Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вчера — сегодня — завтра

12 сентября, 2017

В Иркутске состоялся форум «Байкальский регион: достижения прошлого, образы будущего (1947—2047)»

Ровно 70 лет назад знаменитая Конференция по изучению производительных сил Иркутской области положила начало новой эпохе в жизни не только региона, но и всей Восточной Сибири. В начале сентября 2017-го в Иркутске состоялось событие, которое фактически имеет статус наследования по отношению к той конференции.

Организаторы форума «Байкальский регион: достижения прошлого, образы будущего (1947—2047)» поставили перед собой смелую задачу разработать, пользуясь советским примером исключительной эффективности, актуальную стратегию развития территории. Разумеется, им пришлось — и придется — сложнее, чем коллегам из сороковых годов, реализацией планов которых занялась вся страна. Но необходимость этого мероприятия, ставшего реальностью благодаря инициативе губернатора Прибайкалья Сергея Левченко, очевидна. Региону нужен освещенный путь, особенно сегодня, когда в мире принципиально меняются экономические основы.

1.jpg

Без преувеличения легенда 

Анализ прошлого опыта имеет непосредственное практическое значение для региона. Но даже в чисто историческом смысле предтечу нынешнего форума обязательно надо было вспомнить в год 80-летия Иркутской области. Участники той, без преувеличения, легендарной Конференции 1947 года в прямом смысле начинали творить новую реальность. Что примечательно, проведена конференция была не какой-либо властной структурой, а Советом по изучению производительных сил Академии наук СССР (СОПС АН СССР). Аналогичные задачи решала Комиссия по изучению производительных сил, созданная в 1915 году при Российской Императорской академии наук, после которой были годы исследований. В соответствии с трудами СОПС разрабатывались планы первых пятилеток, размещались эвакуированные заводы.

Чуть раньше, в 1945 году, состоялась первая конференция такого формата — по изучению производительных сил Молотовской области, как тогда назывался Пермский край, ныне один из самых экономически развитых регионов страны.  

В организации и работе иркутской конференции кроме Академии наук принимали участие и отраслевые министерства, Академия сельскохозяйственных наук, научно-исследовательские институты Москвы, Ленинграда, Харькова, Свердловска и Омска — всего в Иркутск ехали, принимая везде восторженный прием, более тысячи участников. Две с половиной сотни ученых за неделю выслушали более 150 докладов. Хотя в названии конференции речь шла лишь об Иркутской области, в намечаемый фарватер очевидно вовлекалась вся Восточная Сибирь, в том числе Бурят-Монгольская и Якутская АССР, Красноярский край, Читинская область.

Хотя нефть и газ нашлись в Иркутской области значительно позже, представительному собранию было с чем работать. Ангару рассматривали как самый мощный в стране источник гидроэнергии, оцениваемый в 40 процентов энергопотенциала страны. Черемховский каменноугольный бассейн был перспективен не только в очевидном предназначении, но и как источник сырья для производства искусственного жидкого топлива и коксохимической промышленности.

Под стать угольным были и месторождения железной руды в Ангаро-Илимском железорудном районе. Требовали внимания месторождения ферросилиция в районе реки Онота, поваренной соли на юге области, сосредоточенная в Мамском и Бирюсинском районах значительная часть слюды СССР. Ленско-Витимский, Бирюсинский и Прибайкальский районы располагали крупнейшими в стране месторождениями россыпного золота. Послевоенному восстановлению страны требовались и бескрайние леса региона — к слову, уже тогда целесообразным считали вывозить за пределы области не круглый лес, а пиломатериалы, фанеру, продукцию гидролизных и целлюлозно-бумажных заводов. Хватало и запасов сырья для строительной отрасли: можно было производить каолины и огнеупорную глину, керамические изделия, цемент, а месторождение гипса в долине реки Унги было единственным такого рода за Уралом. Далее шли стекольные и формовочные пески, гранит, кварц, тальк, мрамор, шпат...

Как известно, предполагалось, что в первую очередь в области нужно построить несколько мощных теплоэлектростанций. Затем, опираясь на их ресурс, возвести ГЭС, а после, имея дешевую энергию, развитое машиностроение и сопутствующие производства, приступать к строительству предприятий по выпуску передовой на тот момент металло- и энергоемкой продукции. Принцип работы запланировали следующим образом: «Надо разбить эту грандиозную задачу на отдельные самостоятельные задачи и сосредоточить силы на проектировках первого этапа, не упуская из виду всего пути». Как мы знаем, большинство целей удалось достичь.

После докладов работа конференции пошла по секциям — горно-геологической, промышленно-энергетической, транспорта и связи, леса и лесной промышленности, сельского хозяйства, населения, культуры и градостроительства. Примечательно, что при обсуждении докладов кипели нешуточные страсти: рядовые специалисты и практики вносили свои предложения и яростно спорили и между собой, и с академиками.

2.jpg

Опыт, нужный и другим регионам

Форум 2017-го проходил на четырех площадках — в ИГУ, ИрНИТУ, ИрГУПС, Иркутском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук. Выступая на открытии мероприятия в Научной библиотеке ИГУ имени В.Г. Распутина, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло охарактеризовал событие и его значение так: «Сегодняшний форум — это площадка, которая дает возможность пообщаться, обменяться мнениями и на этом основании разработать предложения для решения тех проблем, которые характерны не только для Иркутской области, но и для других регионов. Возможно, это будет  программа, стратегия».

Сергей Меняйло подчеркнул, что Иркутская область по сравнению с другими регионами Сибири обладает наибольшим потенциалом, и здесь его мнение наиболее авторитетно уже по географии полномочий. Главное — этот потенциал правильно оценить и раскрыть, считает полпред президента.

— Основная идея форума заключается в том, чтобы собрать всех неравнодушных к судьбе Байкальского региона вместе, обменяться опытом, коллегиально обсудить то, куда мы движемся и к чему должны стремиться, — отметил Сергей Левченко. Два десятка лет назад он вместе с председателем Сибирского отделения и вице-президентом Академии наук СССР Валентином Коптюгом и первым заместителем первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова Владимиром Яковенко подготовили научно-практическую конференцию «Иркутская область — проблемы и перспективы развития». Выработанные по ее итогам рекомендации по формированию региональной политики в сфере экономики и социальной защиты населения во многом опередили то время, когда мало кто говорил о долгосрочных перспективах, а потому они полезны и сейчас.

Как видно, во всех ключевых точках формирования стратегии развития Иркутской области прослеживается преемственность. Ведь это — необходимое условие для поступательного развития. Но такая преемственность должна быть и на практике, как это было раньше. Весьма определенно в этом смысле высказался на одном из мероприятий форума — круглом столе «Драйверы роста Восточной Сибири: от устойчивого развития к инновационной индустрии» — генеральный директор «Саянскхимпласта» Николай Мельник. Он заявил: «Губернаторов за последнее время сменилось много, и каждый начинает разрабатывать новые стратегии и проекты развития экономики региона, не продолжая проекты предыдущих».

Оратор говорил о царившей ранее практике, в первую очередь  применительно к не случившейся газификации, в расчете на которую его предприятие в 2004 году запланировало расширять мощности. Но постулат Мельника актуален и для других начинаний. Замечательно, что сейчас утверждается политика исторической преемственности. 

Впереди Сибири и в лидерах — в стране

Николай Мельник подчеркнул, что и Законодательному собранию региона в принципе не стоит стоять в стороне — нужно тоже брать на себя ответственность за претворение проектов в действительность. Понимание такой необходимости следовало и из речи на открытии форума спикера областного парламента Сергея Брилки: «Сегодня необходимо выработать реальные решения и заложить их в основу программы социально-экономического развития региона».

Из слов директора Института региональных экономических исследований, вице-президента Российской академии естественных наук (РАЕН) Петра Бурака следует, что эти выработанные решения должны гармонично лечь в уже осваиваемое в Прибайкалье прогрессивное русло: «Итоги развития Иркутской области за последние полтора-два года — очень оптимистичные».

По результатам 2016-го и первой половины 2017-го наш регион входит по ключевым показателям в число лучших не только по Сибири, но и по России. «Я думаю, что сейчас необходимо обратить больше внимания на вопросы социального развития региона, поскольку промышленное развитие демонстрирует успешные темпы», — заявил Петр Бурак.  

Петр Бурак также сообщил, что президиум РАЕН принял решение наградить Сергея Левченко почетным дипломом академии и Золотой медалью имени В.И. Вернадского за вклад в развитие науки и экономики России. Академик добавил, что очередное мероприятие на этом пути — нынешний форум — рассматривается как мера развития межрегиональных связей. Также принявший участие в форуме председатель Народного хурала Республики Бурятия Цырен-Даши Доржиев, в свою очередь, отметил созвучность намеченных целей курсу страны: «Сегодня наша страна продолжает двигаться по пути модернизации экономики, поэтому огромное значение для регионов имеет работа по привлечению инвестиций, передовых технологий и грамотных управленцев».

3.jpg

Времена не выбирают, но можно выбрать путь

Да, воплощать в жизнь планы в условиях плановой и рыночной экономики — две совершенно разные задачи. Тем не менее альтернативный курс развития региона возможен. Такую уверенность выразил приехавший на иркутский форум член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. Он отметил, что в современной России губернаторам проще, удобнее и выгоднее служить своим личным интересам, а не заниматься долгосрочным развитием своего региона. Большинство глав регионов предпочитают плыть по течению, а вся их экономическая политика — попытки выпросить побольше денег у федерального центра. На серьезное планирование региональной экономической политики решаются единицы.

— Применение альтернативной модели развития в рамках отдельного региона возможно — для этого нужны политическая воля и серьезные управленческие решения. Если управленческая команда ставит перед собой стратегические задачи и в ее интересах развитие региона, а не какие-то личные цели, то можно добиться очень внушительных результатов, — подчеркнул докладчик. — Руководство Иркутской области взяло на вооружение модель «государства развития», которая предполагает усиление своей роли в экономике, введение системы государственного планирования социально-экономической жизни. Эта модель компенсирует многие недостатки системы при сохранении рыночных отношений.

Все это не абстрактные правила. Уже в 2016 году в Иркутской области зафиксирован рост промышленного производства на 5,7 процента, что выше, чем в целом по России (1,1 процента) и по Сибирскому федеральному округу (0,4 процента). Регион продемонстрировал и более высокие темпы роста для обрабатывающих производств (1,9 процента), заняв первое место среди регионов Сибирского федерального округа.

В первом полугодии 2017-го результат еще более впечатляющий: прирост промышленного производства достиг 9,4 процента, когда в целом по России этот показатель составил только 2 процента, а по СФО — 3,2 процента. Что особенно важно, вырос индекс промышленного производства, главным образом, за счет обрабатывающих производств, — отметил Валерий Рашкин.

Соответственно, — продолжил он, — растут и поступления налоговых платежей с территории Иркутской области в федеральный бюджет: в первом полугодии 2017-го по сравнению с первым полугодием 2016-го они увеличились на 76 процентов. Таким образом,  достижения от применения нового социально-экономического курса в регионе вносят прямой вклад и на федеральный уровень.

Модель «государства развития», — подчеркнул депутат, — предусматривает и ответственность за восстановление и развитие инфраструктуры, в том числе социальной. В Иркутской области уже в 2016—2017 годах зафиксированы показатели, свидетельствующие об улучшении ситуации в здравоохранении, образовании, ЖКХ, а также на рынке труда и с точки зрения уровня жизни населения.

О необходимости планирования будущего территории высказался и научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН  академик Игорь Бычков:

— Мы возвращаемся к тому, что должно служить основой развития территорий, — необходима научно обоснованная, четко взвешенная, рассчитанная стратегически и выверенная тактически программа действий. Сегодня развитие территорий без документов территориального планирования, без учета особенностей, преференций, которые может дать регион в развитии бизнеса, науки, образования, невозможно.

Бороться за интересы регионов

Мысль, что сложившийся в стране реальный баланс полномочий федерального центра и регионов не способствует развитию инициативы последних, выразил в своем докладе и доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров. Он считает, что Россия чрезмерно централизована административно, а в особенности финансово. 85 процентов финансовых ресурсов сосредоточены в Москве, которая не заинтересована в развитии территорий. Необходима кардинальная реформа, без которой Россия скоро будет просто не в состоянии противостоять давлению извне.

В частности, полагает профессор, надо рассредоточить министерства и прочие федеральные управленческие структуры, которых в Москве более сотни, по регионам с учетом их «профиля». Так, центр с функциями государственного комитета по лесу может управлять соответствующей отраслью из Иркутска, вопросы рыболовства логично решать с Дальнего Востока, а командовать спортом, к примеру, может Сочи. И если, допустим, Министерство образования будет находиться в Новосибирске, то отнесенный в ведение этой структуры триллион рублей будет распределяться оттуда же и с аргументами несколько иной, чем сейчас, природы. «Московские парни» учатся на своей родине и потом управляют регионами, даже не побывав там, и «их надо разогнать», сформулировал Михаил Винокуров выход из ситуации, к вящему одобрению аудитории.

Такое управленческое распределение, помимо прочего, будет способствовать единству страны. Действительно, если в твоем регионе находится один из центров федеральной власти, ты не чувствуешь себя в удаленной от принятия решений «провинции».

Также профессор обратил внимание на целесообразность укрупнения регионов до полутора десятков, приведя в пример 12-миллионную Баварию — самую процветающую территорию Германии, добавив, что регионы должны получить около 60 процентов всей административной власти в России. Что касается налоговых доходов, то справедливым Михаил Винокуров считает отвечающее прогрессивной мировой практике распределение 50 на 50 (пополам между центром и регионами с муниципалитетами).

Ученый призвал принимавших участие в форуме депутатов Государственной думы и Законодательного собрания, в числе которых были Алексей Красноштанов, а также его коллеги из регионального парламента Ольга Носенко, Ирина Синцова, Александр Балабанов, Антон Красноштанов, Артем Лобков и другие депутаты, бороться за управленческую реформу в стране.

Вообще, речь Михаила Винокурова была эмоциональной и содержала подкрепленный примерами анализ не только имеющихся, но и упущенных в разные исторические этапы шансов развития региона. В частности, он с сожалением вспомнил об отказе Иркутска организовать у себя Восточно-Сибирский филиал Академии наук. А ведь на конференции 1947 года соответствующее предложение академика Владимира Обручева вызвало активную поддержку не только в его, но и в других секциях. Но Сибирское отделение Академии наук в итоге разместили в Новосибирске, а Иркутску пришлось довольствоваться меньшим по масштабам и возможностям научным центром. Мораль проста: нельзя недооценивать возможности, и ревизовать их — одна из целей состоявшегося форума.

Ректор ИГУ Александр Аргучинцев присоединился к мнению коллег: «Сейчас нам нужна устойчивая стратегия. Если мы ее приняли, то ее нужно реализовывать, правила игры нужно зафиксировать на достаточно длительный период времени. Если по результатам форума будут созданы рабочие группы и все это выльется в реализуемые концепции, то, конечно, мы будем считать, что этот форум — действительно реальное начало очень хорошего периода нашей жизни».

4.jpg

На горизонте — «Точка кипения»

Если первый день форума был посвящен анализу достижений прошлого, то второй — перспективам, которые искали путем «мозгового штурма». В следующем номере газеты мы постараемся рассмотреть хотя бы часть интереснейших тем мероприятия. А вообще, это масштабное начинание — только начало пути. Так, руководитель занимавшегося организацией форума интеллектуального делового клуба «Байкальские стратегии» Юрий Курин отметил, что осенью в Иркутске откроется коворкинг-центр по внедрению и реализации инновационных проектов «Точка кипения»: «Это будет уникальный центр, направленный на внедрение и реализацию инновационных проектов, развитие экономики всего региона. Проект поддержан лично губернатором». 

А 7—10 сентября на берегу Малого моря прошел форсайт-кэмп Байкальского региона. Там собрались свыше трехсот участников — представители Иркутской области, Республики Бурятия, эксперты из нашего региона и других городов России, а также зарубежных стран с целью поработать в уникальном формате групповой коммуникации, проектируя образ будущего Байкальского региона. Были сформированы 11 тематических групп: индустрия здоровья, новая байкальская фарма, агробиотехнологии, индустрия питания, индустрия красоты, туризм, образование и наука, экология и эко-скиллс, культурная идентичность, среда обитания, цифровая экономика. За реализацию планов, которые родились в этом едином со стратегической точки зрения процессе, привлеченные прогрессивные силы готовы взяться в ближайшем будущем, в том числе — «прямо завтра». 

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

Окончание следует.

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии