Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дойдет ли очередь?

05 сентября, 2017


Open-Door.jpg

«Эффект двух дверей» на российских выборах

Поведение избирателей в ходе предвыборной кампании и голосования можно сравнить с бытовой ситуацией, когда в любое учреждение (магазин, столовую, кинотеатр, поликлинику и т.д.) можно зайти через несколько дверей, расположенных рядом. Возьмем для «чистоты эксперимента» вариант, когда таких входов (выходов) два, причем сначала одна дверь была открыта, а другая заперта. Допустим, что людей приходит много и выстраивается очередь желающих попасть в помещение (или выйти из него).

Если понаблюдать за процессом, то выяснится, что большинство смиренно движется в очереди, не делая попыток найти иные варианты. И только изредка одиночки «откалываются от коллектива» и, подойдя к другой двери, проверяют, не открыта ли она. Удостоверившись, что «вторые ворота на замке», они возвращаются в очередь.

Казалось бы, события малозначительные, но уже в них заложено будущее расслоение на импровизационное (если хотите — креативное, новаторское, творческое) меньшинство и традиционно-инертное (консервативное, очень осторожное или даже реакционное) большинство. И дело не только в немногочисленности идущих ко второй двери (потенциальной альтернативе устоявшемуся миропорядку). В конце концов она пока закрыта, и остальные могут убедиться, что попытки одиночек изменить порядок вещей безуспешны. Обратим внимание на другое: многие (скорее, большинство) внутри «перводверного» большинства даже не обращают внимания на «попытки раскола», а продолжают двигаться в очереди.

Решающий момент: хозяева учреждения-заведения открыли вторую дверь. Теперь одиночки-«новаторы», подойдя к другому входу (выходу), тут же, а значит, намного впереди идущих в очереди к двери № 1, попадают в помещение — фигурально выражаясь, приближают к себе будущее куда быстрее, чем оставшиеся в очереди.

Что происходит дальше? Увидев успех «новаторов», от очереди начинают откалываться новые «одиночки» и даже небольшие группы, которые, воспринимая иной вариант как реальную и привлекательную альтернативу, тоже устремляются в только что открытую дверь № 2.

А остальные? Их по-прежнему большинство в большинстве, они остаются в очереди и даже пополняют ее. Правда, по своим настроениям оставшиеся уже четко делятся на три части. Первая по-прежнему не замечает альтернативы, ей даже в голову не приходит, что существуют иные модели поведения, чем, увидев очередь, присоединиться к ней, а затем двигаться «в колонне», не отвлекаясь на поиск иных вариантов и даже не задумываясь о переменах.  

У второй части мотивация чуть сложнее. Они обратили внимание, что появилось «окно новых возможностей», но остались в очереди потому, что не верят в успех альтернативы и вообще привыкли быть «как все», «с большинством», «не высовываться», а то «может быть только хуже». Мол, кто их знает, этих смутьянов? К тому же плетью обуха не перешибешь. Да и вообще, тут придется постоять, но первая дверь точно открывается, а что касается второй — неизвестно и ненадежно. Этих людей вариант участия в переменах скорее настораживает, пугает, чем вдохновляет, хотя втайне и даже в узком неформальном кругу они «в принципе» за новую жизнь. Вот если бы народу там было больше, глядишь бы, и присоединился. А так… неясно: вот сейчас двери открыты, пойду к этим одиночкам, а там двери закроют — получится, напрасно суетился. И тем более не сподручно, если вы не одиноки, не свободны как ветер, а находитесь в очереди с детьми, родителями, женой (мужем)… Нет уж, останусь со всеми. Лучше уныло, но спокойно, без риска, с гарантией…                        

Но даже это цветочки, а ягодки — вот они, третья часть: в очереди немало и тех, кто смотрит на «иных» с неприязнью, а то и с ненавистью. В их глазах альтернатива опасна, так как разрушает привычную жизнь и ее «святыни». А раз так, крайние консерваторы считают «новаторов», по существу, предателями, изменниками и даже личными врагами. Со всеми вытекающими…        

С течением времени, однако, ситуация неизбежно «устаканится»: потоки в обе двери станут примерно одинаковы. Но получается, что значительная группа людей потратила лишнее время, простояв в очереди и сходу не поддержав возникшую альтернативу. В нашем случае — с магазином-стадионом — это не так уж страшно. Однако в глобальном варианте ситуация иная: если на вторую дверь быстро не появится массовый спрос, то ее опять закроют за ненадобностью. И тогда останется только один вход-выход и длинная, растущая очередь к нему…

Сказанное относится ко всем странам, включая Россию. Но к России, пожалуй, в большей, а то и в намного большей степени, чем к очень многим странам.   

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии