Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В глубине повседневности

14 мая, 2019

В Галерее «DiAS» открылась выставка «Молчание равнин» одного из ведущих российских художников Владимира Дайбова, удивительного и яркого по своему стилю. Он выпускник Ленинградского художественного училища имени В.А. Серова и Сибирско-Дальневосточного отделения Российской академии художеств, живет в Курске.

Ленинград / Петербург оказал огромное влияние на становление взглядов и стиля художника в самом начале творческого пути. Неповторимый облик города, его особая духовная атмосфера, знакомство с коллекциями Эрмитажа, Русского музея заложили основу духовного и профессионального формирования мастера.

Ранние произведения Владимира Дайбова исполнены в традициях русского реалистического пейзажа-настроения. Но со временем от лирического восприятия мира художник приходил к более глубокому его осмыслению, искал свои живописные приемы.

Каким-то недосягаемым образом, при всей лаконичности картин и их минимализме он создает ощущение трехмерности изображенного, иллюзию глубины, бесконечной красоты повседневной реальности.

На многих картинах Владимира Дайбова нет людей, они пустынны и отрешенны. В них неживые предметы – дома, поля, деревья, окна, дороги – берут на себя роль рассказчика, становятся одушевленными. Потому что художником в них заложены язык, информативность, глубина.

6-1.jpg

Владимир Дайбов нашел свой живописный прием, построенный на контрастности цветовых соотношений, на сопоставлении теплых и холодных тонов. Пластикой цвета художник выстраивает форму предмета. При этом его пейзажи и композиции очень лаконичны по цвету, они передают и эмоции художника, и его переживания и настроения. Вот картина «Два дома», где два основных цветовых тона – белый и рыже-красный – четко делят картину на две части. Полотно наполнено настроением, атмосферой, несет глубокий внутренний смысл. Дом словно изранен и истекает кровью. Повреждена его деревянная выщербленная крыша, старые и будто незрячие или подслеповатые окна-глазницы, рот-арка застыли в немом крике, и над всей этой печалью – серое плачущее небо, то и дело «выкашливающее» блеклые плевочки-облака. Картина глубоко психологична, полна внутренней драматургии.

А вот яркая, наполненная светом, знойным летним днем, горячим южным солнцем работа «Лазаревское». В центре квадрат желтого песка, два высоких тополя, белый автомобиль в тени домов, одиноко стоящее красное пластиковое кресло, и над всем этим мирным покоем – синее-синее небо. Почти физически ощущаешь раскаленный сухой воздух, который колышется и звенит на одной высокой ноте.

Дайбов – мастер композиции, искусного смещения оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя на главное, где сияющая чистота цвета задается основным насыщенным тоном, а другой уводится в нейтральную область, менее значимую, отчего изображенные предметы выглядят скульптурно, объемно, выпукло.

6-3.jpg

Его живопись – смелая, напряженная, выстроенная на противоречии цветов и пластике линий, способная надолго приковать внимание зрителя. Долго рассматриваю «морской» пейзаж под названием «Сон». Одинокий парусник с маленькой черной фигуркой на фоне недвижущихся вод печального моря. Такие же серые, с проблесками небеса. Куда движется этот одинокий парусник? Или не движется? Нет у него ни весел, ни мачты. Нет и ветра, который бы раздувал паруса. Все застыло в немом молчании, тишине, умиротворении и созерцании. Скупы краски и эмоции пейзажа, но какая-то тайна, заложенная в нем, не отпускает.

В своих работах художник пытается проникнуть в духовную глубину предмета. Густая концентрация красок в одних картинах противопоставляется свету и чистоте в других. Окружающая реальность преобразуется посредством языка метафор и символичности цвета, выступающего чуть ли не главным действующим лицом.

Подхожу к большому полотну со странным лаконичным названием «80*160». Оно завораживает и не отпускает. В огромной тени высокого тополя, распластанной по поверхности картины, вдруг угадывается силуэт знакомого лица. А маленький белый дом с красной трубой и уютно светящимися желтыми окнами напоминает что-то очень родное, близкое и забытое, всплывающее в памяти, зовущее убежать в детство по этой белой пыльной ленте дороги, уходящей к дальнему лесу, за которым открываются бесконечные однообразные выцветшие поля до самого горизонта… В этом пейзаже – целый мир: ушедший, полузабытый и в то же время такой реальный, ясный, глубокий, в который так радостно возвращаться.

6-4.jpg

Сложно сказать, да и не хочется проводить сухой анализ, с помощью каких приемов у художника получается достучаться до сердца зрителя, до его тайников памяти. Конечно, можно говорить о приеме углового ракурса, четкости цветовых контуров, о пространственной протяженности, о перспективе, с помощью которой он добивается иллюзии глубины и драматизма изображенного. Главное не в терминологии и даже не в том, как и какими путями идет художник к результату, это его индивидуальная кухня, о которой знает только он. Главное, он заставляет нас по-настоящему переживать, стоя у его работ, возвращать в детство, пробуждать в себе искренние чувства, душевно очищаться. Наверное, это главная задача любого художника, каким бы видом творчества он ни занимался, – возвращать людей к самим себе, к их истокам, к чистоте чувств, искать в каждом из людей – человеческое.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Галереи «DiAS».

На фото: «Два дома»;

«Сон»;

«80*160»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии