Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Виктор Игнатенко: Каждый выбирает по себе

06 октября, 2011

 

 

 

 

Председатель избирательной комиссии Иркутской области
о предстоящем голосовании, административном ресурсе
и грядущей отмене бумажных бюллетеней

 

Что, где, когда

— Виктор Васильевич, чем в правовом отношении отличаются нынешние выборы депутатов Государственной думы от предыдущих?

— Во-первых, срок полномочий депутатов шестого созыва составит не четыре года, как во втором, третьем, четвертом и пятом созывах, а пять лет (полномочия первого созыва, избранного в 1993 году, составляли два года). Соответствующие изменения одобрены представительными органами субъектов федерации, Федеральным собранием, президентом и внесены в Конституцию РФ.

В законодательство включены нормы, способствующие расширению представительства политических партий в Государственной думе. Если на предыдущих выборах в 2007 году был установлен семи-процентный барьер для прохождения списка кандидатов политической партии в парламент, то теперь минимальное представительство возможно, начиная с пяти процентов голосов, полученных на выборах. Если за партию будет подано от пяти до шести процентов голосов, то она получит один депутатский мандат. Если от шести до семи процентов, то два.

Каждое региональное отделение политической партии теперь вправе образовать отдельный региональный список кандидатов в депутаты в рамках общего списка всей партии. Более того, в ряде субъектов федерации каждая партия может сформировать несколько списков. Например, в Иркутской области могут быть образованы два региональных списка — на юге и на севере. Но это не обязательная норма, и каждая из партий может сформировать один список кандидатов на весь регион.

Практически отменен институт досрочного голосования. Теперь оно проводится только в отдаленных и труднодоступных районах — например, в Тофаларии (Нижнеудинский район), в Катангском районе. В Иркутском районе это поселок Большие Коты на Байкале. В этих населенных пунктах проживает небольшое число избирателей. Если человек в день выборов будет находиться в другом регионе, то он может получить открепительное удостоверение и проголосовать там.

Отмена досрочного голосования вызвана большим числом нарушений, зафиксированных в ходе его проведения. Однако, на мой взгляд, законодатель поступил неоправданно жестко. Если на федеральных выборах для уезжающих есть выход из положения, то если проводятся региональные выборы, избирательных участков за пределами Иркутской области нет, и получается, что избирательное право в ряде случаев нарушено. Наверное, надо было не отменять досрочное голосование вообще, а ужесточить требования к его проведению. Скажем, если вы уезжаете, то для того, чтобы досрочно проголосовать, предъявите командировочное удостоверение или билет и т. д.

Введены и другие поправки. Например, четко регламентировано количество переносных ящиков для голосования по месту жительства в зависимости от количества избирателей на участке. Отменено внесение избирательного залога, который прежде мог заменить подписи. Общая численность кандидатов в партийном списке может достигать семисот. Расширена центральная часть партийного списка — теперь туда могут входить не более десяти кандидатов в депутаты (ранее было не более трех).

В помощь инвалидам по зрению для составления материалов на информационных стендах и при изготовлении трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеней будет использоваться шрифт Брайля.

Предельная сумма расходов из избирательного фонда политической партии увеличена с 400 млн рублей до 700 млн рублей, а из избирательного фонда регионального отделения партии для субъекта РФ с числом избирателей от одного до двух миллионов человек (к ним относится Иркутская область) — с 20 млн до 35 млн рублей.

— Каков календарный план избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы?

— Указ президента о назначении выборов на 4 декабря подписан 29 августа и опубликован 30 августа, то есть в сроки, предусмотренные законодательством. После этого начинаются избирательные действия. В сентябре на партийных съездах происходило выдвижение федеральных списков кандидатов в депутаты. До 19 октября Центральная избирательная комиссия будет принимать у партий документы для регистрации списков кандидатов в депутаты, включая декларации об их доходах и имуществе за 2010 год.

При этом для парламентских партий — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» — достаточно решений партийных съездов. Каждая из партий, не представленных в Государственной думе пятого созыва — а это «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко», — должна представить подписи не менее 150 тысяч избирателей в поддержку выдвижения своего списка кандидатов. При этом в каждом регионе может быть собрано не более пяти тысяч подписей. Это сделано, чтобы избежать сбора чуть ли не всего количества подписей, необходимого для регистрации в Центризбиркоме, на территории одного-двух субъектов РФ (таких, как, например, Москва). Каждая из партий должна быть всероссийской.

На регистрацию партийных списков отведено 10 дней. Иными словами, к 30 октября будет известен окончательный перечень участников выборов в Государственную думу. Уже сейчас известно, что их будет не более семи, но сколько именно — еще не определено.

Сразу по выдвижении федерального списка кандидатов партия может вести агитацию во всех формах, за исключением средств массовой информации. Предвыборная агитация в СМИ — на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях — начнется 6 ноября, после завершения регистрации всех списков. Агитация закончится в полночь по местному времени со 2 на 3 декабря. Запрет на опубликование опросов общественного мнения и прогнозов результатов голосования вступает в силу 29 ноября.

Избирательные участки должны быть образованы до 14 октября, участковые избирательные комиссии — до 10 ноября. У нас в области 1800 избирательных участков, и среди них по многочисленным просьбам  не будет участка № 666.

Голосование на выборах депутатов Государственной думы, как и на других выборах федерального уровня, проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

 

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ИГНАТЕНКО родился в 1959 году в поселке Архара, Амурской области. В 1981 году с отличием окончил юридический факультет Иркутского госуниверситета, а впоследствии — аспирантуру Свердловского юридического института. Доктор юридических наук.

Преподавал конституционное и административное право в Иркутском государственном университете, затем профессор юридического факультета Иркутской государственной экономической академии (ныне — Байкальский государственный университет экономики и права).

В 2008—2009 годах возглавлял областной научно-исследовательский институт законодательства и правовой информации имени М.М.Сперанского. В 2009—2010 годах работал заместителем губернатора Иркутской области по государственно-правовым вопросам — полномочным представителем губернатора в Законодательном собрании Иркутской области.

В 1990 году избран депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов. В 1990—1991 годах —  заместитель председателя Иркутского областного Совета, с 1991 по 1994 год — председатель Иркутского областного Совета народных депутатов.

В 1996 году избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области, в 1996—1997 годах — председатель комиссии по социально-культурному законодательству ЗС.

В 1997—2008 годах и с декабря 2010 года  — председатель избирательной комиссии Иркутской области.

Заслуженный юрист Российской Федерации, председатель Иркутского регионального отделения Ассоциации юристов России, член Союза журналистов России. Автор более двухсот научных работ по проблемам административного, муниципального и избирательного права. Главный редактор «Академического юридического журнала» и научно-практического журнала «Избирательное право». Автор публицистических книг «Вера. Тревога. Надежда» (1993 год), «Испытание временем» (2007 год), более ста газетных статей на историко-правовые, политические темы. Составитель и редактор правового и историко-криминального альманаха «Вердикт», первый выпуск которого увидел свет в Иркутске в сентябре нынешнего года.

Женат. Супруга преподает трудовое право в одном из иркутских вузов. Сын учится в аспирантуре.

 

Тонкая грань

— Мы говорим о сроках, в которые разрешена агитация, но, к примеру, по центральному телевидению мы уже сейчас можем видеть предвыборные дебаты представителей политических партий…

— Это информирование о политической деятельности, ознакомление населения с программами политических партий. К тому же, надо полагать, руководство телеканалов пригласит представителей и от тех партий, которые еще не участвовали в таких встречах. Если паритет партийного представительства будет соблюден, то нарушения нет. Главное, чтобы не было политической монополии.

— Давно идут споры, как освещать выборы в СМИ. Один вариант: практически ничего не сообщать об избирательной кампании, за исключением материалов, которые официально оплачены из избирательных фондов. Мол, любой авторский («бесплатный») материал, где высказана точка зрения об участниках избирательной кампании, — это скрытая реклама или антиреклама. Другой вариант, напротив, либеральный: выборы можно освещать помимо агитационных материалов. Но тогда действительно возникает вероятность появления предвыборной агитации под видом репортажей или статей.

— Законодательство не стоит на месте. Мировой опыт тоже дает разные рецепты. Есть страны, где деятельность СМИ регулируется жестко, запреты буквально на каждом шагу (например, во Франции, Германии). Есть противоположные примеры (скажем, США, Великобритания, Япония) — там можно освещать выборы свободно, практически без ограничений. Каждый случай у нас рассматривается отдельно, в соответствии с избирательным законодательством, где прописаны признаки нарушения правил предвыборной агитации.

Грань между информационными и агитационными материалами порой трудно различить. Но есть постановление Конституционного суда, где сказано, что признаком агитации является наличие агитационной цели, которая, в частности, может выражаться в прямых призывах голосовать за какую-либо партию или кандидата, или прямые призывы голосовать против. В остальных случаях мы не можем жестко ограничивать средства массовой информации.

Должен сказать, что тут во многом вопрос не только права, но и обеспеченности, финансовой устойчивости СМИ. Конечно, у нас, в России, здесь много проблем, а практически каждая газета, телевизионная компания, радиостанция рассматривают избирательную кампанию и как возможность заработать.

Кроме того, важна этическая сторона, атмосфера в обществе, уровень политической, правовой культуры, понимание, что можно, а что недопустимо. СМИ, которые дорожат своей репутацией, имеют заслуженный авторитет среди читателей, зрителей, слушателей, не скатятся до откровенной агитации, тем более до низкопробных приемов. С другой стороны, подготовленные избиратели негативно отнесутся к такой прессе. Сами по себе законы не будут работать, если общество в них не заинтересовано. Нам здесь еще нужно пройти большой путь.

 


Грань между информационными и агитационными материалами порой трудно различить. Но есть постановление Конституционного суда, где сказано, что признаком агитации является наличие агитационной цели, которая, в частности, может выражаться в прямых призывах голосовать за какую-либо партию или кандидата, или прямые призывы голосовать против. В остальных случаях мы не можем жестко ограничивать средства массовой информации.
 

 

— А как регулируется Интернет, значение которого возросло?

— Детального регулирования сети Интернет, смс-сообщений, ммс-сообщений  не существует, да это и сложно сделать. Скажем, даже интернет-сайты газет не полностью совпадают с бумажным вариантом. Но надо смотреть, применимы ли в каждом отдельном случае общие нормы ведения агитационной кампании. И если налицо предвыборная агитация и она не оплачена, или субъектом агитации не является политическая партия, то действуют нормы законодательства.

Повторяю, в отношении Интернета существуют правовые лакуны, однако считаю, что к регулированию средств массовой информации нужно подходить крайне осторожно. Начинаешь жестко регулировать — будут политические последствия.

 

Демократия станет цифровой

— Совершенствуется ли подсчет голосов с технической точки зрения? Повысится ли оперативность, открытость, точность подведения итогов голосования на предстоящих выборах в Государственную думу?

— На днях избирательная комиссия области провела семинар для наблюдателей за голосованием, где, в частности, были продемонстрированы КОИБы — комплексы для обработки избирательных бюллетеней. КОИБ — это полупрозрачный ящик, куда опускаются бюллетени. То есть наличие и примерное количество бюллетеней в урне сможет увидеть каждый избиратель, но текста бюллетеней и как они заполнены все же не видно. Такие урны для голосования применяются в ряде стран, включая Украину.

 


Существует только один способ получения информации о промежуточных итогах голосования — опросы на выходе из избирательных участков (так называемые экзит-пулы). Правда, их результаты нельзя публиковать, пока не проголосует последний часовой пояс в России — Калининградская область. Но, разумеется, те, кто проводит экзит-пулы, знают их результаты сразу же и как-то прогнозируют дальнейший ход и конечные результаты голосования.
 

 

— То есть, придя на участок рано утром, избиратель может лично удостовериться, что в урне для голосования нет бюллетеней?

— Совершенно верно. Наверху ящика для голосования установлено сканирующее устройство. Избиратель, как обычно, заполняет бюллетень и опускает его лицевой стороной вниз в это устройство. Если опускать лицевой стороной вверх, то сканирующее устройство не принимает бюллетень и возвращает его. Бросить сразу два или более бюллетеня тоже не удастся. Если бюллетень прошел нормально, то КОИБ говорит слово «Спасибо».

Начиная работу в день голосования, избирательная комиссия проводит тестирование КОИБ, проверяя все его функции. В том числе КОИБ проверяет подлинность бюллетеней — печать, размеры и т. д.

Голосовать через КОИБ несложно. Если возникнут технические вопросы, можно обратиться к членам участковой избирательной комиссии. Если отключили электричество, КОИБ сохраняет в памяти полученную информацию  и после восстановления электроснабжения продолжает свою работу с учетом ранее поданных голосов. Когда электричества нет значительный промежуток времени, голосование в этот период проводится по старой схеме, с обычным ящиком, хотя, я надеюсь, таких перебоев в день выборов не будет.

Покупка КОИБ растянута по времени, и на выборах 4 декабря они будут впервые использованы в Иркутской области — на 94 избирательных участках в Иркутске (примерно 40 процентов общего числа избирательных участков в областном центре), причем будут равномерно распределены по всем районам города. На выборах президента Российской Федерации в марте 2012 года участков, где голосование будет вестись через КОИБ, станет больше.

КОИБ сам подсчитывает результаты голосования и распечатывает их на принтер. Но на этих выборах КОИБ будет дублировать избирательная комиссия обычным, ручным подсчетом. Использование КОИБ повышает доверие к избирательному процессу. Возрастает и оперативность, но с финансовой точки зрения это дороже, чем сейчас, тем более что бюллетени придется по-прежнему печатать.

— А нельзя ли вообще обойтись без бумажных бюллетеней?

— Можно. Например, есть КЭГи — комплексы для электронного голосования, в некоторых регионах их уже опробовали в экспериментальном порядке. Здесь уже экономический выигрыш налицо.

Перед началом голосования избиратель обращается в комиссию и получает карточку со штрих-кодом. Получив штрих-код, избиратель подходит к кабинке для голосования, которая состоит из устройства с сенсорным

экраном, шторок и принтера. Штрих-код прикладывается к окошку оптического считывателя устройства. С помощью нажатия на сенсорный экран избиратель делает свой выбор, при этом результаты голосования одновременно с записью на энергонезависимой карте памяти фиксируются на непрерывной бумажной (фискальной) ленте.

Подведение итогов голосования происходит автоматически, сразу же по окончании голосования, то есть в 20 часов. Распределение голосов печатается на бумажной ленте. КЭГ может сам сформировать отчет участковой избирательной комиссией. Чтобы избиратели смогли проголосовать без посторонней помощи, на каждом участке используются тренажеры устройств электронного голосования.

В законодательство уже внесены нормы, позволяющие использовать КЭГи. Постепенно их становится больше, но есть еще проблемы, которые надо решить. Например, на КЭГ негативно действует перепад температур (а их ведь придется возить к избирателям, голосующим дома, в том числе зимой), для их работы необходимо качественное электропитание.

Есть и другие варианты — например, голосование через Интернет. Успешный опыт его проведения имеется, скажем, в Эстонии. Тут тоже необходимо заполнить ряд пробелов, чтобы Интернет был доступен всем (в том числе людям старшего поколения), исключено вмешательство извне в ход голосования, утверждено электронное удостоверение избирателя. Или, может быть, избирателей подключат к закрытой телекоммуникационной системе (такой, как ГАС «Выборы»).

Вообще, существуют большие предпосылки для формирования цифровой демократии. Мы же идем к цифровому телевидению, почему бы не перейти к цифровым выборам?

— Но в КОИБ И КЭГ, в отличие от обычных урн, можно проникнуть, чтобы узнать промежуточные результаты голосования…

— Проникнуть нельзя. Ход голосования считывается на флэш-карту, которая у всех на виду. Любые другие подключения все тоже увидят. Наблюдатели от политических партий смогут контролировать, нет ли технических нарушений.

— А знают ли вообще руководители избирательных комиссий и административные органы о промежуточных результатах, когда урны для бюллетеней еще не вскрыты?

— Существует только один способ получения такой информации – опросы на выходе из избирательных участков (так называемые экзит-пулы). Правда, их результаты нельзя публиковать, пока не проголосует последний часовой пояс в России — Калининградская область. Разумеется, те, кто проводит экзит-пулы, знают их результаты сразу же и как-то прогнозируют дальнейший ход и конечные результаты голосования. Такова мировая практика.

 


За 12 лет моей работы во главе областной избирательной комиссии откровенное давление на меня пытались оказать лишь однажды — на выборах в Законодательное собрание осенью 2008 года. У меня был выбор — согнуться или нет. Если бы согнулся, то это была бы фальсификация итогов голосования. А потом те люди, которые оказывали на меня давление, вытерли бы об меня ноги. Пришлось сменить место работы, и, откровенно говоря, я тогда не предполагал, что вернусь…
 

 

Главное — не согнуться

— Много слухов, пересудов о давлении, которое якобы оказывает власть (прежде всего, исполнительная) на избиркомы…

— Слухи — это не факты. Кто, скажем, давил весной прошлого года на выборах мэра Иркутска на председателей участковых комиссий? Результаты выборов для многих оказались неожиданными, но во всех протоколах четко зафиксирован реальный итог волеизъявления. Были и другие проблемные выборы (например, губернаторские в 2001 году). Тут многое зависит от людей, работающих в избирательных комиссиях, — если они честные, не сориентированы на противозаконные действия, то фальсификаций не будет.

За 12 лет моей работы во главе областной избирательной комиссии откровенное давление на меня пытались оказать лишь однажды — на выборах в Законодательное собрание осенью 2008 года. У меня был выбор — согнуться или нет. Если бы согнулся, то это была бы фальсификация итогов голосования. А потом те люди, которые оказывали на меня давление, вытерли бы об меня ноги. Пришлось сменить место работы, и, откровенно говоря, я тогда не предполагал, что вернусь…

Для повышения степени контроля над голосованием должны поработать члены избирательных комиссий и наблюдатели от политических партий. Устраниться от контроля, а потом голословно заявлять о «фальсификациях» — это легко и безответственно. Не понравились результаты — и давай обвинять… Нужны факты, доказательства.

Для повышения эффективности контрольной функции можно заключать и межпартийные соглашения. Вы конкурируете между собой, но эта функция может быть общей, объединяющей. Быть может, одна партия не в силах «закрыть» своими наблюдателями все участки, но вместе с другими участниками соглашения это удастся сделать.

— Существуют ли ограничения на предвыборную агитацию для должностных лиц? Иными словами, насколько заблокирован административный ресурс, использование служебных полномочий на выборах в Государственную думу?

— В законодательстве есть понятие «использование преимуществ должностного или служебного положения». Существует перечень действий, которые являются использованием таких преимуществ (например, использование служебных помещений, средств связи или транспортных средств в предвыборных целях без полной оплаты из избирательного фонда). Если такое нарушение допущено два или более раз в ходе одной избирательной кампании, возникает основание для судебной отмены регистрации кандидата. Однако в суд по этим вопросам обращаются пока очень редко.

 


Цель выборов — сформировать органы власти. В условиях, когда участие в выборах не обязанность, а право, гражданин, которого не устраивает ни одна из партий, ни один из кандидатов, может просто не участвовать в голосовании. Это еще мягкий вариант, ведь есть даже страны, где участие в выборах — обязанность, а графы «Против всех» тоже нет…
 

 

— Должны ли министры и губернаторы, зарегистрированные в качестве кандидатов в депутаты Государственной думы, уходить в отпуск на период избирательной кампании?

— В отпуск в таких случаях должны уходить государственные служащие,  работники СМИ, члены правлений акционерных обществ, но не лица, замещающие государственные должности. На таких лиц — а это, например, президент, премьер-министр, министры, губернаторы — такие ограничения не распространяются. Возможно, это недочет в законодательстве и его надо совершенствовать.

 

Демократия дороже денег

— С той или иной долей вероятности депутатами Государственной думы могут стать несколько депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Будут ли назначены дополнительные выборы в освободившихся округах до истечения нынешнего созыва ЗС?

— Если с момента избрания в Государственную думу до истечения срока полномочий Законодательного собрания осталось более года, то выборы будут назначены. Полномочия ЗС истекают в октябре 2013 года. Значит, довыборы будут. Так как они досрочные, то сроки избирательных действий могут быть сокращены на одну треть. И если необходимые формальности будут соблюдены, то выборы в освободившихся одномандатных округах могут состояться даже весной 2012 года. То же касается Усть-Ордынского многомандатного округа, если там освободится одна из вакансий.

— Сколько денег требуется на проведение выборов в Государственную думу на территории Иркутской области? Иными словами, сколько стоит демократия?

— Что касается второй части вопроса, то демократия бесценна, она дороже денег. И тут нужно говорить не только о государственной власти, но и о гражданском обществе. Если большинство граждан отчуждено от собственности, то хромает и демократия.

На сегодня области выделено 125 млн рублей, все они поступили. Но их не хватит, так как выросла стоимость вертолето-часа для проведения голосования в отдаленных районах. Мы делаем обоснование на дополнительное финансирование. Речь идет еще примерно о пяти миллионах. Вообще, финансирование выборов федерального уровня обычно идет без сбоя. Проблемы чаще возникают на региональных и муниципальных выборах, которые финансируют областной и местные бюджеты.

 


Уверен, что предстоящие выборы депутатов Государственной думы не станут исключением, пройдут в острой, конкурентной, содержательной борьбе, позволят сформировать профессионально и политически подготовленную нижнюю палату Федерального собрания Российской Федерации, отражающую по своему составу предпочтения избирателей. Приглашаю избирателей сделать свой выбор 4 декабря.
 

 

— Можно ли агитировать против всех кандидатов или за неучастие в выборах?

— Агитация разрешена только по позициям, которые есть в бюллетене. Графы «Против всех» в бюллетене нет. Согласно постановлению Конституционного суда, графа «Против всех» с юридической точки зрения может существовать. Но законодатель обязан обеспечить механизм финансирования агитации против всех. Кто и как будет формировать избирательный фонд для такой агитации? Оптимального механизма финансирования так и не нашли.

В подавляющем большинстве стран графы «Против всех» в бюллетенях нет. Не было ее и в СССР, и появилась она только в постсоветское время. Как рассказал мне председатель Центризбиркома (теперь уже бывший) Александр Вешняков, у графы «Против всех» была политическая подоплека — ее ввели, чтобы отобрать голоса у коммунистов. И она какое-то время действительно работала против коммунистов…

Цель выборов — сформировать органы власти. В условиях, когда участие в выборах не обязанность, а право, гражданин, которого не устраивает ни одна из партий, ни один из кандидатов, может просто не участвовать в голосовании. Это еще мягкий вариант, ведь есть даже страны, где участие в выборах — обязанность, а графы «Против всех» тоже нет… И это не обязательно экономически и политически отсталые страны, а, например, Греция или Австралия. За неучастие там предусмотрены большие штрафы.

Конечно, правовые нормы не исчерпывают, не снимают эту проблему. Избирательное право нужно рассматривать в широком контексте – экономическом, политическом, культурном: насколько в стране развита партийная система,  институты гражданского общества, как распределена собственность?

Нельзя сразу перейти из одного общества  в другое, перескочив через промежуточные этапы. Россия живет в условиях демократических выборов всего двадцать лет — срок явно недостаточный для коренной перестройки сознания. Отсюда большая роль, например, административного ресурса – раньше, в советское время, он полностью определял подготовку и проведение выборов. Каков социум, такова и эффективность законов. Далеко не все граждане могут соотнести свои интересы с политическим выбором. Экономической структуризации нет, средний класс крайне слаб. И продвижение за последние годы не так уж велико.

— Порой можно слышать разговоры: «Зачем ходить на выборы? Там уже все решили за нас»…

— Кто решил, например, за вас, за каждого человека? Такой подход работает на политическую пассивность населения, на снижение явки на избирательные участки.

В жизни есть выбор, который человек делает сам. Никто за вас не решит, на ком жениться или за кого выйти замуж, где жить, какую профессию предпочесть. К этой же категории относятся выборы. Это право, которым каждый должен распорядиться самостоятельно.

Уверен, что предстоящие выборы депутатов Государственной думы не станут исключением, пройдут в острой, конкурентной, содержательной борьбе, позволят сформировать профессионально и политически подготовленную нижнюю палату Федерального собрания Российской Федерации, отражающую по своему составу предпочтения избирателей. Приглашаю избирателей сделать свой выбор 4 декабря.

 

Беседовал Юрий Пронин, «Байкальские вести».

Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести».

На фото:  Голосуем по-новому. Так выглядят комплекс для электронного голосования (КЭГ);

... и комплекс для обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии