Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Война, которой мы не знали

30 октября, 2018

Лекциями о военных песнях и иностранных фильмах о Второй мировой войне 11 октября в галерее «Rеvолюция» завершился дискуссионно-выставочный проект «Оттенки века-2: примиряя разное». Лекторами стали журналист Владимир Демчиков и главный редактор газеты «Областная», член Военно-исторического общества Дмитрий Люстрицкий.

История в нужном формате

Пять недель подряд участники и гости проекта обсуждали учебники по истории разных стран, посвященные периоду войны, – германский, польский, итальянский, шесть российских и еще несколько из других государств. Ранее выставка прошла в нескольких странах, и далеко не везде ее принимали так же спокойно, как в Иркутске: в Италии сочли, что выставка показывает их страну не так, как ее хотели бы видеть сами итальянцы; в Литве против выставки прошли несколько пикетов. В Иркутске же организаторы сочли нужным лишь убрать несколько экспонатов, которые не соответствуют российскому законодательству о запрете на демонстрацию нацистской символики. В остальном она прошла без каких-либо возражений со стороны общественности и властей. Параллельно с выставкой иркутские историки и журналисты рассказывали о том, что в учебниках не фиксируют, – о человеческих судьбах, забытых историях и нераскрытых проблемах.

Дмитрий Люстрицкий в рамках проекта выступил с двумя лекциями – первая была посвящена советским фильмам, вторая – американским. Попытка сравнить два кинематографа явно не умещалась в формат лектория – всего 20 минут на одного выступающего, поэтому было принято решение разделить ее на две. Автор сразу отказался от рассказа о блокбастерах вроде «Перл-Харбора» и продемонстрировал отрывок из фильма «Северная Звезда», снятого в 1943 году, о том, как украинские партизаны охраняют свою мирную деревню. По всем признакам (за исключением некоторых деталей) она могла быть снята на киностудии имени Довженко, например.

– За годы войны американские киностудии сняли более четырех тысяч фильмов, и для американцев это была очень непростая тематика. В 1939 году социологические опросы показали, что всего два процента выступали за то, чтобы США воевали с Германией. Комикс «Капитан Америка», на обложке которого герой бил по лицу Гитлера, вызвал протесты – американцы хотели злодеев, но не политиков. Однако государственные деятели понимали, что, если США хотят стать мировой державой, вести себя нужно активно. Партия изоляционистов не была сборищем тайных нацистов, но выступала против активного участия в войне: пусть воюющие страны разорят друг друга, а мы будем стоят в стороне, говорили изоляционисты, – отметил Дмитрий Люстрицкий.

При Рузвельте и после

Первым фильмом, посвященным войне в Европе, стал фильм «Мост Ватерлоо», в котором война является лишь фоном – в нем нет ни одного выстрела, ни одного боевого эпизода. Однако после нападения Японии на Перл-Харбор общественное мнение резко изменилось: Японию воспринимали как союзника Гитлера, и решение о вступлении в войну в Европе был практически решен. Рядовые граждане и частные кинокомпании в Голливуде оставались при своем мнении, и для его изменения президент Рузвельт создал «Объединенный комитет военной информации» и «Объединенный комитет психологической войны». При этих комитетах появилось Бюро цензуры и Бюро кино, которые совместными усилиями создавали военные фильмы, получившие название «кино победы». К 1943 году почти пять миллионов американцев посмотрели хотя бы один  из таких фильмов, потому что их выпускали в формате, допускающем демонстрацию и в кинозалах, и в школах, и в других общественных зданиях.

Киностудии в конце концов согласились на то, чтобы показывать бюро цензуры сценарии, и согласились на выполнение требований государства. Политики и особенно члены конгресса США были недовольны работой комитетов, поскольку считалось, что они нарушают право на свободу слова. Фильм «Касабланка» стал одним из первых (и одним из лучших) американских фильмов, рассказывающих о том, как аполитичные люди делают выбор в пользу войны с Германией.

Вторым направлением работы комитетов было создание положительного образа союзников – в первую очередь СССР. Существенным элементом этих фильмов было использование советских фильмов (в том числе об Александре Невском, Петре I и войне против Наполеона) и документальных съемок.

Пропагандистские фильмы о войсках США стали фундаментом, на котором до сих пор строится американская информационная политика в отношении собственной армии. Фильм о военно-воздушном флоте, например, очень напоминает «Звездные войны», хотя и основан на реальной истории. Параллельно с пропагандистскими поделками снимали и другое кино – настоящую хронику боевых вылетов бомбардировщиков и тому подобные фильмы. С началом войны 12 процентов сотрудников Голливуда надели военную форму, и не все из них дожили до конца войны. Американцы – в отличие от советского кино времен войны – не стеснялись темы проблем ветеранов: инвалидов, людей, потерявших семью и работу, столкнувшихся с психологическими трудностями. Очевидно, что для ветеранов, вернувшихся домой и столкнувшихся с трудностями, это была большая поддержка.

– После смерти Рузвельта и с началом холодной войны американцы осознали, что они слегка перегнули с любовью к СССР. Именно поэтому в Голливуде была создана комиссия по антиамериканской деятельности, и сотни людей были объявлены пособниками коммунистов. Знаменитый фильм «Неизвестная война», который был снят американцами для американцев, чтобы рассказать про события на Восточном фронте, на самом деле в США никто не увидел – его выход совпал с началом войны в Афганистане и был снят с проката всеми телеканалами.

Сейчас война может быть поводом для комедии, триллера, чего угодно, но наряду с коммерческими фильмами есть и такие, которые занимаются ровно тем же самым, чем занимался комитет Рузвельта. Такие фильмы предельно точны исторически в описании формы, психологии солдат, но не слишком точны в описании событий – «Ярость», «Спасти рядового Райана» и многие другие. Эти фильмы показывают историю в том формате, который нужен США в данный момент времени, – подвел итог Дмитрий Люстрицкий.

О войне и мире

По мнению Владимира Демчикова, сейчас все меньше вспоминают военные песни, а ведь лучшие из них были написаны именно во время войны.

– В СССР очень ответственно подходили и к кино, и к песням, поэтому над ними работали хорошо и тщательно. Знаменитая песня Клавдии Шульженко «Давай закурим, товарищ, по одной…» была написана уже осенью 1941 года; «Бьется в тесной печурке огонь» – 1942 год; «В лесу прифронтовом» – тоже 1942-й. Когда я посмотрел, какие песни были популярны в других странах, то выяснилось, что там были популярны песни, написанные до войны. Одна из них, на французском, посвящена тому, как девушка ждет возвращения молодого человека, – ни о какой войне речь не идет. Вторая очень на нее похожа, хотя и на английском, но текст о том же самом: мы снова встретимся. Написаны они в конце 1930-х, и их слушали солдаты, их пели солдаты.

Самой же популярной на западе была «Лили Марлен», написанная в 1938 году. Ее автор Хайнц Ляйб, немецкий поэт, написал в 1915 году стихотворение о том, как он стоит под фонарем и ждет девушку. Он прожил очень долгую жизнь и издал более 70 книг, но ни одно его произведение не было таким популярным, как это стихотворение. Позднее его подхватили два композитора и написали две разные мелодии. Мы чаще слышим вариант Норберта Шульце, который был талантливым композитором, но при этом членом НСДАП, и его очень любило нацистское руководство. Он после войны прошел денацификацию, и до сих пор за все его песни, написанные во время Гитлера, авторские отчисления идут в Красный Крест, – рассказал Владимир Демчиков.

дит.jpg

У стихотворения про Лили Марлен есть несколько переводов на русский язык, в том числе сделанный Иосифом Бродским. Для Бродского и его друзей, которые пели эту песню в эмиграции, это была шуточная песня, не имевшая ничего общего с классическим исполнением Марлен Дитрих. Одну и ту же песню в исполнении разных певиц и на разных языках крутили радиостанции по обе стороны Западного фронта. Английский вариант появился именно потому, что солдаты западной коалиции начали петь ее по-немецки.

В советских войсках была столь же популярна «Катюша», о которой известно многое, но нет оригинального варианта. Она была написана, как это ни удивительно, еще в 1938 году и исполнена тремя малоизвестными сегодня людьми. Владимир Демчиков признался, что не смог найти ни первую запись, ни сколько-нибудь приличных фотографий исполнителей.

– Если вы обратите внимание, то в музыкальном плане это абсолютно идентичные песни, написанные по железному канону популярных песен. При этом обе они легко трансформируются в марши. Если говорить о том, как мы можем смотреть на войну как человеческую историю, то «Лили Марлен» рассказывает не о противостоянии систем и идеологий, а о том, как человек, попавший в мясорубку войны, хочет выжить. Песни войны на самом деле не про войну, – завершил свою лекцию Владимир Демчиков.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Песня «Лили Марлен» в исполнении
Марлен Дитрих была популярна по обе линии
фронта – у немцев и западных союзников СССР  

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии