Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутская область: у истока перемен

04 марта, 2013

 

 

 

Правительство Иркутской области разработало долгосрочный многоэтапный план улучшения инвестиционного климата региона и в ходе состоявшейся 20 февраля 53-й сессии Законодательного собрания приступило к его реализации. Депутаты обсудили и приняли в первом чтении законопроекты «Об инвестиционном фонде Иркутской области» и «О порядке предоставления государственных гарантий Иркутской области».

 

 

Три страницы о будущем Приангарья

Сам текст закона предельно лаконичен: в Иркутской области в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации создается Инвестиционный фонд Иркутской

области. Объем бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда устанавливается правительством Иркутской области. Пояснительная записка к законопроекту добавляет к этой информации еще один важный пункт: инвестиционный фонд — это часть средств бюджета, «подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов,

осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства». В Российской Федерации имеется Инвестиционный фонд РФ и несколько десятков инвестиционных фондов в регионах.

— Инвестиционный фонд будет формироваться за счет резервного фонда Иркутской области, — прокомментировала предложение правительства председатель Законодательного собрания Людмила Берлина. — Жаль, что такой фонд не был сформирован в Приангарье раньше, ведь такая возможность для регионов предусмотрена Бюджетным кодексом РФ с 2006 года и за это время Инвестиционным фондом РФ было поддержано 34 проекта в различных регионах.

Предложение сформировать Инвестиционный фонд из Резервного фонда имеет сразу два преимущества: во-первых, Резервный фонд Иркутской области — один из самых больших в Российской Федерации; во-вторых, не потребуется менять уже распределенный на три года вперед бюджет области, а следовательно, область сможет выполнять свои социальные обязательства. Депутаты сразу дали понять, что не только заинтересованы в создании фонда, но и будут очень внимательно следить за распределением средств. Депутат Юрий Фалейчик, представляющий в Законодательном собрании город Ангарск, сразу предложил использовать средства Инвестиционного фонда для поддержки проекта по добыче тантала и ниобия в Нижнеудинском районе с последующей переработкой сырья на Ангарском электролизно-химическом комбинате. От этого проекта выиграют сразу две территории. Депутат Тимур Сагдеев заглянул также далеко вперед, но подумал обо всех муниципальных образованиях: будет ли правительство предлагать муниципалитетам инвестиционные проекты или муниципальные власти смогут прийти в правительство со своими предложениями?

В связке с законом об Инвестиционном фонде правительство внесло в Законодательное собрание закон о «О порядке предоставления государственных гарантий Иркутской области». Гарантии будут предоставляться в обеспечение обязательств юридическим лицам, зарегистрированным и работающим на территории Иркутской области, причем только на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса и взаимодействия между правительством и компаниями, которые смогут доказать свою пользу для экономики области, должно будет разработать опять же правительство. В решении о предоставлении гарантий нужно будет указать ряд параметров: наименование компании, получающей гарантию; объем гарантии; цель гарантирования; сведения о предоставляемом обеспечении; вид ответственности гаранта по обеспеченному им обязательству.

Дискуссия вокруг закона, разгоревшаяся во время сессии, показала, что правительству предстоит объяснять свои замыслы еще очень и очень долго. Министр экономического развития Руслан Ким вынужден был втолковывать Юрию Фалейчику, что никто не может сказать сегодня, что будет выгоднее для области — выдать одну гарантию на миллиард или десять по сто миллионов, более того, никто не знает, сколько будет составлять минимальная или максимальная гарантия. Правительству и депутатам придется совместными усилиями решать, какую сумму можно будет выделить в бюджете на эти цели, — есть предварительные наработки, но нет конкретных решений.

 

Правительство области признает, что нет смысла говорить о строительстве в области заводов по сборке автомобилей, и предлагает ориентироваться на логистические комплексы, туризм и строительство гостиниц, деревообработку, небольшие металлургические заводы, нефте- и газохимию, направленные в первую очередь на внутренние потребности региона.

 

«Платить деньги — крайне плохой случай»

Экс-министр финансов и действующий заместитель председателя правительства области Алексей Зезуля испытывает к закону о государственных гарантиях двойственное отношение. Как бывший министр он против того, чтобы давать кому-либо деньги из бюджета даже в виде гарантий, а как действующий заместитель, отвечающий за экономическое развитие, понимает, что без нового закона никак не обойтись, — область должна выиграть битву за людей и инвестиции.

— Объем гарантий ляжет либо в расходную часть бюджета — если гарантии предоставляются на текущий финансовый год, либо на государственный долг, если срок гарантий до трех лет, — пояснил Алексей Зезуля. — Мы можем себе это позволить, вся работа по снижению государственного долга, которую мы проводили, расширила нам финансовую гибкость. Долг будет условным, и он не будет означать, что мы обязательно будем выдавать деньги из бюджета, — это может случиться лишь в крайне плохом случае. Мы не знаем, сколько денег направим в «блок развития» в бюджете области, но создавать его нужно срочно. Пока у нас с бюджетом все в порядке, но в 2015—2016 годах начинается провал по доходам, который нужно будет чем-то закрывать. Нужно очень быстро создавать замещающие производства, которые помогут наполнить доходную часть бюджета и продолжать реализовывать социальные программы.

Принятые депутатами законы не являются какими-то разовыми акциями, не имеющими опоры, наоборот — это часть единого плана, разработанного правительством. В Российской Федерации есть стандарт инвестиционной деятельности, разработанный Агентством стратегических инициатив (председателем Наблюдательного совета агентства является Владимир Путин) на опыте 15 лучших регионов страны. В декабре в Иркутске состоялась стратегическая сессия АСИ, в которой приняли  участие представители федерального правительства, федеральных округов и многих регионов страны. Участники сессии обсуждали как раз те элементы инвестиционной политики, которые уже прошли апробацию в самых успешных регионах страны и которые сейчас внедряются в Иркутской области. Впереди у нас еще разработка инвестиционного меморандума и формирование инвестиционного комитета, а также адаптация к местным условиям других технологий, доказавших свою полезность на практике.

В качестве правофланговых регионов, лидеров по объемам инвестиций в основной капитал, в России сейчас числятся Калужская и Ярославская области. В Сибири и на Дальнем Востоке, подчеркнул Алексей Зезуля, нет регионов-лидеров, все находятся в примерно равном положении, и лишь дальневосточные пока опережают Иркутскую область по количеству принятых («формально принятых к саммиту АТЭС») документов, не наполненных реальным содержанием. Калужская область действительно ушла далеко вперед: Корпорация развития была создана здесь в 2005 году, и за это время бюджет региона вырос в пять раз. Иркутская область за тот же период увеличила свои доходы в два с лишним раза, но за счет добычи сырья, в то время как регион-лидер — за счет передовых производств по переработке и изготовлению высокотехнологичной продукции.

Работать с гарантиями (первым из множества инструментов) будут два ведомства: министерство финансов будет оценивать риски, а министерство экономики будет проводить конкурсы и отбирать проекты, которые получат поддержку правительства. В первую очередь правительство опубликует правила — прозрачные и понятные для всех участников рынка. Поскольку задачи раздать деньги и ждать результата нет, победителем не станет компания, подавшая заявку первой или вообще ставшая единственной: если проект не понравится, денег ей не дадут. Алексей Зезуля признал, что правительство уже работало с рядом компаний и отказало в помощи, потому что в одном случае у продукции не было рынка сбыта, а во втором не было перспектив создания новых рабочих мест для коренного населения муниципального образования.

Правительство области признает, что нет смысла говорить о строительстве в области заводов по сборке автомобилей, и предлагает ориентироваться на логистические комплексы, туризм и строительство гостиниц, деревообработку, небольшие металлургические заводы, нефте- и газохимию, направленные в первую очередь на внутренние потребности региона.

— Уже есть два-три проекта по переработке нефти, которые находятся на рассмотрении в правительстве региона, — уверяет Руслан Ким. — Они перспективны с точки зрения технологий и возможности использования отходов производства в строительной отрасли. Есть планы производства строительных материалов, того же кирпича. Мы ведь не зря говорим о том, что размеры гарантий могут быть любыми, в том числе и очень маленькими, главное, чтобы заявитель прошел сито отбора. Избитая тема — переработка леса, но у нас действительно есть все, чтобы уйти от экспорта пиломатериалов к поставкам сборных домов. Трудно будет конкурировать с китайским производителем, но у нас есть преимущество в экологичности, потому что никто не знает, на каком клее работают китайцы и какой краской красят. Мы готовы выходить на рынки соседних регионов с продукцией пяти примерно отраслей, в том числе с продукцией сельского хозяйства.

Правительство — или как минимум Алексей Зезуля и Руслан Ким — уже выработало навык работы в специфическом «информационном пространстве» Иркутской области: чиновники отказываются говорить о планах и перспективах до того момента, когда заявки инвесторов получат одобрение Инвестиционного совета и начнется реализация проектов. От излишнего оптимизма предостерегает и прошлый опыт выдачи государственных гарантий, завершившийся тем, что областному бюджету пришлось платить по чужим долгам. Такое не повторится, уверен Руслан Ким, потому что новый закон не предусматривает оказания помощи уже существующим предприятиям со слабым менеджментом, он для тех, кто только начинает работать в Иркутской области. Гарантией тому критерии отбора: конкурсность, финансовое состояние проекта, оценка финансового состояния заемщика, регулярный мониторинг проекта — не по итогам, а в течение всего срока реализации. Оба чиновника понимают, что только деньгами в виде гарантий область инвесторов привлечь не сможет: в регионе не хватает людей, готовых работать на рабочих должностях с современным сложным оборудованием. Но это уже другая история, над которой правительство будет ломать голову в ближайшее время.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии