Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Коррупция должна стать неприличной

26 апреля, 2012

 

 

По данным одного из известных международных агентств в сфере борьбы с коррупцией, «Трансперенси Интернешнл», Россия находится на 74-м месте из 102 по уровню коррупции, то есть входит в 30 наиболее коррумпированных стран. При этом Иркутская область, согласно информации Минэкономразвития, относится к числу регионов со средним уровнем коррупции. Однако ее жители, как свидетельствует тот же Минэкономразвития, полагают, что в нашем регионе высокий уровень коррупции.

 

Межрегиональная конференция «Общество, власть, бизнес: развитие без коррупции» состоялась 24 апреля под эгидой областного парламента. Инициатором стал координационный совет по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Спикер Законодательного собрания Людмила Берлина назвала проведение конференции «ответственной и отчасти даже рискованной задачей»:

— Конечно, я имею в виду не риск расправы со стороны матерых коррупционеров, а нечто совсем иное. Тема борьбы с коррупцией сильно профанирована. В обществе бытует мнение, что все это кампанейщина, делается для галочки. Поэтому всякие обсуждения этой проблемы весьма непопулярны. Первый риск — навлечь на себя раздражение самим фактом данного обсуждения. Второй: скатывание нашего обсуждения в болтологию. Это лишь укрепит и подогреет скептические настроения населения и только ухудшит ситуацию. Поэтому мы должны поработать так, чтобы эти риски не оправдались.

Андрей Филичев, заместитель полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе, отметил, что сибирские территории в меньшей степени подвержены коррупции, но тем не менее эта болезнь коснулась и их.

— Мы должны сделать четкий вывод: коррупция должна быть не просто незаконной, она должна стать неприличной в приличном обществе, — считает зам. губернатора Иркутской области, руководитель аппарата губернатора и правительства Александр Лобаков. Он пожелал участникам конференции конструктивной работы.

Депутат Государственной думы от Иркутской области Антон Романов, приветствуя участников, сказал:

— Надеюсь, что выработанные сегодня рекомендации послужат основой для деятельности Госдумы и принятия законопроектов по борьбе с коррупцией. Уже упомянуто, что сибирские регионы менее подвержены коррупции, чем европейская часть России. Наверное, это произошло не случайно. Видимо, здесь выработаны нравственные, социальные и правовые механизмы противодействия этому злу. Я надеюсь, что наша конференция будет плодотворной и те механизмы, что сегодня работают здесь, мы сможем распространить на всю Россию.

Коррупция, как было отмечено на конференции, такая вещь, которую не победишь единственным решением. В определенной мере скепсис в отношении борьбы с коррупцией оправдан исторически. Возникла она в глубокой древности, до нашей эры в прямом смысле слова. И бороться с ней начали очень давно. Однако борьба не приводила к желаемым результатам. В истории еще не было ни одной страны, в которой коррупция была бы полностью и безвозвратно искоренена. Везде, где появляется власть, ведающая общественными благами, появляются люди, желающие обратить эти общественные блага на свою пользу.

Более того, существует даже теория оптимального уровня коррупции: баланс между потерями от коррупции и затратами на ее преодоление. Согласно этой теории, полное искоренение коррупции обойдется гораздо дороже самой коррупции. Задача заключается в том, чтобы коррупция была доведена до такого уровня, когда она не носит системного, тотального характера и не приносит огромных убытков государству и обществу, а не в том, чтобы в стране не осталось ни одного мздоимца и лихоимца. Задачи надо ставить реально.

— Преодоление коррупции в России — один из наших стратегических приоритетов. История знает случаи эффективной борьбы с этой бедой, — отметила Людмила Берлина. — Есть страны с низким уровнем коррупции — это результат прямой и целенаправленной антикоррупционной политики. Такими поучительными примерами могут служить Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция.

Одним из главных условий преодоления коррупции является модернизация системы управления в двух аспектах: оптимизация самих административных правил и процедур (сокращение административных барьеров, госаппарата,  четкое разграничение полномочий, стандартизация и регламентация оказания государственных услуг) — с одной стороны. С другой — подключение гражданского общества к контролю за действиями властей, задействование механизмов общественного контроля, повышение прозрачности, открытости, гласности в деятельности властных органов.

— Первое — это то, на что направлена проводимая нами административная реформа. Второе — это построение гражданского общества, другая наша задача с уже довольно большим стажем, — уверена Людмила Берлина. — Таким образом, велосипеда в противодействии коррупции изобретать не надо, ничего нового мы не откроем. Надо только последовательно, четко, планомерно реализовывать начатые преобразования. Нужно внимательно смотреть, где мы добились нужного результата, а где реформа буксует.

Что касается административной реформы, то не помешает правительству области, органам исполнительной власти еще раз вернуться к теме регламентации государственных слуг.  Критично надо оценить положение дел со стандартизацией: именно стандарты определяют, какой объем услуг и какого качества должен предоставляться людям. Пока остается задачей на будущее введение антикоррупционных стандартов.

— Особое внимание на сферу оказания публичных услуг мы должны обратить сейчас, когда у нас проходит реформа государственных и муниципальных учреждений, — комментирует председатель. парламента. — С одной стороны, она направлена на то, чтобы сделать эти учреждения как раз более независимыми от органов власти, более самостоятельными, с другой — открывает новые лазейки для всякого рода незаконных предпочтений, мздоимства и лихоимства в деятельности самих учреждений.

Людмила Берлина отметила еще ряд важных направлений: совершенствование  антикоррупционной экспертизы законов и иных нормативных актов, контроль за чиновниками,  общественный контроль — наиболее крупным институтом в этом плане является Общественная палата Иркутской области.

— На сайте Законодательного собрания работает проект «Stop коррупция», где граждане могут сообщить о фактах коррупции. Действует общественная организация «Областной антикоррупционный комитет», есть региональное отделение Центра противодействия коррупции в органах государственной власти, — добавила спикер. — Уполномоченный по правам человека в Иркутской области по характеру своей работы защищает интересы людей, общественные интересы с использованием государственных средств. От коррупции страдает не только и не столько государство, сколько права и интересы простых граждан.

Прокурор Иркутской области Игорь Мельников отметил, что коррупция затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и улучшению экономической ситуации, вызывает в обществе недоверие к государственным институтам.

Одним из основных принципов противодействия коррупции, напомнил прокурор, законодатели обозначили приоритетные меры по ее предупреждению: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции и ряд других мер. В Иркутской области, сообщил Мельников, проводятся все мероприятия — на уровне органов и государственной, и муниципальной власти.

— В 2009—2010 годах в нашей области в основном сформирована нормативная база, необходимая для реализации Федерального закона о противодействии коррупции в части государственной и муниципальной службы, — уточнил Игорь Мельников. Он также уверен — чиновники должны подавать декларацию не только о доходах, но и о расходах. Есть целые институты, которые могут просчитать при наличии зафиксированных доходов расходы человека. И соотнести цифры.

— Для меня совершенно очевидно одно: коррупцию нельзя искоренить только запретами, сколь угодно жестокими мерами ответственности — само по себе это лишь изменит течение болезни, она перейдет в более скрытые, латентные формы. Карательная составляющая, безусловно, должна быть, но она не может быть основной. Антикоррупционная политика должна быть больше сориентирована на предупреждение и пресечение коррупции, чем на привлечение к ответственности за нее, — считает Людмила Берлина. — Одним из главных направлений антикоррупционной политики должно быть формирование негативного общественного отношения к корруции и позитивного отношения к борьбе с ней, укрепление доверия людей к антикоррупционной политике государства.

В конференции приняли участие представители федеральных органов власти, прокуратуры области, органов власти регионов и местного самоуправления Красноярского и Забайкальского краев, Республики Бурятия, Омской, Новосибирской, Иркутской областей, а также бизнес-структур и общественных организаций. По итогам межрегиональной конференции «Общество, власть, бизнес: развитие без коррупции» выработаны рекомендации Государственной думе, федеральному правительству, органам государственной власти и местного самоуправления, институтам гражданского общества и бизнес-сообществу.

 

Ирина Ружникова, «Байкальские вести»


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии