Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Как много чайников хороших

02 декабря, 2010

Можно увидеть на выставке в Доме художника

 

Вы видели когда-нибудь чайник, танцующий лезгинку? Или изрядно подвыпивший, перекосившийся — косой! — чайник? Или кружевной, шоколадно-ажурный? А рябиновый? Чайник-яблоко? Чайник дамская сумочка? Наверняка нет. И тогда вам дорога — прямиком на выставку чайников, которая проходит в галерее современного искусства «Дом художника».

Как вы поняли, эти наши чайники не имеют ничего общего с дилетантами от компьютерного дела: это самые что ни на есть чайники, не в переносном — в прямом смысле. И все же заявленные организаторами выставки как ТЕМА, они, чайники, заиграли всеми своими возможными и невозможными формами. Потому что авторы, керамисты из Иркутска и Братска и несколько их иногородних друзей, отнеслись к идее очень креативно и понавыдумывали много и всякого.

Как представила на открытии выставки директор арт-галереи Надежда Куклина, претворяется в жизнь долгосрочный проект керамистов, и это — уже вторая их выставка. А тема? Она очень актуальная для Иркутска и еще раз напоминает нам всем, что Иркутск исторически находился на Великом чайном пути, а сам чай не был экзотикой для иркутян еще два с лишним века назад.

— Чайник? Казалось бы, чего проще! Но здесь разрушаются стереотипы, и я уверена, далеко не все идеи воплощены художниками, а значит, и в дальнейшем будет повод проявить фантазию, — говорит от лица правления регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева.

Инициаторы проекта — известные в регионе керамисты Елена и Игорь Таволжанские, представившие на выставку и ряд собственных работ.

Вообще, как отмечали многие, замечательно, что художники этого профиля выставились целенаправленно и автономно: обычно, в соседстве с живописью и графикой, декоративно-прикладное искусство слегка проигрывает, отступает в тень, на вторые планы. Здесь же оно представлено полновесно, разнопланово, давая возможность авторам проявить максимум фантазии, а зрителям — всесторонне познакомиться с возможностями этого вида творчества.

Итак — керамика, в основе которой лежит глина, древнейший материал, который давным-давно, еще в доисторические времена, открыт человеком и до сих пор занимает прочное место в нашем быту. Но на выставке чайник, как вы уже догадываетесь, предстает перед нами не столько в своем прямом, бытовом назначении, сколько как художественный образ. Именно так и предлагали осмысливать этот предмет Елена и Игорь Таволжанские.

И что еще по-хорошему удивляет — в экспозиции немало работ молодых авторов: студентов художественного училища и Восточно-Сибирской академии образования, студентов-дизайнеров ИрГТУ, а также недавних выпускников. Это заметила и искусствовед, куратор галереи Татьяна Ларева:

— Отделение декоративно-прикладного искусства в нашем училище, в том числе керамисты, в последние годы заметно активизировались и заявляют о себе ярко, неожиданно… Нынешняя выставка — иллюстрация тому. Тема, казалось бы, наивная, простодушная, а какие возможности открылись!

Но, думаю, мы уже донельзя заинтриговали читателя, — пора прогуляться по экспозиции и попытаться представить себе, что же из всего этого получилось. Обо всех не скажешь, остановимся на некоторых.

Один из чайников называется «Субмарина «Наутилус» и имеет все характерные признаки подводной лодки — винт, якорные цепи, спасательные круги, а ее автор, Георгий Борисов, создавший нечто среднее между кухонной посудой и морским судном, проявил, по-моему, незаурядное мастерство и чувство юмора.

Цепочка чайничков Елены и Игоря Таволжанских так и названа — «Рассыпанные бусы». «Бусы» нежно коралловые, теплые по цвету, гладкие, с фактурой, напоминающей своими прожилками камень оникс. Как мне объяснила Елена, эти причудливые прожилки — результат усилий и поисков, достигнутый благодаря авторской технологии.

А вот чайник в виде полосатого тигренка, чайник — зеленое яблоко, у которого вместо носика высовывается червяк с забавной рожицей, а вот — удав, проглотивший чайник… У чайника-интраверта носик и боковая ручка упрятаны внутрь емкости, у его антипода-экстраверта носиков много, и все они торчат наружу с нескрываемым любопытством… Все это — изделия Татьяны Ерошенко, которая просто фонтанирует креативными идеями.

Несколько прелюбопытных изделий предлагает мастер своего дела Ольга Копенкина, а также ведомые ею ученики, представившие целые тематические композиции. У самой Копенкиной самое, на мой взгляд, необычное — огромный чайник, «покрытый» песком. Как это сделано, что за технология? Остается секретом. Но полная иллюзия того, что перед нами вещь не из глины, а именно — из сыпучего песка.

Изящны работы Марины Бордучковой («Берега») и Людмилы Вороновой («Ирис») — здесь не обошлось без глазури и росписи, и результат удивительный. В противоположность им — чайник «Миф» Аюши Чимитдоржиевой — с грубоватой (так, по крайней мере, кажется) поверхностью сосуда, на котором присутствует магический знак.

Еще более грубоват чайник-светильник «Хвощ» Дарьи Ибрагимовой, напоминающий скорее ушат или кадушку, а чайник «Старый Иркутск» Светланы Уваровой и вовсе похож на деревянный домик с чердаком, навесами, крышей, мезонином… Заботливая мамаша-наседка, окруженная желтыми цыплятами, — вот образ, который создала Елена Краснова. Неплохую компанию ей составляет чайник «Слон» Алеси Лелюк.

Невозможно без улыбки смотреть на композицию Лидии Лось «Три товарища» — ее чайники «надели» свитера и встали, подбоченясь, в одну позу. Ирина Дьяченко сотворила изящную вещицу — «Ридикюль» — а ведь, по сути, тот же чайник!

О тонкостях работы с глиной рассказывает Игорь Таволжанский. Он говорит, что лепка может быть и ручной, и на гончарном круге, а может быть и отливка в формах. Нередко мастеру приходится сочетать разные приемы, чтобы добиться желаемого. Поверхность изделия тоже может оставаться натуральной, ничем не покрытой, может применяться задымление, а может использоваться глазурь, всевозможная роспись, тиснение. Недавно, делится Игорь Таволжанский, он узнал технику «раку», в которой работают японские керамисты. «Раку» переводится на русский как «неожиданная радость», и именно в этой технике выполнены две работы самого Игоря Таволжанского. Это изделия с необычной поверхностью—они напоминают жирноватый на ощупь графит. Раку дает особую, неповторимую переливчатость…

Есть такой прием, как «молочение»: готовое изделие опускают перед обжигом в молоко, которое тонкой пленкой «схватывает», затягивает поры, делает более гладкой поверхность. Разным бывает и дымление, разным и обжиг — все зависит от температуры в печи, от времени обжига, от давления, от режима.

Столько вот нового и неожиданного удалось узнать на одной только выставке. Если добавить к тому, как настоящие мастера ищут и добывают глину, как работают с ней предварительно, прежде чем она станет пригодной для лепки или гончарного круга, как тщательно перетирают, сушат, сеют, увлажняют… Если вспомнить все это, то становится ясно, что глина, она же керамика, только с виду кажется простой, как три копейки. На самом деле это ремесло полно секретов и тайн. Зато как бывает вознагражден мастер за свой труд!

Захочется вам прикоснуться к этому древнему и неумирающему ремеслу — приходите на выставку. Есть чему подивиться.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Людмилы Ерошенко, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии