Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что жизнь? Мистерия людских страстей…

26 декабря, 2017

13 декабря в Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского с большим успехом прошла премьера современной оперы «Две королевы». А накануне областной министр культуры Ольга Стасюлевич, директор театра Татьяна Мезенцева и участники постановочной группы — главный режиссер театра Анна Фекета, дирижер-постановщик Михаил Тарасов, сценограф Олег Головко (Санкт-Петербург), художник по костюмам Евгения Шутина (Москва), балетмейстер Александра Журавлева (Санкт-Петербург) — рассказали журналистам о самой идее такого масштабного проекта, в чем были трудности, а в чем истинные радости, об атмосфере, настроении, заботах перед премьерой.

2.jpg

О любви и карьере

— В череде событий этого года, насыщенных разного рода событиями, нам было о чем говорить с прессой, но в этом году мы особенно постарались, чтобы ко дню рождения Иркутской области, в юбилейный год,  мы смогли показать самое лучшее, — отметила Ольга Стасюлевич. — Премьера современной оперы «Две королевы» — необыкновенный проект, эту постановку ждали с прошлого года.  Мы с губернатором Сергеем Георгиевичем Левченко знали об идее музыкального театра и его главного режиссера поставить такой спектакль именно в юбилейный для области год. Переживали, что может не получиться, потому что проект, пожалуй, самый дорогой за всю историю музыкального театра. И благодаря тому, что театр так прекрасно выступил в Москве на конкурсе «Видеть музыку» и впервые получил грант на постановку, эта премьера состоялась. Наш регион отличается от всех субъектов федерации тем, что у нас всегда полные залы. Я говорю не только о музыкальном театре, это касается всех театров Иркутска, потому что город у нас театральный. И наш зритель достоин того, чтобы оснащение театров, костюмы актеров, сценография были на должном уровне. И «Две королевы» стали первой возможностью купить профессиональное оборудование высокого качества.

— Для нашего театра этот спектакль — большое событие, — подчеркнула Анна Фекета. — Впервые театр получил грант Министерства культуры Российской Федерации. После фестиваля «Видеть музыку», где мы показали спектакль «Анна и адмирал», когда нам сообщили об этом, мы с Татьяной Никифоровной были просто поражены и восхищены. Ведь для театра, для артистов, для постановщиков, для директора важно понимать, что его труппа — это профессиональные, творческие, сильные личности и что они могут делать прекрасные спектакли на уровне Москвы и Петербурга.

Что касается нашего проекта «Две королевы» — он очень масштабный, — продолжила главный режиссер. — Наш театр не может, к сожалению, похвастаться совершенным техническим оснащением, как многие столичные театры, где все движется и мгновенно поворачивается, и место действия на сцене меняется за какие-то десять секунд, и освещение по последнему слову техники. Здорово, что благодаря этому гранту, который составил 18 миллионов рублей, мы смогли частично поменять звуковую и световую аппаратуру, купить некоторые инструменты для оркестра. Первый шаг в этом направлении сделан, и хочется надеяться, что будут и дальнейшие.

3.jpg

О постановочной группе и артистах. Брать трагедию в репертуар для музыкального театра — это большая ответственность, причем для всех: для режиссера, постановочной группы, дирижера, потому что основа репертуара музыкального театра — это легкие музыкальные спектакли, оперетты. Тем не менее мы целенаправленно взяли сложный материал, и наша труппа справляется со сложной задачей.

Мы собрали очень сильную постановочную команду, которая смогла на высоком профессиональном уровне выполнить серьезные задачи. Это Олег Головко, Евгения Шутина, Александра Журавлева, Михаил Тарасов, Галина Мельник.

 Музыка была специально написана для нашего театра, под  голоса наших артистов композитором Антоном Светличным, тексты песен — Львом Яковлевым. Музыка  соединяет в себе и классические вариации Прокофьева и Чайковского, приемы мюзикла, французские музыкальные тенденции. То есть получился своеобразный микс, и сложно назвать, в каком она стиле. Столь яркую, интересную музыку мы никогда не играли.

Это история про двух великих женщин. Мы поставили ее по мотивам пьесы  Людмилы Разумовской  «Ваша сестра и пленница». Существуют оперы о Елизавете Английской и  Марии Стюарт, существуют драматические спектакли. Но чтобы две королевы встречались  в одном спектакле и это была не опера, и не драма, а современный микс с элементами того и другого жанра, но переработанный в современную оперу, такого не было. Поэтому у  нас — мировая премьера, наш театр стал первым, где взяли такой материал.

Основная идея спектакля — путь к счастью женщины, и каждая из двух королев выбирает свой путь. Любовь или карьера? Это актуально и сейчас. Каждый из нас стоит перед  выбором, что поставить на первое место: семью, детей, любимого или все-таки продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот, добиваться успеха. Редко у кого получается соединять то и другое. Женщин, у которых это получается, единицы. У наших героинь это не получилось. У одной была любовь, ребенок — это Мария Стюарт. У другой была власть, и она смогла поднять страну до тех высот, о которых мы все знаем. В этом есть и заслуга Елизаветы, при ней развивался театр, строились университеты, она очень многое сделала для процветания нации, вывела государство на высокий уровень развития, чем не могла похвастаться Мария Стюарт.

Но в спектакле мы не хотим говорить, кто из них лучше. Каждая сама выбирает, какой путь ей ближе. Мы одинаково понимаем и оправдываем обеих королев. Это история о поиске счастья, о власти, потому что обе хотели быть королевами, и никто не хотел делиться троном. Это история о ревности, потому что где любовь, там всегда ревность. Но это еще  история о прощении, потому что в финале, очень важном для нас, обе сестры прощают друг друга, и спектакль заканчивается молитвой. Финал все равно светлый, несмотря на то, что Марию казнят, — подчеркнула Анна Фекета.   

5.jpg

Двор эпохи Возрождения

Спектакль впечатляет и своей мощью, яркостью подачи, необычностью, покоряет высокой сценической культурой,  техникой исполнения, в нем много замечательных артистов. Оговорюсь, что видела только один состав исполнителей на первой премьере 13 декабря. Это  великолепные Анна Рыбникова — Елизавета, королева Английская,  и Александра Гаращук — Мария Стюарт, королева Шотландская. Им удалось передать всю гамму противоречивых чувств и особый накал драматизма в финале. В другом составе королевские роли играют Юлия Панченко и Софья Сучкова. 

Покорил  благородством исполнения, личной  харизмой Гейрат Шабанов — Джеймс Босуэл, заворожил пластикой, эмоциональностью Роман Лукьянчук — Риччо, выразительностью  Егор Кириленко — Генри Дарнлей, обаянием,  искренностью заслуженный артист России Виктор Лесовой — Норфолк. Убедили своими персонажами народные артисты России Николай Хохолков — Джон Нокс и Владимир Яковлев — Сессил, заслуженные артисты  России Владимир Попов — Меррей и Любовь Полякова — леди Хантлей, артисты Василий Степанов — Лорд Джеймс, Виталий Зайцев — Эдуард Хантлей. Вообще все актеры в спектакле блестяще передают всю сложную гамму чувств, настроений, саму атмосферу времени.

Ни на минуту не перестают «жить» и реагировать на все происходящее артисты балета и хора, оттого ярче предстают зрителю картины жизни двух королевских  дворов эпохи Возрождения, и выразительнее становится рисунок характеров персонажей. Они создают не просто интересный игровой фон и атмосферу, артисты хора и балета становятся полноправными участниками действия, демонстрируя не только чистый звук, но и отличную пластику движения.

Впечатлила  сценография большого мастера, прекрасного художника Олега Головко, которая раскрывает драматический замысел, определяет время действия точными, но свободно варьированными деталями, отвечает атмосфере и настроению, максимально передает суть произведения. Запомнились замечательные, стильные костюмы Евгении Шутиной, которые выдержаны в единой гамме и эстетике, они также работают на воплощение идеи спектакля. Они несколько условны, но с отсылкой в соответствующее  историческое время и выполнены с чувством художественной гармонии.

Все пространство сцены  ритмически организовано и поэтому дышит, помогает артистам. Сценография подчинена  своим цветовым решением сценарному замыслу и работает на общий результат. Очень хороша и точна  работа художника по свету, заслуженного работника культуры РФ Галины Мельник. Ее световая партитура подчеркивает красоту, мощь, изысканность декораций и  костюмов.

6.jpg

 Несмотря на то что наши герои жили  в XVI веке и действие оперы разворачивается в пространстве этого времени, мысли, заложенные в ней, глубоко современны. Они заключаются не в переодевании актеров в современные костюмы и перенесении их в наше время, а в умении рассказать историю так, чтобы она была интересна зрителю XXI века.

Ярко, точно, виртуозно

С этими мыслями об интересе для сегодняшней публики и шла работа постановочной группы и артистов над оперой «Две королевы», которая по яркости, драматизму, психологической точности заслуживает самых высоких похвал.

 Глубина и выразительность вокальных партий, оркестра, который звучал наполненно и ярко, мастерство построения ансамблей, прекрасная сценография и костюмы — все это делает «Две королевы» одним из наиболее заметных, впечатляющих  спектаклей театрального сезона. Художественные достоинства спектакля несомненны, театр проделал виртуозную, филигранную работу. Мы смогли почувствовать актерскую энергетику, ее дыхание и силу, покорившие зал.

Что касается людских страстей и драмы, разворачивающейся в спектакле, о которой поведал нам театр, то уместно привести строки поэта Уолтера Рэли, современника Шекспира, которые хорошо характеризуют человеческую суть, причем неважно, какой эпохи. Они современны всегда и органично вписываются и в контекст спектакля, и в наше время:

Что жизнь? Мистерия людских страстей,
Любой из нас — природный лицедей.
У матери в утробе мы украдкой
Рядимся в плоть для этой пьесы краткой.
А небеса придирчиво следят:
Где ложный жест, где слово невпопад,
Пока могила ждет развязки в драме,
Чтоб опустить свой занавес над нами.
Все в нас актерство — до последних поз!
И только умираем мы всерьез.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Сирохина.

На фото: Софья Сучкова в роли Марии Стюарт,
Василий Степанов в роли Лорда Джеймса;

Елизавета в исполнении Анны Рыбниковой…;

Экспрессия королевы Шотландской (Софья Сучкова);

На пресс-конференции перед премьерой. Справа налево:
Анна Фекета, Ольга Стасюлевич, Татьяна Мезенцева, Олег Головко

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии