Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Когда же к нам приедет «Риголетто»

02 Февраля, 2012

 

 

Иркутяне ждут «открытия оперного сезона»

 

Иркутяне, любители оперы, не могли не заметить растущего интереса Иркутской филармонии к оперной музыке. Свидетельства тому — концертное исполнение оперы «Царская невеста» в прошлом сезоне и, конечно, Первый международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала» в июне прошлого года. И вот — новое событие, к которому готовятся музыканты и которого с нетерпением ждут слушатели. 4–5 февраля — концертное исполнение оперы Дж. Верди «Риголетто», о чем сообщают яркие афиши.

 

Инициатор и автор проекта — художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Илмар Лапиньш, активно поддерживаемый директором филармонии Дмитрием Поблинковым. С ними незадолго до события и встретились журналисты.

— Да, мы начинаем сезон с концертной постановки оперы «Риголетто», но, в отличие от прошлого года, когда нам помогало правительство Москвы и Центр Галины Вишневской (это был совместный с ними проект), нынче все полностью организовано нашей филармонией. Художественным руководителем проекта подобраны исполнители, он же — организатор всей постановки, ее вокальной части, хоровой и оркестрового сопровождения. Проект реализуется на принципе самоокупаемости, — поясняет Дмитрий Поблинков. — Это будет одно из крупнейших музыкальных событий сезона.

— Как осуществлялась творческая работа над постановкой оперы? Как подбирались солисты-исполнители и кто они? Были какие-то замены во время работы, сложные перипетии?

— Практически все солисты знакомы иркутскому слушателю, — говорит Илмар Лапиньш. — Анастасия Привознова — певица из Центра Вишневской, солировала в «Царской невесте»; вокалисты из Зальцбурга Елена Кононенко и Фернандо Араужо приезжали на оперный фестиваль «Дыхание Байкала» и недавно выступали в филармонии с сольным концертом; тенор Евгений Иганс два сезона пел на сцене Иркутского музыкального театра. Незнаком иркутянам только болгарский солист Петр Бучков — бас Софийского оперного театра. Кстати, в нашей постановке музыка Верди будет звучать в авторской редакции и без купюр, как это обычно делалось в постановках на советской сцене.

— Как выстраивается репетиционный процесс, если учесть, что большинство исполнителей находятся в разных городах?

— Солисты приедут в начале февраля с выученными партиями, и начнутся их репетиции с концертмейстером, затем с хором; отдельно буду работать с оркестром, — объясняет Илмар Лапиньш, — потом все это сводится вместе. Задача непростая, конечно.

— Такой проект можно осуществить только при условии, что оркестр в хорошей форме, — уверен Дмитрий Поблинков. — Только когда он собран и готов к серьезной работе, реально за два-три дня собрать исполнителей в единый ансамбль. И это оказалось возможным в результате той работы с оркестром, которую проделал наш маэстро Лапиньш.

— Для камерного хора Елены Залепо это будет первое столь серьезное испытание?

— Трудностей с хором немало, хотя опыт у него уже есть — хор Елены Залепо сопровождал солистов в «Царской невесте», выступал с концертами вместе с оркестром. Сложность заключается, в частности, в том, что на этот раз нам нужен мужской состав хора, а поющие мужчины — большая редкость. Но Елена Залепо делает все возможное, чтобы спектакль состоялся.

— Чем концертное исполнение оперы отличается от оперного спектакля?

— Оперный спектакль в привычном смысле слова подразумевает безукоризненное воплощение драматического действия, не только вокального исполнения, но и актерской игры, в костюмах и  декорациях, — говорит Дмитрий Поблинков. — К сожалению, в мире не так много театров и сцен, где это в полной мере удается, и даже в Большом театре или в Ла Скала не каждая опера соответствует всем высоким требованиям. Я помню, на фестивале памяти Ростроповича, что организовывала Галина Вишневская, на сцене шла опера «Отелло», так вот, Отелло был грузин, Дездемона — негритянка… Но это было великолепное исполнение, когда зритель полностью сосредоточивается на вокале, на музыке, не отвлекаясь на детали, на то, как одет артист, как на нем сидит камзол и сколько ему лет.

— Но я все же намерен поставить здесь полноценную оперу, — добавляет Илмар Лапиньш. — Хочу только лишний раз подчеркнуть: нам нужен концертный зал, чтобы в нем могли исполняться и оперные спектакли, и симфонические концерты. И этот зал должен принадлежать филармонии. Я буду делать для этого все что смогу, и тогда у нас в городе со временем будет своя опера.

— Вы уже ставили «Риголетто» на других сценах?

— Да, ставил, по-моему, в восьми городах — Казани, Уфе, Новом Саде, Челябинске, Новосибирске, Клайпеде… Я вообще работаю то с симфоническим оркестром, то в оперных постановках. Был главным дирижером в Казанском оперном, в оперном Уфы, приглашенным дирижером в Центре Галины Вишневской… И начинал свою карьеру в оперном театре.

— Как вы думаете, в Иркутске готовы слушать такую музыку?

— Иркутская публика — особая. Вся интеллектуальная жизнь города, его культура, самообразование, саморазвитие привели к тому, что здесь есть театральная и музыкальная публика со своими традициями. Здесь очень приятно выступать. Но и ответственно. Тем более что сама опера — одна из вершин мировой музыкальной драматургии. Может быть, входит в десятку лучших опер мира.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Илмар Лапиньш; Фернандо Араужо и Елена Кононенко;
Анастасия Привознова; Евгений Иганс

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии