Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск — ответы на будущее

23 сентября, 2014

«Городская среда: перезагрузка» — круглый стол под таким названием состоялся в Иркутске 12 сентября. Участие в мероприятии приняли представители администрации города, в том числе мэр Виктор Кондрашов,  депутаты думы областного центра и областного парламента, архитекторы, строители, федеральные эксперты, члены Общественной палаты города.

Есть чем поделиться

Предметом обсуждения во время круглого стола стали несколько направлений, влияющих на развитие городской среды. В том числе — какие модели работы с исторической средой существуют сегодня в России? как достичь баланса между инвестиционной привлекательностью и исторической достоверностью? каковы лучшие российские практики? может ли опыт Иркутска быть интересен для России, если он имеет потенциал для тиражирования?

Отметим, что вопрос развития городской среды обозначен в Стратегии развития  Иркутска до 2025 года как одно из трех важных направлений развития города.

В настоящее время в областном центре реализуются два проекта, представляющих несомненный интерес и для других российских городов. Проекты предполагают формат муниципально-частного партнерства: для решения вопросов развития городской среды разработаны механизмы эффективного привлечения частных инвестиций.

Первый проект — освоение и развитие застроенных территорий, второй — реставрация  зданий — памятников старины, организуемая Агентством развития памятников Иркутска (АРПИ).

— В жизни города есть дни, когда определяется будущее, — сказал, открывая мероприятие, Виктор Кондрашов. —  Иркутск сегодня выходит на новый этап развития городской среды, понимания, что следует делать дальше. Мы должны представлять, как город будет развиваться в дальнейшем. Отсутствие в городе свободных площадок под строительство вынуждает нас искать новые механизмы, которые позволят перестраивать уже существующие жилые районы. Мы не без гордости отмечаем, что Иркутск одним из первых в стране нашел эффективные механизмы привлечения внебюджетных средств к решению этих вопросов.

Глава города отметил, что опыт Иркутска оценен на федеральном уровне. Разработки АРПИ по сохранению памятников взяты федеральным министерством культуры в основу концепции «зеленый коридор для инвесторов». К иркутянам также часто обращаются коллеги из других городов с просьбой поделиться опытом по развитию застроенных территорий.

Новое на старом месте

Проект освоения и развития застроенных территорий начал активно внедряться в областном центре в прошлом году. Пилотной стала площадка в районе улиц Депутатской — Зверева — Лыткина в Октябрьском округе Иркутска. Здесь под снос уходят двухэтажные деревянные бараки. Взамен строители возводят многоэтажные жилые башни.

В последнее время Иркутск решительно уходит от точечной застройки, которая не только портит архитектурный облик города, но и фактически плодит дополнительные социальные проблемы: новых мест в ближайших детсадах, школах, поликлиниках не появляется, а население с появлением новостроек заметно увеличивается.

При комплексном же освоении застроенных территорий ситуация совершенно иная: уже при проектировании обозначаются будущие места парковок, рекреационные зоны, размещение детских учреждений и так далее.

Как сообщила во время круглого стола, посвященного развитию городской среды, начальник управления архитектуры и градостроительства, главный архитектор Иркутска Инна Кондратьева, комитет по градостроительной политике города подготовил 43 площадки для развития застроенных территорий. На конкурсной основе заключено четыре договора. В текущем году инвесторам будут предложены еще три городские площадки.

Развитие застроенных территорий — хороший вариант улучшить облик Иркутска, особенно его старых районов. Это также возможность для развития строительной отрасли, предоставления людям нового жилья.

— Мы решили затронуть тему развития застроенных территорий, чтобы в том числе навести порядок в городе, получить более комфортную среду, избавиться от этого прошлого, так скажем, и не очень качественного жилья, — говорит Инна Кондратьева.

Вторая жизнь памятников

О сохранении объектов культурного наследия рассказала Ирина Кравец, генеральный директор АРПИ. В нашем городе таких объектов множество, особенно в центральной части города. Для решения проблем в Иркутске был разработан механизм муниципально-частного партнерства, который предполагает привлечение внебюджетных средств на реставрацию объектов культурного наследия.

АРПИ утверждено администрацией города, цель его создания — реставрация, восстановление и приспособление к современному эффективному использованию деревянных памятников архитектуры. Агентство осуществляет поиск инвесторов для восстановления зданий — объектов культурного наследия, в первую очередь памятников деревянного зодчества,  с последующей, после проведения реставрационных работ, передачей в собственность объектов и земельных участков.

При этом объект культурного наследия должен быть отреставрирован согласно охранному обязательству и проектно-реставрационному заданию, инвестор оплачивает остаточную стоимость объекта культурного наследия и финансирует реставрацию объекта.

Задача инвестора значительно упрощается благодаря помощи АРПИ. Агентство проводит всю работу по получению разрешительной документации, по организации и контролю подрядчиков и вводу объекта в эксплуатацию, после чего передает отреставрированный объект в собственность инвестору.

Ирина Кравец сообщила, что на сегодня агентству передано 32 ветхих и аварийных объекта культурного наследия. На конкурсной основе заключено 12 договоров с инвесторами, вкладывающими средства в реставрацию памятника. Семь объектов подготовлены к выставлению на торги. Три особняка реконструирует само АРПИ за счет собственных средств.

В скором времени украшением старой части города обещает стать особняк Жарникова, реставрационные работы на объекте практически завершены. Восстановление этого объекта — первый шаг на большом пути по реставрации иркутских памятников зодчества.

Городские вызовы

Алексей Щукин, специальный корреспондент журнала «Эксперт», редактор приложения «Эксперт-Недвижимость», рассказал присутствующим о шести так называемых вызовах, или тенденциях российского градостроительства сегодняшнего дня.

Одним из них является транспорт в городе. На примере крупных городов докладчик рассказал о показателях, характеризующих количество дороги на один автомобиль. Так, в Москве на одну машину приходится 23 кв. метра дороги, в Токио — 63 кв. метра, в Лондоне — 98 кв. метров, а в Сан-Франциско — 176. Чтобы удвоить московский показатель, требуются затраты на уровне 70 млрд рублей.

Развитие общественного транспорта и подавление спроса на автомобильные поездки (плата за парковку, платный въезд, высокие налоги) — в числе способов решения транспортных проблем больших городов. При этом очевидно, что люди начнут сокращать поездки на личном транспорте в первую очередь тогда, когда их будет устраивать работа общественного транспорта.

Один из «вызовов» Алексей Щукин обозначил как «город для людей или для прибыли?». Основная мысль — города предназначены для того, чтобы в них жили люди, а не для заработка девелоперов. Среда, создаваемая строителями, должна быть максимально комфортной для жителей.

К слову, мало где в мире встречается такой либеральный подход к строительству, как в нашей стране, когда девелопер определяет все параметры объекта. Например, в Берлине город диктует нужную этажность, материалы, а в Финляндии — даже стилевые элементы и квартирографию, то есть сколько и каких именно квартир, больших и маленьких, застройщик должен построить.

Одним из докладчиков на круглом столе стал Виталий Стадников, советник мэра Самары по градостроительству, бывший главный архитектор города. Он рассказал об опыте руководства Самары по восстановлению квартала деревянной застройки.

Как отметили участники круглого стола, такие встречи представителей профессиональных сообществ и муниципальных городских властей необходимы, поскольку позволяют поднимать важные проблемы и искать пути их решения. Кроме того, подобные площадки — это возможность обсуждения нововведений в сфере архитектуры и градостроительства.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы городской администрации

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии