Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Кто заплатит пени?

22 декабря, 2014

 

Комиссия по региональному и экономическому развитию Общественной палаты Иркутской области обобщила опыт формирования системы капитального ремонта многоквартирных домов — и не нашла ничего положительного.

Двойка за домашнее задание

Заседание круглого стола прошло под председательством члена Общественной палаты, руководителя Центра общественного контроля «ЖКХ контроль» Анны Дюкаровой. В работе круглого стола приняла активное участие и многое для себя записала председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко. А вот заявленный среди выступающих председатель Общественной палаты Иркутска Сергей Шишкин мероприятие пропустил.

Анна Дюкарова напомнила собравшимся, что закон о создании Фонда капитального ремонта был принят Законодательным собранием ровно год назад, в декабре 2013 года. В Иркутской области насчитывается 81,8 тыс. многоквартирных жилых домов, из них около половины — 40 тыс. — это дома на две семьи, не попадающие под действие закона. Более 9 тысяч домов относятся к муниципальной и ведомственной форме собственности, а 31,6 тыс. принадлежат собственникам и управляющим компаниям. Под непосредственное действие закона о капитальном ремонте попали: 18,6 тысячи многоквартирных домов, в которых работают 182 управляющие компании и 202 компании, занимающиеся содержанием и ремонтом; более 2,2 тысячи домов входят в 559 ТСЖ и ЖСК; более 10 тысяч домов, находящихся в непосредственном управлении собственников.

Анна Дюкарова напомнила собравшимся этапы формирования системы капитального ремонта. Помимо создания фонда, в области было принято постановление правительства, установившее размер сбора с жильцов в различных районах области. В Иркутской области сбор оказался дифференцированным, в зависимости от района — в южных ниже, в северных дороже; разные суммы придется заплатить и в зависимости от степени благоустройства дома. Ведущая круглого стола выразила определенное недоумение по поводу такого подхода, отметив, что в Республике Бурятия и Санкт-Петербурге установлен единый тариф, причем в Северной столице он составляет всего 2 рубля с небольшим. Если учесть, что в Бурятии всего четыре населенных пункта имеют статус города, а Санкт-Петербург — второй по населению город в стране, то все встанет на свои места: в Бурятии почти нечего ремонтировать, а в Санкт-Петербурге при любом раскладе денег соберут достаточно, чтобы провести один ремонтный сезон.

В течение года были составлены списки многоквартирных домов, определена очередность ремонта и даже составлены первые сметы. Именно эти мероприятия вызывают сегодня самую большую напряженность в обществе и самые большие вопросы у экспертов. Выступая на одной из сессий Законодательного собрания, руководитель Фонда капитального ремонта Тимур Сагдеев признал, что ошибки исчисляются сотнями: одни дома неправильно включены в реестр (они уже признаны аварийными или не соответствуют требованиям закона по количеству квартир), другие, напротив, соответствуют, но не включены. Главный анекдот состоит в том, что в программе ремонта оказались более 1000 домов с износом 70 процентов и выше.

Анна Дюкарова крайне низко оценила работу фонда по информированию граждан о предстоящем введении сбора на капитальный ремонт: из многих тысяч домов собрания жильцов были проведены лишь в одной тысяче — в остальных ни рядовые жители, ни даже старшие по подъездам и домам не были толком проинформированы. Отчасти в этом виноваты авторы закона, расписавшие этапы введения сбора таким кривым способом, что основные события — в том числе и сроки выбора формы счета, на котором будут аккумулироваться средства, — выпали на летний, дачный и отпускной, сезон. Вина за случившееся, считает Анна Дюкарова, должна быть возложена на министерство жилищной политики Иркутской области и руководство фонда.

Еще один промах этих двух структур состоит в том, что не была определена форма протокола общего собрания жильцов, решивших открыть собственный счет: более половины таких протоколов были отвергнуты по формальным основаниям.

 


«Сказка про белого бычка» — вот что приходит на ум, если послушать речи руководителей областного Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Например, в Иркутске целые микрорайоны не видели до сих пор ни одной квитанции, а речь идет о выплатах каких-то пени. Мало того — похоже, фонд и не собирается обеспечить стопроцентную рассылку квитанций. Уже слышны заявления, что, мол, вы сами (?!) должны озаботиться тем, как заплатить. При этом упоминаются веб-страницы в Интернете, мобильные банки и прочая атрибутика, гарантированно непонятная и недоступная, например, абсолютному большинству пенсионеров. И как апофеоз: «Скоро будут пени!» Как говорится, последняя степень наглости. Вы что, хотите массовых протестов?
 

 

Безграмотность или вредительство?

Заключительная часть выступления Анны Дюкаровой была посвящена наиболее скандальным из известных ей примеров ошибок в работе фонда. Так, дом по улице Банзарова, которому уже исполнилось 60 лет, поставлен в очередь на 2039—2043 год — к тому времени, надо полагать, он уже рассыплется от старости сам по себе. Остальные, принял эстафету эксперт Общественной палаты Сергей Вахонин, видимо, будут разрушены в процессе ремонта.

Саму процедуру сбора средств и формирование капитала фонда, из которого нужно будет проводить капитальный ремонт уже в 2015 году, Сергей Вахонин оценил как «провал министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области». Подавляющее большинство жителей области (что подтвердили на собственном опыте и многие участники круглого стола, представлявшие как минимум три города — Иркутск, Ангарск и Шелехов) до сих пор не получили ни одной квитанции на оплату сбора. В январе закончится трехмесячный срок, в течение которого фонд обещал не брать пени за просрочку оплаты, но жители области до сих пор не  знают, кому и сколько они должны платить. Многим гражданам квитанции не приходят именно потому, что местные администрации и руководство фонда просто о них «забыли» — администрация Ангарска, например, только что внезапно выявила в городе 200 не учтенных в программе капитального ремонта домов.

Уже 1 апреля собственники домов должны получить от фонда сметы капитального ремонта домов, чья очередь подошла в 2015 году. Сергей Вахонин просмотрел несколько таких смет и не смог найти в себе силы, чтобы признать их именно сметами капитального ремонта, — это частичный, выборочный или какой угодно другой, но только не капитальный ремонт.

— В закон записаны три главные задачи фонда: проведение ремонта общего имущества всех многоквартирных домов, создание условий для безопасного и комфортного проживания граждан на территории области, обеспечение сохранности общего имущества многоквартирного жилого дома и повышение энергетической эффективности, — отметил Сергей Вахонин. — На всех семинарах Тимур Сагдеев говорил о выполнении этих требований очень категорично, но в сметах ничего подобного нет!

Большое количество вопросов вызывает капитальный ремонт домов 335-й серии. На семинарах в Ангарске это была одна из самых обсуждаемых тем, однако, по словам Сергея Вахонина, министр жилищной политики Иван Носков вообще не смог ничего сказать по этой проблеме. Кроме того, областной закон не содержит никаких мер ответственности министерства жилищной политики, фонда и привлеченных ими подрядных организаций в случае срыва сроков ремонта и его ненадлежащего качества. То есть жильцы обязаны платить при любых условиях, даже если речь идет о последних деньгах в семье, а с противоположной стороны никто ни за что не отвечает.

 


Вообще, затея с ремонтом многоквартирных домов вызывает множество вопросов. Она сомнительна: какой смысл в нашей стране  платить деньги на 20—30 лет вперед, особенно пожилым людям? Чтобы потом слушать объяснения — мол, «обстоятельства изменились и ваши взносы тю-тю»? Она несвоевременна: на дворе кризис, каждый рубль на счету, а вас требуют раскошелиться дополнительно эдак на полтысячи целковых ежемесячно. Да и можно ли будет провести на эти деньги хороший ремонт через 20—30 лет?
 

 

Народ в недоумении

Тему качества ремонта подхватили представители территориального общественного самоуправления. Екатерина Игнатова (ТОС «Черемушки», микрорайон Первомайский) уже сталкивалась с тем, как прямо в ходе как бы капитального ремонта смета вдруг сокращается с 12 до 8 млн, а из перечня исчезают замена стропил на крыше и стеновой плиты. В результате новая металлическая кровля ложится на сгнившие стропила, а прямо по стене дома проходит трещина. Председатель совета дома с улицы Баумана Сергей Субботин процитировал смету, в которой есть замена стояков во всех квартирах, но нет ремонта теплового узла – а, напротив, в другом доме есть замена теплового узла, но нет замены стояков. Практически везде в смету включаются именно те материалы, которые использовались в далеком прошлом, 40, 50 и даже 60 лет тому назад, хотя наука не стоит на месте и давным-давно появились новые виды теплоизоляции, которые позволяют повысить энергетическую эффективность дома в разы.

Председатель комиссии по жилищной политике и коммунальному хозяйству Общественной палаты Ангарска Галина Усова заявила, что жители домов, включенных в списки на ремонт в 2015 и 2016 годах, крайне недовольны программой ремонта. В первую очередь попали дома 50-х годов постройки, с деревянными перекрытиями между этажами – но ни в одной смете не идет речь о замене этих перекрытий. Первый заместитель директора Фонда капитального ремонта Ирина Гладышева посоветовала оппонентам «читать закон» и обратиться в администрацию Ангарска с предложением включить эти дома в списки аварийных и подлежащих полной реконструкции. Едва ли это предложение можно исполнить, ведь в связи с только что принятым законом о создании Ангарского городского округа вся система местного самоуправления в Ангарске будет принудительно перезагружена и чиновникам дай бог в ближайшие пару лет разобраться с собственными делами.

По мнению Ирины Гладышевой, жителям Ангарска вообще следовало вести себя более активно и лично явиться в фонд со своими предложениями и претензиями. Сказать, что участники круглого стола возмутились, — значит не сказать почти ничего. Впервые за многие годы в зале заседаний возникла бурная перепалка, завершившаяся фразой одной из участниц: «Платить, конечно, надо, и мы не отказываемся. Но недоверие к фонду — однозначное!» И если руководство фонда и министр жилищной политики не сделают выводы из состоявшегося разговора, в следующий раз общественники, надо полагать, и платить откажутся — тем более что квитанций большинство и не видело.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии