не хватает, а те, что есть, тоже люди и иногда болеют, из-за чего коллегам приходится «закрывать» соседние участки как амбразуру вражеского дота, министр не пояснил.  Да и вряд ли об этом сказано в законе.

Зато там сказано, что в случае необходимости дальнейшего лечения пациент должен быть проинформирован о наличии в регионе нескольких учреждений, специализирующихся на данном заболевании. Это тоже можно оценить как шутку: в некоторых районах Иркутской области нет даже районной больницы, не говоря уже о специализированных клиниках. Поэтому больные с деньгами все чаще склоняются в пользу зарубежных клиник, а в структуре смертности первое место занимают болезни системы кровообращения — причем так давно, что можно было построить пару-тройку специализированных центров даже нашими неспешными темпами.

Министр так же серьезно уверил, что новый закон строго ограничивает право врача и медицинских работников вообще общаться с производителями конкретных медицинских препаратов. Как известно, такое общение обычно заканчивается тем, что врач начинает прописывать пациентам не то, что лечит, а то, за что ему приплачивают. Отныне это категорически запрещено. Как и выписка рецептов на бланках «неустановленного образца» с логотипами фармацевтических компаний и названиями препаратов.

Правда, механизма контроля нет, он, по мнению министра, должен появиться позже. Вроде бы за это даже установлена ответственность, карающая даже за факт приема подарков от фармацевтов. Это, конечно, проблема. Но не менее существенная заключается в том, что российские врачи в полном согласии с российскими законодателями отказываются применять многие препараты только на том основании, что они не прошли какие-то там проверки у российских медицинских бюрократов. В законе об этом ни слова, а цена этим недомолвкам — человеческие жизни.

 


Министр на полном серьезе утверждал, что у пациента наконец-то появилась реальная возможность выбора врача, причем на самом первичном уровне медико-санитарной помощи — можно будто бы выбирать уже участковых... Как реализовать это право в реальности, если врачей банально не хватает, а те, что есть, тоже люди и иногда болеют, из-за чего коллегам приходится «закрывать» соседние участки как амбразуру вражеского дота, министр не пояснил.
 

 

Пожалуйся туда, не знаю куда

Чем дальше говорил министр, тем более странным выглядел пока еще действующий старый закон о медицинской помощи. В нем, как оказалось, не было даже определения качественной медицинской помощи. То есть слова такие были, а конкретного и внятного определения — нет.

В новом законе определение появилось, причем вместе с описанием системы контроля за качеством — внутренней, в самом медицинском учреждении, и внешней: теперь качество смогут контролировать даже общественные объединения пациентов, роль и полномочия которых тоже расписаны в отдельной статье закона.

Есть и статьи о некоммерческих объединениях врачей и фармацевтов — они получили права взаимодействовать с органами власти, выступать с инициативами и защищать права своих членов.

Чуть позже, отвечая на вопросы, министр пояснил, что в законе теперь сказано, как пациент может озвучить свои претензии и куда он может заявить о своей неудовлетворенности качеством лечения. Оказалось, что структуры ровно те же, что все мы знали до сих пор, — от главврача до суда.

О значимости и эффективности расследования этих жалоб говорит один простой факт: министр здравоохранения не знает, сколько было таких жалоб — ни в прошлом году, ни в нынешнем. То есть министру вообще все равно — были ли жалобы, как их разбирали, чем закончились разбирательства, какие меры приняты и какое наказание понесли те медицинские работники, которые были признаны виновными в ненадлежащем исполнении обязанностей.

 


Центры, которые работают вроде бы бесплатно, на средства бюджета и фонда обязательного медицинского страхования, занимаются теми, кто вообще не болеет. В то же самое время действительно больные люди стоят в очередях обычных поликлиник часами и получают рентгеновские снимки, на которых даже наши же иркутские врачи пишут откровенно: «Качество снимка крайне низкое».
 

 

Если хочешь быть здоров...

Проиллюстрировать работу нового закона позволяют так называемые центры здоровья, которых в Иркутской области создано аж 18 — по девять взрослых и детских. Теоретически при населении в 2,5 млн человек на каждый такой центр приходится 139 тысяч человек. В реальности в 2010 году их посетило 19 тысяч человек, в январе — сентябре 2011 года — 26 тысяч, то есть, по грубой оценке, восемь человек в рабочий день на центр.

Главное назначение таких центров, по словам министра, — «сохранить здоровье здоровых», их деятельность ориентирована на ту группу населения, которая «больной себя еще не считает».

Столь тонкая градация в сочетании с количеством посещений заставляет предположить, что жители Иркутской области оценивают реальное состояние своего здоровья довольно невысоко либо же знают старинную поговорку медицинских работников: здоровых нет, есть необследованные.

Дмитрий Пивень заверил, что центры здоровья оснащены необходимым оборудованием и укомплектованы врачебными кадрами. Роскошно жить не запретишь: центры, которые работают вроде бы бесплатно (в чем усомнилась как минимум одна журналистка, уже побывавшая в таком учреждении) — на средства бюджета и фонда обязательного медицинского страхования, занимаются теми, кто вообще не болеет.

А в то же самое время действительно больные люди стоят в очередях обычных поликлиник часами и получают рентгеновские снимки, на которых даже наши же иркутские врачи пишут откровенно: «Качество снимка крайне низкое». За низким качеством, между прочим, может последовать столь же некачественный диагноз, а за диагнозом — увеличенное на единицу значение в графе «смертность».

Министр заверил, что постепенно центры, занимающиеся, по сути, диагностикой и перераспределением пациентов с выявленными заболеваниями по лечебным учреждениям, будут созданы при всех поликлиниках. Пока же это чудо медицинско-бюрократической мысли работает в системе обязательного медицинского страхования, то есть с теми, кто прикреплен к конкретной поликлинике, и проблемы с «иногородними» не возникли именно потому, что услуги центров вообще не пользуются спросом.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии