Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Где судили — там и отбывай

07 марта, 2017

Над Иркутской областью нависла тень криминальной зоны

Очередное заседание комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания Иркутской области состоялось 2 марта. Комитет рассмотрел информацию о протокольном поручении от 16 декабря 2016 года. Тогда сессия Законодательного собрания приняла решение о необходимости разработать и направить в Государственную думу законодательную инициативу: осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Признаки колонии

Поводом для принятия протокольного поручения стало обращение членов фракции «Гражданская платформа» к председателю ЗС Сергею Брилке. В обращении было сказано:

«На территории Иркутской области на протяжении длительного времени — десятилетий и даже столетий — сложилась практика, когда в местах лишения свободы отбывают наказания преступники, осужденные судами в других субъектах Российской Федерации и (или) на момент судебного приговора постоянно проживавшие за пределами Иркутской области.

Десятки тысяч заключенных, включая совершивших особо тяжкие и тяжкие преступления, после отбытия срока наказания и выхода на свободу остаются жить в Иркутской области. Учитывая высокий процент рецидивной преступности, это ведет к значительному ухудшению криминогенной ситуации, высокому уровню преступности, особенно среди подростков, криминализации общественной жизни, образовательных учреждений и рынка труда в Иркутской области.

Кроме того, среди лиц из других субъектов РФ, отбывших сроки наказания и оставшихся на постоянное жительство в Иркутской области, много больных тяжелыми инфекционными заболеваниями, что также оказывает негативное воздействие на демографическую ситуацию в Иркутской области. Так, в пересчете на каждые 100 тыс. жителей Иркутская область занимает второе место в Российской Федерации по числу заболеваний ВИЧ-инфекцией (превышение общероссийского показателя в 2,6 раза); второе место в РФ по количеству острых отравлений наркотическими веществами (превышение общероссийского уровня в 3,6 раза); пятое место в РФ по уровню смертности от туберкулеза (превышение общероссийского показателя в 2,5 раза); шестое место по количеству острых отравлений спиртосодержащими жидкостями (превышение общероссийского уровня в 2,2 раза); 78-е место из 85 субъектов РФ по средней продолжительности жизни.

Считаем, что по существу дискриминационное распределение заключенных по территориям субъектов Российской Федерации нарушает конституционные принципы федерализма, неизбежно ухудшает условия жизни, включая инвестиционный климат, на территории Иркутской области. В то же время из-за такой практики некоторые субъекты РФ фактически получают необоснованные преимущества для социально-экономического развития. Почему, например, Москва или Санкт-Петербург должны жить лучше за счет ухудшения ситуации в Иркутской области?

В связи с изложенными обстоятельствами полагаем необходимым выйти в Федеральное Собрание Российской Федерации и в правительство Российской Федерации с законодательной инициативой, смысл которой заключается в формуле «Где осудили — там и отбывай», то есть преступники должны отбывать наказание на территории того субъекта РФ, где вынесен судебный приговор.

Иркутская область, которую правительство РФ считает одним из опорных регионов развития страны, не может соответствовать такому статусу, если фактически сохраняет признаки колонии — в том числе исправительной. Убеждены, что эта тема является крайне актуальной для нашего региона и поэтому должна быть рассмотрена Законодательным собранием. Если же мы не станем защищать интересы Иркутской области, подрастающего поколения, то зачем за нас голосовали избиратели?».

Это наша с тобой география

Информация, представленная депутатам Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Иркутской области, прокуратурой области и главным управлением МВД России по региону, полностью подтвердила правоту инициаторов разработки законопроекта. В исправительных учреждениях Иркутской области отбывают наказание 12 699 человек, в том числе 3741 — до ареста проживавших в других субъектах РФ, что составляет 30 процентов от общего числа осужденных.

Примечательно, что кроме 25 учреждений, подчиненных ГУФСИН России по Иркутской области, на территории области в Тайшетском и Усть-Илимском районах дислоцируются еще пять учреждений, подчиненных ГУФСИН по Красноярскому краю. Как выяснили депутаты, в исправительные учреждения области поступают несовершеннолетние осужденные из Республики Бурятия и Забайкальского края, поскольку в этих субъектах отсутствуют соответствующие учреждения, и сегодня из 126 воспитанников Ангарской колонии 73 человека (то есть 58 процентов) являются жителями этих регионов. В одной из колоний строго режима, где отбывают наказание осужденные из числа бывших работников судов и правоохранительных органов, приезжих и вовсе 95 процентов.

По данным ГУФСИН, в 2016 году из учреждений Иркутской области освободили 4379 человек, в том числе 3231 жителя Прибайкалья. По оценке ГУФСИН, 95 процентов иногородних после освобождения уезжают к основному месту проживания. Кроме того, в 2016 году из Иркутской области более трехсот человек направлено в Новосибирскую область и Забайкальский край. В 2015 году в связи с реорганизацией исправительной колонии № 20 в городе Усть-Куте 360 осужденных строгого режима перевели в Новосибирскую область и 120 — в Красноярский край.

Сотрудники ГУФСИН высказали и общее суждение по поставленным депутатами вопросам: «Основной проблемой видится не направление осужденных для отбывания наказания в Иркутскую область, а отсутствие в нашем регионе областной программы ресоциализации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Более того, существует ряд пробелов в законодательстве РФ при исполнении наказания в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, также при исполнении законодательства РФ в части установления административного надзора и дальнейшего контроля поднадзорного лица. До настоящего времени в системе исполнительной власти РФ отсутствует специализированный государственный орган, уполномоченный осуществлять контроль за поведением лица, освобожденного досрочно, в соответствии с частью 6 статьи 79 УК РФ».

Сибирским маршрутом

Депутаты выслушали информацию ГУФСИН и прокуратуры, которая показалась им двойственной: с одной стороны, закон требует, чтобы осужденные отбывали наказание в регионе проживания, а с другой — на 85 регионов России есть всего 25 колоний для несовершеннолетних и 35 — для женщин. Хочется нам или нет, но даже прокуратура не видит нарушения в том, что в Иркутскую область привозят подростков и женщин, потому что такова система. В Иркутской области, в свою очередь, нет тюрьмы для особо опасных преступников — их увозят в Красноярский край. С учетом требования по раздельному содержанию рецидивистов и ранее несудимых, в области вообще пришлось бы создавать двойной комплект колоний. Поэтому прокуратура и ФСИН предлагают помнить о том, что еще десять лет назад число осужденных в области было как минимум в два раза больше, и думать не о том, сколько иногородних сидят в области, а о создании системы реабилитации отбывших.

Один из инициаторов дискуссии депутат Владимир Матиенко напомнил представителям правоохранительных органов, что криминогенная обстановка в области — одна из самых сложных по стране. С ним согласился представитель ГУ МВД: по его мнению, многие отбывшие срок люди сначала совершают здесь преступления, а затем едут домой. Владимир Матиенко подсчитал, что по самой грубой оценке за годы его жизни в Иркутской области остались многие тысячи бывших заключенных, причем самых опасных, тех, кто боится возвращаться домой из опасения мести со стороны пострадавших.

— Прекрасно понимаю, что в Краснодарском крае никто не сидит, но очень обидно слышать даже по ТВ: «Да я тебя в Сибири сгною!», — заявил Владимир Матиенко. — Мы что здесь, второсортные люди? Почему я — коренной иркутянин — с сожалением, но могу назвать Иркутскую область колонией? По вине федерального руководства правоохранительных органов! Генерал Калищук два года назад выступал у нас на сессии и сказал, что 80 процентов отбывших наказание остаются в области. Мы можем поднять стенограмму и проверить, я специально его тогда переспрашивал. Сегодняшние проблемы Иркутской области с распространением ВИЧ-инфекции, туберкулеза и наркомании, по которым мы держим печальное «лидерство», накапливались не один год. И, на мой взгляд, наши беды прямо связаны с проблемой мест лишения свободы, которые являются рассадниками этих социальных заболеваний. Нам говорят, что так исторически сложилось, — но накипело. Требую, чтобы прокуратура и ГУФСИН еще раз пересмотрели информацию и заново перед нами отчитались.

— Я с вами совершенно согласен, — сказал Борис Алексеев. — Вопросов ко всем нам очень много — в том числе по трудоустройству молодежи, по реабилитации отсидевших, по их лечению от туберкулеза и ВИЧ.

Подводя итог, Борис Алексеев отметил, что комитет готов был к отклонению инициативы. Но депутаты согласны с мнением Владимира Матиенко и просят правоохранительные структуры еще раз предоставить им необходимую информацию, в том числе с учетом соседних регионов. Комитет вернется к этому вопросу в апреле.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии