Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Куда ведет железная дорога

02 сентября, 2013

 

27 августа правительство Иркутской области послужило площадкой для проведения заседания Восточно-Сибирского межрегионального координационного совета.  Представители Прибайкалья, Бурятии и Забайкальского края обсудили особенности пригородных перевозок и перспективы развития БАМа. В мероприятии принял участие Владимир Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги».

 

Проблемы и перспективы

Встреча началась с приветствия Владимира Якунина, которое больше напоминало доклад. Владимир  Иванович  обрисовал некоторые проблемы и перспективы железнодорожной отрасли, а также обозначил основные аспекты сотрудничества РЖД с региональными властями.

Накануне визита в Иркутск он посетил Кемерово, где президент России Владимир Путин провел совещание. Сибирским коллегам железнодорожник привез те же невеселые вести, что и главе государства. Президент  ОАО «РЖД» рассказал, что с начала этого года произошло значительное снижение объема погрузки, в том числе на Восточно-Сибирской железной дороге — на 0,8 процента, а у соседей, на Забайкальской железной дороге, объем погрузки сократился более чем на 37 процентов.

— В докладе президенту я говорил, что в настоящее время мы принимаем повышенные объемы с точки зрения организации перевозки, но в лучшем случае это позволит нам закончить год по отношению к предыдущему  с минусом 2,4 процента, — поделился Владимир Якунин.

По его словам, в РЖД еще в прошлом году почувствовали негативные тенденции и сократили расходы на 80 миллиардов рублей. Сейчас в компании сосредоточены на повышении собственной эффективности и производительности труда. Работой этой занимаются системно, особое внимание уделяя аналитике. Как считают специалисты, в последнем квартале текущего года снижение экономической активности продолжится. Территории, конечно, не могут оставаться в стороне. Успешная деятельность любого предприятия на территории субъекта федерации — это прямые доходы местного бюджета, уверены участники заседания. Речь идет и о закупках, и о налоговых отчислениях.

Рациональное распределение вагонного парка — еще одна актуальная проблема. Количество вагонов на порядок превосходит потребность. Поэтому Владимир Якунин попросил власти регионов уделить внимание этому вопросу, а особенно – частным владельцам.

Выступление продолжила тема организации безопасного движения на железнодорожных переездах. 18 из них находятся под угрозой закрытия: они либо перегружены, либо находятся в аварийном состоянии. Загвоздка в отсутствии полноценной альтернативы: объездных дорог и автомобильных путепроводов.

Проблема менее специфическая — кадровая — также знакома железнодорожникам не понаслышке. По словам Якунина, РЖД реализует комплексный план мероприятий, чтобы привлечь новых работников и не потерять старых. Особенность его в отсутствии дополнительных затрат, компания и тут придерживается принципа разумной экономии. Упор делают на систему льгот и компенсаций.

После Владимира Якунина собравшихся поприветствовал губернатор Приангарья Сергей Ерощенко, обозначив для всех основное направление своей работы:

— Трудно переоценить значение железных дорог для любого региона России, и для Иркутской области особенно. Развитие дорожной сети тесно связано с развитием промышленности и, как следствие, с улучшением качества жизни людей. А это главный приоритет работы областного правительства.

 

По пути модернизации

Как сложится судьба главной стройки прошлого века в ближайшие годы? Вопрос развития Байкало-Амурской магистрали стоял в повестке заседания под номером один. А в начале обсуждения вновь вспомнили о президенте Российской Федерации. Именно он поручил правительству разработать стратегию модернизации БАМа (а также Транссибирской железнодорожной магистрали). Президенту РЖД такой национальный план явно пришелся по душе. Решение о выделении на эти цели государственных субсидий он назвал эпохальным, так как новый виток развития станет мощным экономическим импульсом для всей страны.

— Однако все требует взвешенного подхода, — прокомментировал Владимир Якунин. — У нас сегодня виды транспорта развиваются стихийно. То срочно решается вопрос дотирования дальних пассажирских авиаперевозок, то вдруг все решают, что можно заменить железную дорогу локальной авиацией. Давайте к развитию БАМа подойдем иначе, согласованно.

Системный подход предполагает не только движение вперед. Важно также не оставлять в прошлом нерешенных проблем. Общий объем перевозимых по местному участку БАМа грузов — 20 млн тонн. Количество внушительно, а для определенных участков железной дороги даже слишком. Возросший грузооборот привел к появлению узких мест, расширение которых в рамках модернизация БАМа и Транссиба должно увеличить пропускную способность магистрали со 110 до 165 млн тонн грузов в год. Заместитель полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Андрей Филичев уточнил список станций, попадающих под «расширение»: Тайшет, Лена, Нижнеудинск, Слюдянка.

Для того чтобы ликвидировать инфраструктурные ограничения в Западной части БАМа, в РЖД запланировали строительство около 430 км дополнительных главных путей и двухпутных вставок, нескольких десятков разъездов, а также развитие отдельных станций. Источники финансирования называют различные: тут и федеральный бюджет, и фонд национального благосостояния. А Сергей Ерощенко напомнил об Инвестиционном фонде Иркутской области.

Судя по выступлениям приехавших на координационный совет спикеров, в каждом регионе вопрос развития Байкало-Амурской магистрали  прочно ассоциируют с освоением ресурсной базы. Развитые транспортная инфраструктура и промышленность в сумме дают рост экономики. Так, в Забайкалье возлагают надежды на Апсатское месторождение коксующихся углей, несколько месторождений цветных металлов (в перечне которых доминирует медь) и др. Один момент попросили внести в протокол представители края: строительство новых путей не синхронизировано по времени со стартом разработки ресурсной базы. Начало работ на железной дороге по возможности надо перенести на более ранний срок. Бурятия ресурсами тоже не обделена, но использовать их в полной мере мешает нехватка электроэнергии.

Власти Иркутской области, в свою очередь,  нацелены на освоение Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения в Катангском районе, еще готовится проект по обратной закачке газа в пласт на Яракте.  Также среди приоритетных — месторождение калийных солей в Катангском районе и месторождений рудного золота близ Бодайбо.

Поделились своим взглядом на комплексное развитие территорий  исполняющий обязанности первого заместителя председателя правительства Забайкальского края Алексей Шеметов, зампред правительства Республики Бурятия Николай Зубарев, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен. Слово взял и начальник ВСЖД Василий Фролов. Он рассказал о перспективах и приоритетах модернизации магистрали в границах Восточно-Сибирской железной дороги.

Подсчитано, что потребность финансирования всех мероприятий составляет 562 млрд рублей. Ожидаемые результаты вполне сопоставимы с требуемыми капиталовложениями. Губернатор Приангарья отметил, что в результате реализации задуманных проектов появится около ста тысяч рабочих мест. Также  увеличатся налоговые отчисления в бюджеты разных уровней, упомянул губернатор и довольно быструю инвестиционную отдачу.

 

Взаимовыгодный союз

Открывая обсуждение второго заявленного в повестке вопроса, Владимир Якунин призвал участников встречи сосредоточиться на его проблемной составляющей:

— Мы должны обговорить организацию транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении. Прошу вас не устраивать презентации и не озвучивать статистику, а рассказать о проблемах, с которыми вы не в силах справиться самостоятельно.

А таковых у сибирских отделений РЖД нашлось немало. В числе общих экономических проблем всех трех территорий — объем выпадающих доходов (то есть тех, что не были учтены в период формирования тарифа). В прошлом году эта сумма составила около трех миллиардов, государство же компенсирует менее одного миллиарда. Как выяснилось, более всех в организации пригородных перевозок преуспела Иркутская область, а в наихудшем свете предстала Бурятия, у региона большие долги, и дело может дойти до суда. Отметим, в нашей области субсидия будет покрывать более 63 процентов перевозок, а в Бурятии и Забайкальском крае — 31 и 15,9 процента соответственно.

— Я прекрасно понимаю эти трудности. Но мы за год обязательно должны решить проблему текущей задолженности. Для этого надо сократить эксплуатационную стоимость пригородных перевозок и определиться с их точным объемом, — сформулировал задачи глава Российских железных дорог.

Как рассказал заместитель начальника департамента пассажирских сообщений Максим Артемов, в этом году многие регионы и РЖД обращались в федеральные органы по этому поводу, и в июле Министерство экономического развития внесло в правительство Концепцию развития пригородного пассажирского сообщения. Один из пунктов этой концепции предусматривает предоставление инфраструктурной льготы перевозчикам на безвозмездной основе. Высшее руководство страны сформулировало поручение  в адрес причастных министерств и ведомств о сохранении 25-миллиардного субсидирования на следующий год. Таким образом, все необходимые внешние параметры для планирования транспортного заказа у регионов уже имеются. Предложение о заблаговременном заключении договоров и установлении тарифов внесли в протокол совещания.

Еще один аспект — предоставление льготного проезда учащимся. Соответствующие акты будут действовать в Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае до конца года. Вопрос о продлении также принят к рассмотрению.  Важность поднятой темы подчеркнул Сергей Ерощенко:

— Необходимость развития этого направления перевозок социально обусловлена. Пригородное сообщение является важным элементом комфортной жизни населения.

Совещание завершили символическим подведением итогов. Дела за этим, правда, должны последовать вполне реальные. Как отметил глава РЖД, заседание совета показало, насколько остро стоит проблема развития внешнего электроснабжения. Также напоследок снова коснулись темы переездов:

— Мы имеем дело с наследством, доставшимся от предшественников. Тогда, к сожалению, не задумывались о том, что будет много машин. Мы с пониманием относимся к автомобилистам и работаем над решением этой проблемы, — сказал Владимир Якунин.

В рамках своего визита в Приангарье Владимир Якунин успел не только провести Межрегиональный координационный совет. Утром того же дня у него и губернатора Иркутской области состоялось закрытое совещание, а позже глава РЖД посетил несколько объектов инфраструктуры Восточно-Сибирской железной дороги. Также он вручил Сергею Ерощенко нагрудный знак «175 лет железным дорогам России», а председателю Законодательного собрания региона Людмиле Берлиной — почетную грамоту ОАО «Российские железные дороги».

27 августа Владимир Якунин и Сергей Ерощенко поставили подписи под соглашением между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД» о взаимодействии и сотрудничестве на 2014—2017 годы. Кроме такого «традиционного» документа подписан был еще один — о реализации на территории Приангарья проектов создания транспортно-пересадочных узлов на базе железнодорожных вокзалов с обустройством прилегающей территории. Данное соглашение позволит возводить новые инфраструктурные объекты, а также реконструировать и развивать действующие.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: У Сергея Ерощенко и Владимира Якунина широкое поле для взаимодействия;

Макет реконструкции железнодорожной станции Иркутск-Пассажирский

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии