Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Виктор Кондрашов: Для меня важнее сделать город лучше!

24 ноября, 2010

Нужны не слова, а действия

— Что ощущает мэр, когда видит многочисленные проблемы города и занимается их решением? Какие чувства испытывает?

— Такого вопроса мне еще никто не задавал... Это постоянное чувство, что не успею сделать то, что необходимо. Утром просыпаешься и прокручиваешь сразу, что и сколько нужно сделать за день, сразу обзваниваешь помощников. К вечеру из-за нарастающей нехватки времени—ощущение тревоги.  Домой уже поздно приходится приезжать...

— Насколько поздно?

— До компьютера и Интернета добираюсь не раньше часа ночи.  Если в половине одиннадцатого успею ребенка уложить спать, то хорошо. Но чаще всего мой старший сын засыпает без меня.

— А утром?

— Утром подъем в семь. Матвей поднимается в 7.30. Собираю его в школу, он учится в первом классе. Покормлю. Жена Марина занимается младшим, Иваном, ему семь месяцев. В восемь часов уезжаю на работу. В общем, обычно вижу домашних спящими—рано утром и поздно вечером.

— И как, успеваете на работе?

— Благих намерений и красивых планов много, но рутина выбивает из колеи. Зачастую люди долго говорят о том, что можно сказать значительно короче. Для меня это неприемлемо.  Три слова—и уже надо понимать друг друга. Нужны не слова, а действия.

Подсмотрел, как поступает областной министр социального развития Семен Викторович Круть: приходит на совещание с папкой документов, которые тут же и расписывает. То есть человек способен одновременно слушать одно и решать другое: профессионал! Я стал поступать так же, теперь экономлю пару часов ежедневно.

Часть работы берут на себя заместители, главы административных округов. До меня доходят только те вопросы, которые они решить не в состоянии. Например, часто ветераны обращаются по жилищному вопросу: обошли все инстанции, но—«по закону не положено»... И начинаешь крутиться: спонсоров искать, чтобы помогли с ремонтом...

«Рога и копыта» не пройдут!

— Вы, наверное, уже успели охватить своим взглядом городское хозяйство. Что хорошего, позитивного есть в городе с точки зрения его функционирования, а где слабые стороны?

— На мой взгляд, необходимо значительно скорректировать Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Мы об этом говорили на недавнем заседании Совета по местному самоуправлению в Москве, где выступал президент Дмитрий Медведев. Недостатки закона приводят к тому, что уже года три мы получаем шквал невыполненных работ либо низкий уровень их качества.

Одним из критериев действующего закона является низкая цена за подрядные работы как основное условие победы в конкурсах.  В них может участвовать кто попало—даже фирмы, имеющие в наличии только авторучку и лист бумаги, современные «Рога и копыта». На слушаниях в городской думе депутаты распекают администрацию, что мы этим летом поставили очень мало новых детских площадок во дворах, а те, что поставлены, низкого качества.

А дело вот в чем. Конкурс на их установку выиграла компания из города Петушки, Владимирской области. Эта горе-фирма сначала опустила цену с 28 млн рублей до 17 млн, таким образом выиграв конкурс, а теперь пишет нам письма, что у них пожары, они ничего не могут сделать и т.д. Сейчас мы расторгаем договор.

Необходимо законодательно обязать участников строительных конкурсов раскрывать сметы, показывать, за счет чего достигнуто снижение цены. Пока этой нормы в законе нет, цену снижают огульно. А практика такова: подрядчик приходит, выполняет первую часть работ—ему уже надо получить за нее деньги. Я заставил в этом году в конкурсной документации прописать, чтобы авансов никому не платили. Это спасло нас, так как часть компаний ушла еще на стадии заявок на участие в конкурсе. Но в целом проблема остается.

Или, например, ситуация с лекарственными препаратами.  Допустим, знают, что лекарство должно стоить 200 с лишним рублей. Но выигрывают те, кто предлагает его к продаже по 60—70. Цена, упаковка, сертификат есть. А что внутри?  Непонятно. Мы получаем замечания Роспотребнадзора, прокуратуры, но самым весомым мотивом по-прежнему является низкая цена.

Вся информация по недостаткам закона № 94 уже собрана.  Считаю, что Законодательное собрание области могло бы принять обращение в Госдуму о внесении необходимых поправок.

Моя задача на ближайшее время—укрепить и расширить муниципальную власть. Уже есть законные механизмы создания муниципальных унитарных предприятий. Надо как можно меньше разыгрывать конкурсов. Я укрупнил заказы на ремонт дорог.  Поставил условие, чтобы компания, принимающая участие в конкурсе, имела опыт на рынке дорожных работ не менее четырех лет, была способна внести залоговую сумму. Что вы думаете? Часть компаний ушла с конкурса сразу же.

В столице на встрече представителей ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока обсуждался вопрос, как обойти все эти пробелы в законе. Уже в начале 2011 года мы должны не допустить к участию в конкурсах «левые» компании: договариваться с бизнесменами—патриотами города, с крупными строительными компаниями, чтобы через них регулировать вхождение на рынок мелких компаний.

Конечно, это убивает мелкий бизнес. В этом отношении, как пример, у банковского сектора жесткие условия: если у тебя денег в обороте нет, залога нет, то стартовать невозможно. С муниципальными заказами надо делать то же самое. Ставить жесткие условия. А малый бизнес можно поднять и другими способами—посредством программ на основе частно-муниципального партнерства.

Еще одна существенная городская проблема—работа с жилищными управляющими компаниями. В свое время эти компании не оценили, а ведь они работают, как часовой механизм во взрывном устройстве. А кто оказывается крайним в ответе перед населением? Администрация города.

— В Иркутске есть компании, к которым накопилось столько вопросов, что их попросту надо уже закрывать, убирать с рынка...

— Я говорю милиции, ФСБ, прокуратуре: помогите! Управляющие компании нашли пробелы в законе № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ», в рамках которого они созданы. Вместо того чтобы создать в городе 20—30 таких компаний, в Иркутске учредили четыре. Потом появился закон. Их нужно было раздробить и сделать частными. Но этого не произошло, и теперь они держат за горло две трети города.

— А 25 процентов акций, которые остались городскими, ничего не решают?

— Этого мало. Управлять мы не можем, директоров назначать не можем, отчетности добиться не можем, и заблокировать ничего нельзя. Они уже по два-три раза меняли руководство, насоздавали новых ООО. Зато эти 25 процентов—хорошее прикрытие для управляющих компаний. Они так и объясняют жителям: у нас 25 процентов акций в собственности муниципалитета, то есть власть с нами, мы—солидная фирма!  Надо лишить их этой идеологической подпорки, чтобы они нами не прикрывались. Главы округов просят меня отказаться от этих 25 процентов.

 

Нет времени на раскачку

— Вы не чувствовали, когда приступили к обязанностям мэра, что чиновники, уже многие годы работающие в администрации города, устраивают тихий саботаж?

— Чувствовал. И до сих пор чувствую.

— Не пытались с этим бороться?

— Ну как с этим бороться?! Давайте представим, что сейчас в вашей редакции предстоит всех уволить и набрать новый эшелон сотрудников. Что будет с редакцией? Здесь—то же самое. Я посчитал, что нет времени на долгую раскачку. Я пришел в администрацию без своей команды муниципальных служащих и мог набрать туда людей только из частного бизнеса. Я назначил своим заместителем по экономике Алексея Альмухамедова, и то для этого пришлось менять структуру администрации, создавать отдельный комитет по экономике. Сейчас Альмухамедов взял на себя работу с инвестиционными программами—это слабое место в развитии города.

— Планируете формировать команду и дальше?

— Конечно. Подбираю кандидатуры. Это должны быть люди, либо имеющие опыт муниципальной службы, либо уже работающие в системе областного правительства или в других муниципалитетах. Нужны те, кто знает основы управления, имеет хорошие связи, но не аффилирован с какими-либо структурами. Прежде всего замены будут в двух комитетах, чья деятельность всегда на виду, — по градостроительной политике и по ЖКХ.

— Какова причина ухода вице-мэра Бориса Виноградова, проработавшего в этой должности всего несколько месяцев?

— Мы остались друзьями. Он теперь не в штате администрации, но по-прежнему будет заниматься городскими делами.

— Наверное, Виноградов понял, что в силу своего характера не приспособлен к такой работе. Масса совещаний, которые отнимают уйму время...

— Вы знаете, я вырос в Селиванихе, где почти каждый второй отсидел в тюрьме и прошел жесточайшую школу жизни. Я с детства привык бодаться за свое существование. Плюс командный спорт, который вырабатывает определенные качества.  Многие думают, что я случайно оказался в кресле мэра. Но я к этому был готов. Правда, не ожидал такого сопротивления во время работы.

Не каждый с этим может справиться. Мне говорят, что мой предшественник Владимир Якубовский держал все в руках, все у него было отлажено. А если вернуться на 12 лет в прошлое, когда Якубовского первый раз избрали мэром... Тогда у него тоже все было в порядке?

 

Упущенная пятилетка

— Почему в других региональных центрах Сибири (например, в Новосибирске, Омске, Красноярске) ситуация по основным показателям—жилищному строительству, транспортной составляющей, привлечению инвестиций—лучше, чем в Иркутске?

— Причин несколько. Чтобы в городе были средства, надо либо иметь хороший бюджет и компании, которые зарабатывают и оставляют средства здесь, либо получать деньги из федерального центра под различные программы. А еще лучше, когда и то и другое.

В других городах Сибирского региона остались промышленные предприятия, которые приносят доход, у нас из таких только одно—корпорация «Иркут». Остальное— административно-торговые центры. Финансовые средства должны поступать с заводов, а они сегодня принадлежат различным финансово-промышленным группам. Отсюда первая причина: не хватает денег в бюджете города.

Получать деньги из федеральных источников можно, имея хорошие инвестиционные программы. Такие программы должны пройти согласование на областном уровне: начинается волокита, отношения выстраиваются за год-полтора. У нас подряд сменилось несколько губернаторов, это мешало установить прочные связи в треугольнике «федерация— область—город». За последние пять лет мы и отстали.

Поэтому нет ни одной программы, и появятся они у Иркутска не раньше 2012 года, так как проходят согласования, надолго зависают в федеральных министерствах. Если хоть какая-нибудь из них появится, я буду рад. Постоянно мотаюсь в Москву, пытаюсь хоть что-то пробить, в том числе по спорту, завести сюда средства на спортивные сооружения, но каждый раз в Москве находят причины для отказа. Кому-то наш министр спорта не понравился, еще что-то придумывают. Чисто субъективные факторы...

В Иркутске воссоздан шахматный клуб. Механизм восстановления запущен и в баскетболе. Давайте вернемся к старому, доброму.  Я люблю демократию и тем не менее выступаю за сильное государство с централизацией власти. Помните, какие раньше были замечательные всесоюзные турниры для детей! «Плетеный мяч», «Золотая шайба», «Кожаный мяч»... Если взять под свое влияние, выделить средства, то и ситуация изменится. А для Кубка мэра по хоккею с мячом мы закупим ребятам и подарки, и новые клюшки...

 

Праздник должен быть для горожан

— До сих пор сохраняется неясность с датой проведения юбилея города. Сначала планировалось перенести ее на сентябрь, совместить с Днем области, а теперь решили переиграть...

— Думаю, что юбилей проведем все-таки в начале сентября. Мы изучили опыт других городов. Праздник должен быть не для vip-персон, а для горожан, — чтобы он остался в душе, послужил сплочению людей. Если мы в один день соберем сюда гостей Байкальского экономического форума, у нас не хватит гостиниц, охраны, дорожно-транспортных возможностей. Поэтому юбилейные торжества проведем за несколько дней до БЭФа.

— Многие автомобильные пробки в городе возникают из-за того, что светофоры настроены на транспортный поток двадцатилетней давности. Например, на выезде с улицы Карла Маркса на улицу Ленина зеленый свет для транспорта горит всего секунд десять... Затор создается искусственно.  Необходимо отрегулировать еще десятка два светофоров, особенно в центре города.

— Я дам поручение ГИБДД города провести ревизию всех светофоров. Но есть более масштабный вопрос—концепция транспортного развития Иркутска. Без такого развития, причем комплексного, светофоры не решат проблему пробок в дальнейшем. В частности, необходимо переносить торговые центры, у которых образуются большие скопления автомашин, на окраины города. Но это сложная тема. Стараюсь не разрешать строительство административных зданий в центре города, поэтому наживаю врагов.

 

Ремонт продолжится весной

— Какие у вас сейчас отношения со своими бывшими конкурентами по выборам? Эти люди никуда не делись, они в Иркутске. Вы общаетесь с Антоном Романовым и Сергеем Серебренниковым?

— Отношения ровные. Я не люблю ссориться. У меня в Иркутске практически не было врагов. При первой возможности вошли в нормальное русло отношения с Серебренниковым. Я периодически получаю подписанные им документы. И с Романовым встречались несколько раз, в том числе по передаче в муниципалитет под детский сад здания, в котором занимались секции Романова.  Сразу поползли слухи—мол, Кондрашов забирает у Романова здание, мстит ему... Никого на улицу мы не выкинули. Всем секциям будут предоставлены помещения или земля под строительство спортивной школы.

— А как складываются отношения с губернатором области?

— Когда областная власть делает то, что нужно Иркутску, грех ей не помогать. Надо максимально использовать для города любую возможность. Даже если имеются какие-то противоречия, молчу и терплю. Для меня важнее сделать город лучше. Сейчас запускается механизм создания «Иркутской слободы» (130-го квартала), этот проект важен для города, он может стать его визитной карточкой. Мы не успеваем сделать его под ключ к юбилею города, ведь внутреннее благоустройство — весьма длительный процесс. Другое дело—возведение корпусов, это можно успеть.

— Не обращайте внимания на тех, кто критикует ремонт улиц и дорог в Иркутске. Понятно, что надо было начинать ремонт на те деньги, которые дали, а не находить оправдания для бездействия.

— Изначально с Володиным (Вячеслав Володин: недавно— секретарь президиума генерального совета «Единой России», а теперь—руководитель аппарата правительства РФ в ранге вице-премьера. —Ред.) мы в Москве договорились, что деньги на дорожный ремонт перейдут на следующий год. То, что сейчас не успеем сделать, будем доделывать весной.  Возьмемся за дело как следует—и темпы развития Иркутска, конечно же, вырастут.

Записала Елена Чабдарова, «Байкальские вести».

Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии