Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Казнить нельзя помиловать

24 мая, 2012

 

Удивительное рядом

 

История с  дорогими часами патриарха Кирилла и, пожалуй, в еще большей степени — с квартирой его родственников, пострадавшей от соседского ремонта, еще раз высветила незыблемую истину: Бог и земные служители его культа — это не одно и то же. А порой — совсем не одно и то же. Поэтому обвинять критиков православного духовенства в атаке на православие — лукавство из ряда вполне земных политтехнологий и пропагандистских штампов. Зачем, мол, разговор по существу? Давайте сразу «на защиту православных ценностей».

Дилемму в истории с панк-группой «Пусси Райот» (мягко говоря, спорной в творческом отношении) просто сформулировать — гуманизм или инквизиция? — но, как оказалось, для высшего духовенства Русской православной церкви непросто решить. Точнее, она постепенно решается, но в сторону жестокого наказания. Особое звучание громкому делу придает сплав религии и вполне светской сферы — политики. А ну как «Пусси» заклеймили бы в храме не Путина, а Обаму или, еще лучше, Саакашвили? Это как с Ходорковским: что вы, что вы, ничего личного, только экономические преступления!

В РПЦ, как и во многих учреждениях и структурах вне церкви, есть «говорящие головы» — не обязательно высокого ранга, зато непременно выражающие взгляды высоких чинов, которым порой самим высказываться «не с руки». В истории с «Пусси Райот» точку зрения «простить и отпустить» («казнить нельзя, помиловать») публично защищает протодиакон Андрей Кураев. На другой стороне — «примерно наказать, чтобы было неповадно» («казнить, нельзя помиловать») – протоиерей Всеволод Чаплин. Ощутимо, что большинство иерархов, включая Кирилла, на стороне Чаплина (точнее — Чаплин на их стороне). За Кураевым — меньшинство, но весомое. Одно из проявлений солидарности с этим меньшинством — отсутствие у иных  митрополитов энтузиазма в связи с инициированными патриархом молебнами «против врагов православия». Часть клира встретила подобную активность Кирилла молчанием, и такое молчание говорит о многом.

Тем временем разбирательство по делу «Пусси Райот» движется по накатанной колее: чем дольше не выпускают арестованных, тем труднее это будет сделать в обозримом будущем. Ведь что получается? Если их продержали за решеткой несколько месяцев, а потом дело развалилось, то суд (а в глазах многих — власть и вместе с ней руководство РПЦ) ошибся? Нет, раз арестовали, значит, будем «накручивать по полной», а иначе — проявим слабость (и опять напрашиваются аналогии с делом ЮКОСа).

…Известно, что представители духовенства не любят, когда церковные дела обсуждают невоцерковленные, светские люди. Однако если сама церковь стала активно вмешиваться в светскую суету, то ей следует ждать симметричного ответа.

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии