Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…

06 мая, 2013

 

Окончание. Начало в № 25

 

«В профсоюзе давали телогрейки»

За хорошую работу старшую сестру Катю делегировали на областную конференцию ударников сельского хозяйства. Да и младшие старались. Несмотря на крайнюю бедность, пятеро детей в семье получили образование. Это удивительно — колхозникам ведь было трудно вырваться за пределы места жительства. Четверо, Надежда Константиновна и все братья, стали учителями. Примером для них был старший из двоюродных — Карп Константинович Хазагаров, которого иначе как по имени-отчеству в семье и не называли. Мать всегда говорила: «Будьте такими, как аха!» (старший). Самородок, талантливый человек, он работал учителем, писал пьесы и ставил их по ближним деревням, вдохновив на актерство нескольких земляков. Потом работал председателем колхоза.

Арестовали Карпа Хазагарова в 30-е годы по абсурдному обвинению. Его 72-летнего отца расстреляли, а его самого отправили на Колыму, откуда повезло вернуться — правда, только через 20 лет, потерявшим здоровье… «Когда в анкете надо было писать про наличие осужденных родственников — я ставила прочерк. Обманывала, выходит, — грустно улыбается наша собеседница. — Но никто никогда не верил в обвинение, и все мы старались быть как старший».

Надежда Константиновна выбрала в пединституте специальность «Русский язык и литература» — тогда впервые к ней добавили логику и психологию. Столько квалификаций за раз! Жила на стипендию. «Нам советовали вступать в профсоюз — там дадут телогрейку. И вступила. До Иркутска-то из дома ехала осенью 200 километров в кузове грузовика — холодно!».

 

«Чем вам помочь?»

Старший брат после педкурсов преподавал в начальных классах, еще двое братьев стали  учителями физики и математики. «Позже в деревне Ново-Ленино нас получилась целая армия учителей. Братья, их жены, дети», — говорит Надежда Константиновна. А сама она, четыре года проработав учителем в школе в родных местах, 25 лет учила русскому и литературе будущих медиков в Якутии: сюда направили ее мужа, Бориса Прокопьевича Андреева, фронтовика, по профессии инженера-геодезиста. И сейчас Надежда Константиновна хранит в семейных альбомах многочисленные фото своих студентов: «Вот здесь им по 14, а эти карточки уже свадебные»… Своих детей воспитали: дочь окончила сельхозинститут, сын — военный, после училища два года отслужил в Афганистане, потом окончил военную академию, в запас уволился подполковником.

Выйдя не заслуженный отдых, по программе переселения из районов Крайнего Севера супруги Андреевы переехали в Иркутск. Здесь супруг активно работал в совете ветеранов, а потом — и Надежда Константиновна. В 1998 году муж ушел из жизни. Сказались годы войны и работа на Севере. После похорон окружающие поддерживали как могли, и родные, и чужие. Незнакомая молодая женщина, оказавшаяся  рядом в автобусе, положила руку на плечо: «Что с вами? Чем вам помочь?» — и долго говорила что-то ласковое, успокаивала. И до сих пор, в память о супруге работая в совете ветеранов, Надежда Константиновна всегда старается человека подбодрить — так важно простое человеческое участие…

Беспокойный актив

Учитель, Надежда Константиновна привыкла не экономить душевные силы. Как и ее непосредственный «начальник» — Зоя Ивановна Хвостова, председатель первичной ветеранской организации № 17 микрорайона Первомайского, лауреат конкурса «350 добрых дел — к 350-летию Иркутска». Зоя Ивановна тоже работала в школе, преподавала географию и биологию. Подопечные совета — 1200 ветеранов, и у актива много забот. Посетить на дому, поздравить с праздниками и юбилеями, похлопотать насчет ремонта, путевки или лечения, организовать интересное мероприятие… Совет, работающий на общественных началах, участвует и в патриотическом воспитании школьников, даже в благоустройстве микрорайона — на днях состоится субботник, потом деревья надо белить. Актив никогда в стороне не остается — например, когда в 2010 году взорвался газовый баллон в деревянном доме, председатель организовала пункт приема вещей для пострадавших.

Для своей работы активисты пользуются любой возможностью. Зоя Ивановна на вопрос о проблемах совета говорит: «Пожалуйста, запишите себе — жительница микрорайона Галина Ароновна Ермакова после инфаркта никак не может пройти реабилитацию на курорте. Она блокадница. С февраля пытаемся ей выбить путевку…».

«Унизительно…»

«Надежда Константиновна Андреева старается помочь людям. Несмотря на годы, во всех делах совета участвует. А у самой проблема, говорить о которой даже совестно — совестно за власть. В ее квартире остро нужен ремонт — но мы никак не можем его добиться, даже вместе с окружным советом. Хоть Путину пиши. А ведь Надежда Константиновна — труженик тыла, ветеран труда, вдова участника войны», — отведя меня в сторону, шепчет Зоя Ивановна.

Выясняется, что дочь Надежды Константиновны сейчас без работы, внуку постоянно требуются лекарства, доходов едва хватает на повседневные нужды. Сын содержит свою семью на одну пенсию. В квартире юбиляра тоже «юбилей» — капитального ремонта не было 30 лет. Обшарпанные стены, двери между комнатами пришлось снять, впечатление  тягостное, если не сказать хуже… Сохраняя деликатность, спрашиваю: «Как будете отмечать юбилей, Надежда Константиновна? Родственников пригласите?». Она долго ищет слова, а потом говорит прямо: «Куда приглашать? Унизительно…».

 

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»,
и из архива семьи Н.К.Андреевой.

На фото: Надежда Хазагарова (Андреева) в декабре 1947 года;

1983 год. С мужем Борисом Прокопьевичем и сыном Василием
в госпитале узбекского города Карши, где проходили лечение
советские военнослужащие,  получившие ранение в Афганистане;

С дочерью Натальей (слева) и председателем первичной
ветеранской организации Зоей Хвостовой

 

Постскриптум. Редакция «Байкальских вестей» поздравляет Надежду Константиновну Андрееву с недавним 85-летием.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии