Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Беззаконие и бессилие

16 мая, 2016

Рубки леса в пригородах Иркутска продолжаются

11 мая состоялось заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии  и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области. Депутаты заслушали доклад министра сельского хозяйства Ильи Сумарокова о вовлечении в оборот неиспользуемых пахотных земель и ознакомились с ответом прокуратуры области на один из депутатских запросов.

1.jpg

Непонятая целина

Министр сельского хозяйства сообщил депутатам, что в Иркутской области 2,88 млн гектаров земель сельхозназначения, из которых пашни — более 1,3 млн га. Из них в 2015 году не были использованы более 730 тыс. га — ни под посевы, ни под пары. При этом основное сокращение площадей отмечалось до 2010 года, а с 2011 года начался небольшой рост использования. Наиболее успешно этой деятельностью занимаются крестьянско-фермерские хозяйства — они вернули в оборот более 83 тыс. га.

В дальнейшем правительство, и министерство сельского хозяйства в частности, планирует активно вводить земли в оборот, акцентируя внимание на тех участках, которые были когда-то выделены в качестве долей работникам коллективных хозяйств. Большинство из них были заброшены, зарастают лесом и создают «неблагополучную лесопожарную и фитосанитарную обстановку» — проще говоря, зарастают сорняками и молодым лесом, который первым сгорает при каждом лесном пожаре.

Министр перечислил обширный перечень мероприятий, организованных и выполненных правительством для того, чтобы муниципальные образования принимали неиспользуемые земли в свою собственность, а затем перепродавали крестьянским хозяйствам.

— Распространены случаи, когда крестьянско-фермерские хозяйства обрабатывают такие земли без правоустанавливающих документов и могут понести большие потери при привлечении их к административной ответственности. Министерство готово предоставить муниципальным органам власти субсидию на проведение кадастровых работ — только в 2015 году было выделено более 17 млн рублей, оформлено в собственность более 24 тыс. га. В 2016 году мы выделили уже более 3 млн рублей и считаем необходимым оставить эту статью расходов в областном бюджете, даже несмотря на то, что на федеральном уровне ее отменили, — пояснил Илья Сумароков.

Мы за ценой не постоим?

Депутат Илья Сумароков усомнился в эффективности предложенных мер: он считает, что заброшенные земли не будут вовлечены в сельскохозяйственный оборот, расходовать средства бессмысленно и власти Иркутской области занимаются бесполезной работой. Представители министерства сельского хозяйства признали частичную правоту депутата, но отметили, что в некоторых районах земля пользуется большим спросом. Более того, часть земель числится заброшенной, а на самом деле ее активно обрабатывают. Штраф за подобные деяния в 2016 году вырос до 100 тыс. рублей, поэтому оформить землю по закону было бы полезно для всех.

Депутаты Аполлон Иванов, Дмитрий Баймашев и председатель комитета Кузьма Алдаров усомнились в правильности принятых решений. С одной стороны, эффективность принятых мер, как считают депутаты, не соответствует приложенным усилиям, а с другой – возвращенные в оборот земли все равно будут не слишком плодородны. Средства, потраченные на их возращение, можно было направить на другие меры поддержки сельского хозяйства.

Представители министерства не согласились с этим заявлением: Иркутская область является одним из всего четырех субъектов РФ, которые получают специальную федеральную субсидию на поддержку низкоплодородных земель. Ключевая роль в возвращении земель принадлежит главам муниципальных образований: без их усилий, их доброй воли ни забрать заброшенные земли у владельцев паев, ни оформить их в собственность с последующей продажей крупным сельхозпроизводителям не получится.

Депутаты же упирали на то, что земли станут предметом спекуляции и правильнее было бы отдать их бесплатно — «тем, кто занят реальным производством и может обрабатывать». Точку в дискуссии поставил Кузьма Алдаров: задача по возвращению земель в оборот поставлена президентом, эту работу нужно выполнить. Министерство сельского хозяйства должно разработать и представить депутатам «дорожную карту» по возвращению земель и проработать вопрос по возобновлению программ приобретения в лизинг различной техники — без нее землю обработать нельзя, а цена в 2016 году резко выросла.

2.jpg

Неуязвимый Стелькин

Запрос депутата Законодательного собрания Иркутской области Владимира Матиенко (избирательный округ № 4) к прокурору Иркутской области Игорю Мельникову «О законности рубки лесных насаждений в пойме реки Каи у СНТ «Изумруд» (4-й километр тракта на Мельничную Падь) был принят в начале 2015 года. По результатам проверки было установлено, что еще в январе 1992 года постановлением главы Иркутского района 75,3 га земли были выделены из совхоза «Кайский» и переданы для совместного ведения крестьянского хозяйства гражданам Стелькину, Парфенову, Трушкову и Демину. Впоследствии, в 2009 году, мэр Иркутского района Игорь Наумов — как считает прокуратура, вопреки действовавшему законодательству — передал два участка из аренды в собственность гражданам Парфенову и Стелькину. Затем был оформлен договор дарения, и собственником обоих участков стал один Стелькин.

После того как прокуратура вынесла в адрес мэра Иркутского района два представления, Игорь Наумов представил изданные им в апреле 2015 года постановления об отмене постановления от января 1992 год и актов 2009 года. Таким образом, акты, на основании которых Стелькин стал владельцем земельных участков, были объявлены утратившими силу. Однако, поскольку право собственности было оформлено в установленном законом порядке, постановления мэра могли быть оспорены в суде. Прокуратура обратилась в суд для окончательного прояснения вопроса — суд до сего дня решения не вынес.

В свою очередь господин Стелькин оспорил постановления мэра Иркутского района от апреля 2015 года в суде, и в сентябре 2015 года районный суд, а в январе 2016 года и апелляционный суд признали его правоту. Поскольку по факту участки были покрыты лесом, но по документам числились землями сельхозназначения, разрешения на вырубку не требовалось. Единственное, что удалось предъявить Стелькину, так это нарушение водоохранного законодательства: он вырубил лес прямо на берегу реки Каи. В марте 2015 года было возбуждено уголовное дело по ст. 246 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ). Но и тут Стелькин отбился от всех обвинений — следственный орган вынес постановление о прекращении дела за отсутствием состава преступления. Прокуратура проверила это решение и согласилась с ним, констатировал заместитель прокурора области Андрей Некрасов в своем письме в адрес Законодательного собрания.

«Ну ладно, ну подумаешь…»

Парламентарий Илья Сумароков оценил ответ прокуратуры как «безобразие»: «Возле закона ходим, но закон не применяем. Ответственность куда-то передвигаем — то на мэра, то еще на кого-то». Старший помощник прокурора Ольга Борисова только развела руками: прокуратура не может даже оценить объем нанесенного ущерба, а приглашенные эксперты не сочли этот ущерб значительным. Депутат Владимир Матиенко попросил объяснить: почему суд не рассмотрел иск прокуратуры в течение года? Ольга Борисова пояснила, что судья Лариса Горбачук своим решением приостановила рассмотрение дела до того момента, как суд рассмотрит иск Стелькина к районной администрации. Сейчас слушания по делу назначены на 2 июня.

— Судья руководствуется нормой закона и своим убеждением, — пояснила Ольга Борисова.

— Мы это чувствуем на своей шкуре, — согласился Владимир Матиенко. — Лес рубят прямо на берегу Каи, а события преступления якобы нет. Из 75 гектаров там было 40 гектаров элитной сосны. Берег Каи остается голым.

— Да это вообще в вашей компетенции? — поинтересовался Кузьма Алдаров у представителей прокуратуры. И, получив утвердительный ответ, развел руками: — Ну, я не знаю, что и сказать…

— Я знаю: налицо коррупционная схема с участием жулика и администрации Иркутского района. Давайте соберем новую, нормальную экспертную группу, это же на берегу Каи, рядом с городом все творится. Мы власть или нет? — возмутился Владимир Матиенко.

— Давайте признаем: прокуратура не принимает достаточных мер. Скоро там начнутся самосуды. Говорим о явных вещах, а прокуратура так расслабленно: «Ну ладно, ну подумаешь…», — согласился с коллегой Илья Сумароков. — Надо оставить это дело на контроле и потребовать принять меры.

Владимир Матиенко напомнил коллегам об очередном безобразии на 21-м километре водохранилища, где кемпинг-отель «Елочка» уничтожает очередной участок берега. Депутат заявил, что на ближайшей сессии он будет обращаться с очередным запросом.

— Мы импотенты, а не власть. В прошлом году я кое-как остановил людей из СНТ «Изумруд», которые готовы были пойти и ночью сжечь технику этого Стелькина. Я их тогда упросил, потому что они бы за это сели. А Стелькину все сходит с рук. Я прошу Кузьму Алдарова выступить на сессии и потребовать: привлечь к ответственности всех, кто уничтожает лес вокруг Иркутска, — сказал Матиенко.

Кузьма Алдаров поддержал это требование, и даже Ольга Борисова согласилась: дело нужно оставлять на контроле.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Любови Аликиной.

На фото: Пойма реки Каи. Февраль 2015 года.
 С тех пор ситуация стала еще хуже  

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии