Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Крепкий Орешков

22 декабря, 2011

Совещание по вопросу «Финансирование объектов незавершенного капитального строительства, в том числе включенных в долгосрочные целевые и ведомственные программы», проведенное 19 декабря Законодательным собранием Иркутской области, должно было внести ясность в ситуацию и продемонстрировать депутатам перспективы исполнения их собственных обязательств перед избирателями. Вместо этого все еще больше запуталось и окончательно перестало быть понятным.

Министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Александр Орешков пришел к депутатам не с пустыми руками — он принес таблицу «Информация о состоянии объектов, не завершенных строительством в 2011 году». Канцелярит, заменивший чиновникам нормальный русский язык, должен был насторожить депутатов, но они уже получили изрядную долю этого же яда и принялись рассматривать таблицу вполне серьезно, как нормальный рабочий документ. Из таблицы можно было понять, что в 2011 году на строительство 16 объектов образовательной сферы было выделено 2,72 млрд рублей. В строй введены две школы (в августе и октябре), еще две должны быть введены в декабре (при этом остаток сметной стоимости по одной из них составил 39 млн рублей, а по другой — 81,5 млн); одна проектируется, по одной выполнение работ составило ноль рублей.

На здравоохранение было выделено 8,1 млрд рублей на 13 объектов, из которых частично будет введен корпус № 2 областной психиатрической больницы в поселке Сосновый бор и противотуберкулезный диспансер в поселке Усть-Ордынском. По статье «Культура» строилось два объекта на сумму 1,12 млрд рублей, предполагается ввести в декабре 2011 года первую очередь библиотеки имени И.И.Молчанова-Сибирского в Иркутске. По статье «Спорт» расходы составили 970 млн, строительство стадиона «Локомотив» остановлено, зато в поселке Кутулике должны ввести в строй быстровозводимый спортивный комплекс. Три объекта, строящиеся по статье «Социальная политика», должны быть введены до конца уходящего года — сумма расходов составила 386 млн рублей.

Всего областное правительство по согласованию с депутатами должно было выделить на строительство различных объектов 13,5 млрд рублей, было освоено в реальности 5,6 млрд, остаток сметной стоимости по недостроенным объектам — 8,99 млрд.  Сумма освоенного и остатка не совпадает с первоначальной стоимостью, так как по некоторым объектам произошла переоценка сметной стоимости.

На этом пункте депутаты и споткнулись. Когда министр Орешков дошел до печально знаменитой центральной районной больницы в поселке Куйтуне, то назвал остаток сметной стоимости строительства в 137 млн рублей. Депутаты Сергей Курилов и Татьяна Семейкина возмутились: в начале года министерство просило на эту же больницу 80 млн, депутаты согласовали 40 млн, год подошел к концу, а сумма выросла? Этак можно строить вечно и никогда не закончить. Впрочем, дело это хорошо знакомое и даже, можно сказать, отработанное: кто-нибудь помнит, например, когда началось строительство областного онкологического центра? А когда его обещали закончить? А в какую сумму уже обошлось строительство? Министр Орешков заявил, что только в 2011 году на центр выделяли 3,1 млрд рублей, но ввода в строй точно не будет, потому что мало построить — нужно смонтировать и запустить всю научно-медицинскую «начинку».

Министр объяснил недостаточные темпы ввода объектов нехваткой денег и беглой скороговоркой перечислил несколько объектов: туда — 50 млн, сюда — еще 50, школа в поселке Култуке — 80 млн, только для того, чтобы ввести ее в 2013 году. На этой школе министр споткнулся, и довольно сильно. Старая школа, как известно, была разрушена во время землетрясения в августе 2008 года. После обращения жителей поселка к президенту Российской Федерации объект находится на контроле у федеральных властей и вообще-то должен был начать работать в 2012 году, но министерству строительства не хватило денег, и прямое поручение президента будет исполнено в лучшем случае на несколько месяцев позже, чем было приказано.

Министр заявил, что «жизнь заставляет» правительство начинать в 2012 году ремонт и строительство еще 18 объектов, на что потребуется не менее 430 млн рублей, и предложил перейти к работе над перечнем новых объектов. Но у депутатов накопилось множество вопросов по старому перечню. После нескольких минут споров и зачитывания разных сумм из разных строк и колонок выяснилось, что министр не может назвать депутату Семейкиной, из каких источников поступают суммы на строительство важнейших объектов вроде онкологического центра, зато принес на совещание две разные таблицы с разными параметрами — причем вторую, более полную и актуальную, — в количестве всего пяти экземпляров. Та таблица, которая досталась большинству присутствовавших депутатов и приглашенных, вроде бы уже не соответствовала никаким планам правительства и реальной жизни. То ли от возмущения услышанным, то ли ввиду полной бесперспективности обсуждения проблем в таких обстоятельствах трое депутатов тут же встали и вышли, не попрощавшись с министром.

— Вы меня путаете, — сказал министр растерянно, — зачем рассказывать про объекты, которые заканчиваются в 2011 году?

Депутаты смотрели на министра уже в немом изумлении: он сам, по собственной инициативе, парой минут ранее посвятил этим объектам страстный монолог.

— Давайте с самого начала, — устало предложил заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин, — вот та же Куйтунская ЦРБ. Нам на нее нужно 76 млн. Они в бюджет заложены?

— Вроде бы нет, — неуверенно сказал министр.

Депутаты зашумели в голос — такого ответа они явно не ожидали. Татьяна Семейкина просмотрела новую таблицу министерства строительства и обнаружила, что после года упорных трудов по еще одной больнице смета, составлявшая на начало 2011 года 147 млн рублей, к концу года «уплотнилась» до 201 млн.

— Так нельзя работать! — заявила депутат, глядя в глаза министру. Министр выдержал это замечание со стоицизмом спартанского мальчика и ничего в ответ не сказал. В дискуссию включился Сергей Курилов.

— Я, может быть, чего-то не понимаю, — признался депутат, — но я думал, что мы сюда собрались, чтобы посмотреть не на то, что там хочет министерство строительства, а что нужно людям. Я избран от политической партии «Единая Россия», у нас есть «Народная программа», и я хочу сверить вот эту таблицу объектов незавершенного строительства и запланированного строительства с нашей программой. А минстрой пусть хочет что угодно!

— Это не пожелания минстроя, — обиделся Александр Орешков, — у меня собирались все профильные министры…

— Так это у вас! — мгновенно парировал Курилов, — А вы бы к нам пришли!

Последовавшее за этим замечанием общение министра с депутатами нельзя охарактеризовать никак иначе, кроме как словом «перепалка». Депутаты внушали министру, что их в первую очередь интересуют незавершенные объекты, включенные к тому же в «Народную программу». Министр отвечал, что его сюда вообще никто не приглашал и не предупреждал, о чем пойдет разговор, — сам он полагал, что раз уж в бюджете намечаются дополнительные источники доходов, то можно, не доводя до ума уже начатое, потратиться еще на что-нибудь. В конце концов Геннадий Истомин предложил разумный компромисс: считать встречу предварительной, а представленную информацию — лишь поводом подумать. С решениями придется подождать как минимум до тех пор, пока министерство строительства не наделает достаточное количество копий своих планов.

А все-таки министр Орешков сильный человек. Пережить такую дискуссию без видимых последствий — это впечатляет.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии