Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время «темных лошадок» проходит

17 марта, 2011


 

Иркутские политологи о возможной отставке губернатора

 

Как оценивают ситуацию в областном руководстве местные эксперты? Корреспондент «Байкальских вестей» Виктор Сотников обратился к постоянным авторам нашей газеты с такими вопросами:

1 В последнее время в коридорах власти опять обсуждается тема, ставшая для Иркутской области традиционной, — о вероятности досрочной отставки губернатора, на этот раз — Дмитрия Мезенцева. Есть ли у этой темы серьезная основа? Что это — признаки борьбы за власть, обострения этой борьбы в преддверии очередного цикла федеральных выборов или следствие ошибок нынешнего главы области?

2 Насколько сильны политические резервы Дмитрия Мезенцева? Он всего лишь попал в затруднительную ситуацию, из которой вполне может выйти, сохранив должность, или его потенциал как губернатора полностью исчерпан?

3 Почему в Иркутской области так сложно адаптируются назначенные губернаторы? Быть может, хотя бы в порядке эксперимента, следует вернуть в нашем регионе прямые выборы первого лица?

4 С чем, на ваш взгляд, связано дальнейшее развитие событий по этой теме: с выборам в Государственную думу, юбилеем Иркутска, решением узловых проблем региональной экономики, чем-то другим?

5 Среди потенциальных кандидатов в иркутские губернаторы чаще других называются Валентин Межевич, Алексей Федоров, Валерий Малеев, Сергей Серебренников, Александр Битаров, Владимир Пашков. Насколько такой список соответствует реальному развитию событий? У кого действительно высокие шансы? Быть может, опять в последний момент появится «темная лошадка»?

 

 

Публикуем полученные ответы:

Сергей Беспалов, выпускник Московской школы политических исследований (МШПИ):
Ситуация плохо предсказуема

1 Нестабильность в руководстве области — результат, прежде всего, поведения губернатора. Налицо признаки (пусть и косвенные), что Дмитрий Федорович готовится покинуть регион. Тут и длительное проживание главы области по временной схеме (в гостинице), и появление слухов о его возможной отставке именно из приезжей части губернаторского окружения. Есть и признак серьезнее: отсутствие у Мезенцева «длинных проектов», рассчитанных как минимум на несколько лет. Дальше празднования 350-летия Иркутска разговоры, по существу, не ведутся, а юбилей-то уже через несколько месяцев. Так как убедительных, исчерпывающих объяснений на эту тему нет, то обсуждение варианта досрочной отставки ширится.

2 Парадокс в том, что потенциал губернатора исчерпан, но свою должность нынешний глава области может сохранять еще долго. Не видно стратегического взгляда на будущее Приангарья, фактически нет попыток привлечь региональные ресурсы для решения существующих проблем, есть много пиара, отсутствие самокритики и техническое управление на базе урезанного бюджета. Одобрение со стороны федерального Минфина в данном случае не показатель — Минфину всегда нравится, когда у него не просят денег. Однако наши соседи (например, Красноярский край) идут по принципиально другому пути, имеющему куда больше общего с развитием, чем бездефицитный бюджет выживания в Иркутской области. Тем не менее оставаться губернатором можно и в подобной ситуации — такова политическая система в стране.

3Прямые выборы губернаторов нужно возвращать не только в Иркутской области, но и по всей России, так как причины сложной адаптации везде одни и те же. Посылая в провинцию своих людей, федеральное руководство не ставит им конкретных целей, задач; у назначенцев, по существу, нет обратной связи с населением и местными элитами, не налажен должным образом контроль за деятельностью назначенных губернаторов. Провалился как раз эксперимент с назначениями, и необходимо вернуться к практике прямых, всеобщих выборов.

Другое дело, что Иркутская область входит в число субъектов РФ, где процедура назначения («наделения полномочиями») губернаторов дискредитировала себя в наибольшей степени. Мы в этом плане — иллюстрация того, «как не надо». К тому же Иркутская область — регион, весьма удаленный от Москвы. Это вам не Самарская, Нижегородская или даже Свердловская область, здесь «чужаки» заметнее, реакция на их появление острее.

4 Дальнейшее развитие событий связано, главным образом, с точкой зрения Путина и Медведева. Как они решат, так и будет. Так что ситуация, как и положено при «самодержавной демократии», плохо предсказуема: губернатор Мезенцев может и уйти буквально вот-вот, и просидеть в нынешней должности еще долго. Вряд ли на это повлияют и результаты «Единой России» на федеральных и местных выборах.

5 Не исключено, что появится «темная лошадка», хотя процесс подготовки к назначению сейчас зарегулирован жестче, чем еще пару лет назад. Что касается названных кандидатов, то Валентину Межевичу уже 64-й год, Алексей Федоров попал в опалу у руководства страны, у Валерия Малеева и Сергея Серебренникова пик карьеры в прошлом и к тому же не хватает политического веса. Вдобавок Серебренников слишком уж крупно проиграл прошлогодние выборы мэра Иркутска. Хороший вариант — Владимир Пашков, но все же он чересчур технократ, а губернатору необходимо быть и политиком. Лучше Александр Битаров, но чтобы его назначить, необходимо новое мышление...

 

Иркутская область входит в число субъектов РФ, где процедура назначения («наделения полномочиями») губернаторов дискредитировала себя в наибольшей степени. Мы в этом плане — иллюстрация того, «как не надо». К тому же Иркутская область — регион, весьма удаленный от Москвы. Это вам не Самарская, Нижегородская или даже Свердловская область, здесь «чужаки» заметнее, реакция на их появление острее.

 

Алексей Петров, кандидат политических наук, региональный координатор ассоциации «Голос»:
Подождем до осени

1 Тема смены губернатора модная. И она идет не из регионов, а из федерального центра. Уже неоднократно приходилось слышать от Медведева, что любой губернатор может быть снят с работы в любой  момент: провалил посевную — прощайся с должностью; не исполнил поручение президента — заведем дело. Поэтому губернатор сейчас не знает, что делать: работать в регионе, выстраивать отношения с элитами или следить за своими рейтингами и исполнять поручения Кремля.

Так и в Иркутской области, неспокойном в политическом плане регионе. Да, Мезенцев смог себя реабилитировать после провалов «партии власти» в прошлом году, но нерешенных проблем не становится меньше: здесь и юбилей Иркутска, и проблемы дольщиков, и БЦБК, и разруливание ситуаций с сити-менеджерами, и транспортные проблемы с ВСЖД, а еще и депутаты ЗС зубы показывают все чаще, требуют прекратить кадровую чехарду. Федералы стоят перед дилеммой: смена губернатора накануне федерального выборного цикла может (хотя и необязательно) привести к нежелательным последствиям — Иркутск в последние годы показывает слабые результаты на парламентских и президентских выборах и по явке, и по степени лояльности к Москве. Все это накладывает отпечаток: губернатор начинает нервничать, иногда выходить из себя, и этим пользуются его оппоненты…

2 Мезенцев — фигура федерального масштаба, и здесь есть свои плюсы и минусы. Из плюсов, несомненно, «близость к телу» (к Медведеву, Путину), постоянные контакты с федеральными министрами. Но Мезенцеву узко в Иркутске, поэтому он много времени проводит вне региона — предыдущая его деятельность влияла не только на российские процессы, но и на интеграционные в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), отношения российских парламентариев с зарубежными коллегами. Кроме того, он понимает, что, проиграв одну битву в Иркутске весной 2010-го, он не имеет права сделать это второй раз (со 130-м кварталом). Поэтому сейчас губернатор находится на перепутье: с одной стороны, СМИ неоднократно сообщали о его недовольстве темпами строительства исторического квартала; с другой, юбилейные торжества — это проверка его состоятельности как политика ответственного, обещающего и выполняющего. Не случайно глава области постоянно перехватывает инициативу мэрии и переключает весь юбилей на себя — даже медали и марки готовит региональное правительство, как будто мэрии не существует. Она лишь получает шишки за несвоевременные согласования.

Говорить, что потенциал губернатора Мезенцева исчерпан, пока преждевременно, подождем до осени. Но в нынешних условиях ему, конечно, будет выгодно получить федеральную должность и уехать из Иркутска, чтобы в случае чего не подпортить свое реноме перед федералами.

3 А где они — назначенные губернаторы — хорошо адаптировались, особенно из тех, кто приехал издалека? В Сибири, наверное, только назначенец Наговицын (тоже сибиряк) дал позитивный вектор, и Бурятия рванула вверх по многим показателям.

Когда-то Иркутская область стала одним из первых регионов России, где прошли выборы губернатора. И тогда общество смогло объединиться вокруг Юрия Абрамовича Ножикова. Возвращение выборов в современных условиях также могло позитивно повлиять на доверие к институту власти, увеличить возможности главы региона контролировать ситуацию в кризисных условиях.

4 Федеральной власти сейчас не до нас, там главная проблема: Медведев или Путин? А Сибирь — это вообще страшно далекий край, хоть они сюда и ездят, он интересен только как ресурс. Люди здесь никого не интересуют — по количеству избирателей мы не делаем погоды для страны. Госдума-2011 — это очень важно, уже выстроен ряд политиков, которые туда хотят попасть, идут переговоры, согласования, и без губернатора здесь не обойтись. Но региональное отделение партии «Единая Россия» в лице Александра Битарова может вести и самостоятельную политику, которая не всегда совпадает с губернаторской. Юбилей Иркутска — да, поскольку ожидаются большие гости (министры, патриарх и т.д.), и надо не упасть в грязь лицом, продемонстрировать свои достижения.

5 Последние события показывают, что время «темных лошадок» проходит. Отстранение от власти уже назначенцев показывает, что Кремль будет все-таки прислушиваться к мнению региональной элиты. Все больше и больше эксперты склоняются к тому, что руководителями органов исполнительной власти должны быть местные, а не пришлые. Поэтому и в Иркутске такие разговоры возникают все чаще. Губернаторский потенциал есть у Алексея Федорова, но его публичная порка, которую устроил президент, снижает его шансы. Время Межевича уже ушло, сенаторство — верх его карьеры. Серебренников, Пашков — вряд ли, хотя и по разным причинам… Сильная кандидатура Александр Битаров, но, как у нас часто бывает, власть стремится пройти мимо лучшего варианта.

 

Парадокс в том, что потенциал губернатора исчерпан, но свою должность нынешний глава области может сохранять еще долго. Не видно стратегического взгляда на будущее Приангарья, фактически нет попыток привлечь региональные ресурсы для решения существующих проблем, есть много пиара, отсутствие самокритики и техническое управление на базе урезанного бюджета. Тем не менее оставаться губернатором можно и в подобной ситуации — такова политическая система в стране.

 

Михаил Кулехов, редактор иркутской газеты «День Сибири»:
В Кремле уже готовы махнуть рукой

1 В первую очередь это констатация профессиональных проблем Дмитрия Федоровича Мезенцева в должности губернатора. Все-таки опыта работы в общественных, международных организациях, в средствах массовой информации не всегда хватает для эффективного руководства одним из сложнейших регионов. Разумеется, на таком фоне обостряется и борьба за власть. Но к федеральным событиям это имеет весьма опосредованное отношение.

2 Вначале, н{jcomments off} контрасте с грубияном Тишаниным или барственным Есиповским, Мезенцев выглядел хорошо. Но результаты деятельности нынешнего губернатора  Мезенцева пока разочаровывают. Да, при Говорине область нищенствовала, но она и до Говорина не жирела. А сегодня бюджет 2011 года в реальном исчислении вновь упал до уровня 2005-го, после стремительного роста в 2006—2008 годах. Причем очень показательна цифра федеральных дотаций области: они на 2011 год снизились вдвое — с 24 до 12 млрд рублей.

3 «Варяги» не приживаются по разным причинам. Но нечто общее все же вычленить можно. Иркутская область — один из сложнейших субъектов Российской Федерации по своей структуре, по перепутанности здесь интересов финансово-промышленных групп и государственных интересов различных стран. Чтобы быть здесь эффективным губернатором, нужны качества более серьезные, чем только «крепкого хозяйственника». Губернатор Иркутской области должен быть политиком международного, мирового класса, при этом не просто знать, а четко чувствовать «землю», уметь быть своим человеком в любом городе, в любой деревне области. Он обязан быть изворотливым дипломатом, умеющим договариваться с откровенными врагами и заставлять работать на себя самых злостных своих недоброжелателей. При этом от него требуется недюжинная смелость для выстраивания отношений с федеральным центром, способность взять на себя ответственность за все, что в области происходит. Надо признать, что до сих пор такого губернатора у нас не было. Разные губернаторы, включая Мезенцева, обладали одними из этих качеств, но им недоставало других. Мезенцев же, очевидно, не умеет ничего из перечисленного.

Механизм прямых демократических выборов окончательно перестал отвечать своему назначению — выбрать хоть чуточку пригодного руководителя. Когда полтора миллиона избирателей выбирают одного из трех-пяти лично им не знакомых персонажей, а голос бомжа равен голосу академика — тут трудно вообще говорить о «выборе народа»: тут решает мастерство политтехнологов, манипуляторов общественным сознанием при помощи «зомбиящика». Видимо, нужно искать какие-то иные, более адекватные задачам методы формирования власти.

4 Сегодня речь идет только об осенних выборах в Госдуму. С экономикой дела не блестящие, с грядущим юбилеем Иркутска — тоже. У губернатора остался последний шанс: дать 60 процентов голосов за «Единую Россию» на декабрьских выборах в Госдуму.

 

Федеральной власти сейчас не до нас, там главная проблема: Медведев или Путин? А Сибирь — это вообще страшно далекий край, хоть они сюда и ездят, он интересен только как ресурс. Люди здесь никого не интересуют — по количеству избирателей мы не делаем погоды для страны. Госдума-2011 — это очень важно, уже выстроен ряд политиков, которые туда хотят попасть, идут переговоры, согласования, и без губернатора здесь не обойтись. Но региональное отделение партии «Единая Россия» в лице Александра Битарова может вести и самостоятельную политику, которая не всегда совпадает с губернаторской.

 

5 Соображения федерального центра неисповедимы. «Темная лошадка»? Может быть, но в последние пять лет у Иркутской области в Москве сложилась четкая и устойчивая репутация «черной дыры». Некоей «страны Тартар», где гуляют лихие люди и живьем пожирают забредших сюда «эффективных менеджеров». Не случайно в команде Мезенцева поминутно оказываются какие-то совершенно невероятные персонажи, очевидно ни к чему уже не годные в Москве или Петербурге. Получается замкнутый круг: местные не идут в правительство потому, что не считают возможным дискредитировать себя участием в заведомо провальном проекте, а среди «импортных» не найти пригодных: кто ж согласится ехать в «черную дыру», если есть хоть какой шанс пристроиться хоть где в Европейской России? Поэтому складывается ощущение, что в Кремле уже готовы махнуть рукой:  нате вам кого-нибудь из местных, может, хуже не будет…

Если говорить о персоналиях из предложенного списка, то больше других подходит Александр Битаров. Он тоже обладает не всеми необходимыми качествами, но в сравнении с остальными Битаров, скажем так, наименее не готов к обязанностям губернатора.

Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии