Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Код, который гуляет сам по себе

07 Февраля, 2011

И дрес-сировке пока не поддается


 

Кто бы мог подумать, что недавнее предложение протоиерея Всеволода Чаплина о введении общероссийского дресс-кода вызовет такую бурю эмоций в обществе? Его точка зрения обсуждается в Интернете, на страницах печатных СМИ, в офисных разговорах, на кухнях...

Правозащитники, а они подключились тут же, считают его призыв непозволительным вмешательством духовного лица в светскую частную жизнь граждан, другие с ним соглашаются, третьи...

А третьи собрались на днях в пресс-центр «Комсомолки» для того, чтобы обсудить вопрос за круглым столом. Тема — та самая: нужен ли россиянам единый дресс-код?

Модельеры, священники, фотомодели...

Устроители пригласили к разговору представителей разных групп населения. Сразу угадывается, что протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии, будет поддерживать своего коллегу Чаплина, как и муфтий Иркутской области Фарит-хазрат Мингалеев; что художник-модельер Светлана Бекарева и владелец магазина элитной одежды Марина Кузнецова — скорее всего, оппонировать, что победительница иркутских конкурсов красоты модель Кристина Мищенко будет всеми силами отстаивать молодежную моду, а старший преподаватель кафедры социальной психологии ИГУ Иван Глебец — уравновешивать полярные точки зрения.

Вся часовая дискуссия за круглым столом записывалась телекамерами, и нас, журналистов, попросили не задавать вопросов и «не светиться». Поэтому мы, соглашаясь с говорящими или внутренне споря с ними, а порою и с ведущими, вынуждены были соблюдать правила игры. Но все равно послушать было достаточно интересно.

Юбки, которых практически нет

Ведущие по-своему задают тон дискуссии:

— Наши женщины одеваются беспорядочно и иногда слишком разнообразно. По этому поводу протоиерей Всеволод Чаплин предложил выработать для российских женщин дресс-код, ввести запрет на короткие юбки. Вы согласны с тем, что слишком откровенная манера одеваться может провоцировать изнасилования? И вообще: каких женщин состоятельные и умные мужчины выбирают себе в жены?

Кристина Мищенко — девушка яркая, любит броские наряды, неоднократно выходила на подиум и знает, что такое мода и красота. Ей — первое слово.

— Вы согласны, что девушки должны убрать из своего гардероба мини-юбки, обтягивающие платья, глубокие декольте?

— Вы предлагаете надеть что-то очень скромное? Я считаю, каждая девушка должна одеваться в зависимости от настроения, как одеваюсь я. Если у меня хорошее настроение — я надеваю что-то открытое, броские юбки, мне это позволяет фигура. И настроение улучшается, если я хорошо, правильно одета. Мне кажется, у меня есть вкус. Мне это доставляет удовольствие.

Мне очень сложно одеться скромно. Люблю и хочу выглядеть ярко. Одежда — это выражение самого себя. Если мне нужно будет загонять себя в рамки, я буду чувствовать себя хуже. Я помню, что каждый день и в любой ситуации должна выглядеть хорошо, и непричесанной, неопрятной не пойду даже мусор выносить...

— Марина, а как, по-вашему, должна выглядеть современная женщина, девушка?

— Умение одеваться — это одна из составляющих личности человека. Вспомним фразу Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Думаю, начинать нужно как раз не с одежды.

Сегодня, как мы видим, происходит некоторая люмпенизация общества. Считается возможным с высоких трибун, я уж не говорю о прессе, использовать ненормативную лексику. Мне кажется, что одежда — это последнее звено души человека и его интеллекта. Что будет, если ребенку не показывать картины в музеях, не учить его прекрасному, не читать ему книг хороших писателей, не воспитывать его? Он не вырастет культурным. А если интеллектуальный уровень у человека достаточно высок, — он не может выглядеть вульгарно. Это все — просто отсутствие культуры.

Человек, будь это депутат Госдумы или преподаватель вуза, как дважды два должен знать, что нижняя пуговица на пиджаке должна быть расстегнута, что надевать рубашку с короткими рукавами под классический пиджак с галстуком — это моветон: Но это — конечный результат. А нужно заниматься образованием.

 

Однажды летом к нам в редакцию пришла молодая девушка —как выяснилось, устраиваться на работу. Она пришла в топике и мини-мини-шортах — может, прямо с пляжа решила завернуть к нам, чтобы заодно решить вопрос с трудоустройством. А может, хотела выглядеть позабойнее?

Думаю, вряд ли ее бы приняли, потому что вторую древнейшую профессию, то есть журналистику, она спутала с первой... Во всяком случае, такое было впечатление. А ведь таким образом она и нас оскорбляла. Она, выходит, считала, что журналисту допустимо в таком виде пойти на пресс-конференцию. Или в мэрию. Или на сессию ЗС. В таких случаях я — за дресс-код!  Или хотя бы за нормально развитый вкус и чувство меры...

 

Общество снаружи и внутри

— Мы поняли, что наша дискуссия не будет однозначной, как и отношение к Чаплину. У него много оппонентов и в Интернете. Я напомню некоторых из них. В частности, блогеры уверены, что позиция Чаплина не только унижает достоинство российских женщин, но и оправдывает дискриминацию и насилие в отношении их. Отец Вячеслав, вы готовы опровергнуть эту позицию?

— Высказывание отца Всеволода не так поверхностно, как об этом многие судят. Дресс-код — это емкое понятие, в котором заключено все, от воспитания детей и до одежды.

(Не знаю-не знаю, все-таки воспитание — это понятие более широкое. А дресс-код — как раз об одежде, ведь dress — это платье, одежда в переводе с английского. Если расширить это понятие — то можно говорить, скорее, о корпоративном стиле... Но слушаем дальше. — Авт.).

И если вырабатывать его, то надо иметь в виду не только то, где в каких юбках ходить и какие пуговицы застегивать, а начинать с того, как говорить, как обращаться к старшим, к младшим. А если отец Всеволод порицал женщин, то лишь потому, что определенная часть женщин, особенно из бывших провинциалок, дает к этому все основания.

Они не знают, что такое красота, вкус, они олицетворяют все, что происходит в стране, — низкую культуру, безграмотность, неуважение к другому человеку... Кристина сказала, что одевается в зависимости от того, какое у нее состояние внутри, — это же можно отнести ко всему обществу: оно одевается так, какое у него состояние внутри.

— То есть одежда — духовное олицетворение?

— Одно без другого не существует. И отец Всеволод прекрасно это понимает. И как человек, который немало потрудился на ниве внешней церковной политики, он знает, о чем говорит.

...Ведущие дискуссии спросили у отца Вячеслава, почему он делает замечания тем, кто выставляет на сайтах в сети свои откровенные фотографии. Тот ответил:

— У меня в блоге около 400 друзей, я несколько лет проработал учителем в школе, и многие мои бывшие ученики сегодня со мной рядом. Я их венчал, я крестил их детей, я их наставляю каким-то образом... Но кто-то из них чего-то, видно, недопонял, и иногда выставляют в «Одноклассниках» фотографии, которые не для постороннего взгляда. Может, с точки зрения обывателя, и безобидно — на пляже где-нибудь, топлесс, но с другой стороны — в частности, с точки зрения морали — это не для всех. И я им об этом стараюсь деликатно сказать.

Кристина:

— Я тоже выставляю свои фотографии, и довольно откровенные, хотя и не топлесс... Но это очень красивые, качественные фотографии. Я хочу, чтобы их смотрели, чтобы кто-то их заметил, я хочу сниматься в кино. Такие фотографии можно отправлять и на кастинги.

 

Ходячая провокация

— Фарид, а если бы девушка-мусульманка разместила такие фотографии на своем сайте, ее осудили бы?

— Мусульманская девушка? Конечно, осудили бы. Пророк Мухаммед сказал, что не войдет в рай тот мужчина, который разрешает своей жене показывать свое тело другим. Согласно нашей религии, женщина должна быть одета так, чтобы только лицо и кисти рук оставались открытыми. Остальное — закрыто, запретно для взора постороннего. На юге в любую жару женщины ходят согласно предписанию нашей веры.

— По статистике Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, число случаев изнасилований несколько сокращается: в 2009 году было 111 случаев, в 2010-м — 91. И среди городов, где это чаще всего происходит, фигурируют Иркутск, Ангарск, Нижнеудинск, Усть-Ордынский округ. Причины изнасилований оперативные работники связывают, в частности, с развязным поведением женщин. Они утверждают, что девушка, придя в бар или ночной клуб, фривольно себя ведет, выпивает спиртное и тем самым провоцирует мужчин. Вы действительно считаете, что не одежда, а поведение тут больше имеет значение?

Светлана Бекарева:

— Я, как художник-модельер и как человек, для которого одежда — это специальность, любимая профессия и половина моей жизни, скажу, что, конечно, очень большое число преступлений провоцирует одежда. Я согласна: вульгарно, чересчур вызывающе одетая девушка может спровоцировать преступные действия. Но хорошо, когда есть культура и вековые традиции. В нашей стране таких традиций относительно дресс-кода, я считаю, не существует.

 

Ничто не должно отвлекать

— А как же церковь? Туда не принято входить с непокрытой головой.

— По этому поводу я сейчас тоже скажу. А вообще, вопрос, как одеться, — это вопрос воспитания и вкуса. Может, было бы хорошо однажды издать такой указ или закон: с 1-го числа, пожалуйста, пусть у всех будет хороший вкус, воспитание и высокая культура. Но в том-то и дело, что это не делается быстро и по указу. Но я согласна с Чаплиным, думаю, хорошо, что эта тема так взбудоражила нашу общественность. Это — первый шаг к тому, чтобы посмотреть на себя со стороны, чтобы что-то изменилось.

А примеров, когда не к месту, не по дресс-коду одеваются, и чаще всего это касается девушек, — таких примеров много. По поводу же церкви: я прочитала комментарий Вячеслава Зайцева и согласна с ним абсолютно. Церковь — светлое место, место общения с Богом, и я хочу видеть в церкви красиво одетых людей, в красивой одежде, а не в убогой и безвкусной.

— Но и запрещать нельзя — у нас же не диктатура! Запреты вызывают обратную реакцию.

— У меня есть подозрение, — продолжает Светлана Бекарева, — что наше общество несколько буквально восприняло мнение Чаплина и слишком примитивно комментирует его предложение о дресс-коде. То есть он же не говорит, что надо запретить короткие юбки. Он вызывает на дискуссию, на диалог.

— Может, у Ивана спросить, как у психолога, как россияне реагируют на слово «запрещено»?

— Отрицательно реагируют. Я согласен с тем, что человек выражает самого себя в одежде, иначе он станет серой, бесцветной личностью. Умение одеваться — это действительно вкус, культура, воспитание. И введение дресс-кода как таковое — что оно изменит?

Вячеслав Пушкарев:

— Я немало прожил в арабских странах и видел даже показы мод. У них есть дресс-код, и какая это красота! Никакие они не серые мышки! У них такие платья, плащи, брюки, платки! Никакого усреднения — и полный простор для творчества! А если идти по линии наименьшего сопротивления — это гибельно для цивилизации. Когда-то человек пошел по линии наименьшего сопротивления и придумал атомную бомбу, тепловые электростанции...

А вседозволенность, в том числе и в одежде, приведет к тому, что мы погубим свою цивилизацию. Женщина становится неинтересна мужчине, ведь интересна она только тогда, когда в ней остается какая-то тайна...

— Но мы видим, что сегодня даже в церковь люди приходят не то что в брюках, но и в шортах и майке. Можно ли говорить о каком-то общенациональном дресс-коде, если даже в церкви они позволяют себе такое?

— Можно, можно! Просто сегодняшнее состояние церкви — это момент поднятия с колен. И мы не можем гнать тех прихожан, которые ничего не понимают, пусть они и нарушают принятую манеру одеваться.

Стою как-то в Знаменском соборе после службы. Жара. Заходит девушка — в юбке, которая только бедра прикрывает. Купила свечку, поставила и начала поклоны отбивать... Я подошел к ней и говорю: девушка, у вас, конечно, все красиво, но в церкви это показывать не следует, вдруг кто-то может соблазниться? У нас же еще не все твердые праведники. Так что вы уж в другой раз будьте добры... И так далее. Я бы сказал, церковный дресс-код следует не красоте, а аккуратности. Ничто не должно отвлекать от молитвы.

 

Каждое лето, пользуясь общественным транспортом, многие люди чувствуют себя неловко. При входе в маршрутку и выходе из нее девушки, наклоняясь, демонстрируют всем сидящим пикантную складочку пониже спины, а также фасон и цвет стрингов. Кто не знает — это те полоски, которые нынче используются вместо фиговых листков на веревочках. Всякий раз становится страшновато: а вдруг сделает еще одно движение — и вышагнет из джинсов? В такие моменты я тоже — за дресс-код или хотя бы за какие-то тормоза, которые удержали бы дурочек от потери последних штанишек...

 

Женщин губит конкуренция

Вячеслав Пушкарев перевел разговор еще в одну плоскость — демографическую. Если мужчина ведет себя правильно, считает святой отец, остается мужчиной, а не тряпкой, кормильцем, а не размазней и альфонсом, — тогда и женщины будут нормальными, красивыми, послушными. А то у нас только 60 процентов мужчин в возрасте после сорока способны создать семью, остальные — кто пьет, кто сидит, кто служит, кто наркоманит или числится в секс-меньшинствах. А женщины практически все способны к созданию семьи.

— В условиях такой жесткой конкуренции они готовы на все, чтобы привлечь к себе внимание в поисках, с кем бы создать семью, — горячится отец Вячеслав. — Откровенно одеваются, красятся... В борьбе за богатых и красивых для этого все средства хороши. Мужчина попадается на обман — а потом женщина смывает с себя краску и оказывается совсем другой...

Иван Глебец:

— На самом деле дресс-код давно существует, ведь человек в одной одежде идет в спортзал, в другой — в театр или в офис, на работу.

В основном это так и происходит, по ходу споров это не раз прозвучало. Но и отклонений — более чем достаточно!

 

На вкус китайских модельеров

В каком-то смысле итог разговору подвела Светлана Бекарева.

— Я вообще не очень понимаю этот механизм — как можно ввести дресс-код, на каких условиях? Закон это будет или правило? Сначала дайте почитать — потом я уже скажу, приемлемо это мне кажется или нет. Сейчас же мы говорим в принципе немного о другом — о культуре человека, о вкусе. Я так думаю, что буквально вводить дресс-код никто не собирается, просто надо думать об этом и развиваться.

Были голоса в поддержку:

— Мне кажется, надо с детского сада учить этикету, умению одеваться, вводить такие предметы в школе...

— Да хватит уже грузить бедных школьников еще одним предметом!

— Нет, надо выстраивать целостную систему воспитания!

Отец Вячеслав не мог не сказать о внутреннем стержне человека — религии, поскольку «нет ничего крепче этого».

Марина Кузнецова:

— Но мы живем в светском государстве!

— Пока — в светском!

— Но Россия — слишком многоконфессиональная страна.

— Вот она и будет — многоконфессиональная и религиозная страна! Я просто предложил перспективу.

— А давайте ориентироваться на Европу, на демократический мир!

Светлана Бекарева:

— Мое мнение, как дизайнера: да, я согласна, что надо выводить из приличных мест тех людей, которые одеты не по статусу, которые своим видом опускают заведение, и если их не будут выводить, значит, я должна встать и покинуть такое общество. Сейчас в театр в кроссовках не ходят. И это нужно объяснять с детства.

...Говорили и о том, что трудно учительнице воспитывать в своих учениках вкус и умение одеваться, если она сама одета «от китайских и турецких модельеров», поскольку на свою нищенскую зарплату не может себе позволить пиджак «от Бекаревой» или платье европейских брендов. Тут же оппонировали себе: этот аргумент не всегда срабатывает. Одеться прилично, чисто, достойно можно всегда, было бы желание.

 

Осенью весь Интернет обсуждал появление певицы леди Гага в светском обществе, точнее даже — на телевидении, в платье из кусков мяса. Как хорошо, что она не россиянка! Появись она у нас, да еще во времена талонов, в людном месте —съели бы ее платье, чуть не сказала «с потрохами». Трудно даже представить себе такой дизайнерский изыск из говяжьей вырезки, но... В этом случае, быть может, и вы — за дресс-код? Или — пусть хотя бы так помогает голодающим?

 

Не путать с фейс-контролем!

Иван Глебец напомнил всем: из церкви нельзя вывести женщину в брюках или мужчину в шортах? А в ночном клубе, например, строго соблюдают дресс-код и посетителей в кроссовках не пропустят!

Добавим: не только дресс-код, но и фейс-контроль принят в ночных клубах! Так что если «лицом не вышел», то тоже — извини... Но что ж тогда получается? В «Акуле» порядок строже, чем в храме? Или речь идет о временной терпимости к прихожанам-новичкам?

А вообще, вопрос, конечно, многоплановый. И не до конца он ясен. Скажем, если вводить дресс-код для россиян, то кто они, россияне? Это общество, которое состоит из православных и католиков, мусульман и буддистов и многих-многих светских, невоцерковленных людей. Это общество, в котором живут студенты и офисные служащие, артисты и дворники, молодежь и пенсионеры, дорожные рабочие и продавцы, владельцы торговых палаток и нефтяных вышек, чиновники и депутаты, старики и нищие, интеллигенция и школьники, спортсмены и инвалиды. Они что, должны выглядеть одинаково? Или должен быть дресс-код на каждую социальную группу, на каждую профессию?

Россия, конечно, всякое переживала — Петр Первый брил боярам бороды и прививал вкус к европейским одеждам, на пляжах, было дело, измеряли длину дозволенных «купальников» до колен, в советские времена гоняли стиляг за брюки-дудочки, а потом — за брюки-клеши... И тем не менее появлялись и эти самые стиляги, и хиппи на наш манер, да и сегодня мы видим и оранжевые прически с ирокезами, и мрачных эмо, и подростков в пирсинге и штанах с мотней до колен, и тех самых девчонок в джинсах ниже пупка на пятнадцать сантиметров...

Как их всех причесать под одну гребенку? Как воспитать? Как убедить, что — красиво и приемлемо, а что — вызывающе и дурно? А может, они-то сами уверены, что только так и есть — красиво, хорошо и оригинально?

И может ли одежда и манера одеваться сама по себе гарантировать высокую нравственность общества? Давайте подумаем об этом еще раз, и хорошенько. Пока закон о дресс-коде не принят...

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии