Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уроки иркутского

24 ноября, 2014

 

Финансирование школ Прибайкалья трещит по швам

 

Извечный вопрос русской интеллигенции «что делать?» встает перед большинством педагогических коллективов Иркутской области. Сокращение расходов на образовательные учреждения в 2015 году и изменение принципов их финансирования ставят руководство школ перед настоятельной необходимостью кого-то увольнять или кому-то недоплачивать.

Возможности «бескровной» экономии давно исчерпаны — благосостояние наших педагогов сильно преувеличено. Председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева считает, что уготованные школам меры грозят отрасли необратимыми процессами. Встревоженная ситуацией, Валентина Геннадьевна приехала 12 ноября на сессию Законодательного собрания области, где рассказала об острейших проблемах финансирования школьных работников. Об этом же шла речь в интервью Валентины Федосеевой нашей газете.

4 тысячи рублей на Новый год

Сумму на оплату труда работников школ Прибайкалья в 2015-м по сравнению с уходящим годом правительство области намерено сократить на 1,5 млрд рублей.

«Для сферы образования это сокращение обещает совсем не легкие неудобства. Возможностей как-то безболезненно вырулить из ситуации в большинстве территорий не  остается, — говорит Валентина Геннадьевна. —  Выделенных  в 2014 году средств на оплату труда было недостаточно, несмотря на то, что в сравнении с 2013 годом утвержденное Законодательным собранием увеличение составило в целом по области 511 млн рублей. Сегодня в большинстве муниципалитетов количество детей увеличивается, а размер финансирования при этом снижается. Возьмем Иркутский район: количество школьников с 1 сентября возросло более чем на 800 и еще увеличится в следующем учебном году, а объем финансирования на оплату труда работников школ с 2015 года там сокращается с 746 млн рублей до 645 млн…

Возникает и вопрос по финансированию денежного вознаграждения за классное руководство. Так, с 1 января прошлого года из федерального бюджета не финансируется оплата классного руководства (тысяча рублей в месяц). Регионы должны были предусмотреть эти расходы в своих бюджетах. В Иркутской области этого не сделали, в итоге проблема с этими выплатами в отдельных муниципалитетах остается. Например, до настоящего времени не выплачено вознаграждение в Нижнеилимском районе (недостает почти 7 млн рублей), в Усть-Илимском и Киренском районах. То есть денег нам уже не хватает, а мы говорим о дальнейшем сокращении. В этом году в том же Братске деньги закончатся в декабре, и на прошлой неделе школам уже озвучили перспективу: имеющихся средств хватит только на 16 процентов зарплаты. Младший обслуживающий персонал образовательных учреждений Братска получит по тысяче рублей, педагоги получат по 4 тыс. рублей перед Новым годом. На остаток зарплаты можно надеяться в 20-х числах января следующего года, поскольку в первые дни после каникул выплаты маловероятны».

 


Сумму на оплату труда работников школ Прибайкалья в 2015-м по сравнению с уходящим годом правительство области намерено сократить на 1,5 млрд рублей.
 

 

«Стахановские» зарплаты

Валентина Федосеева продолжает: «На публичных слушаниях  областного бюджета мы услышали причину снижения расходов на оплату труда — превышение средней заработной платы педагогических работников на 12 процентов по сравнению со средней по экономике в регионе. Но, мягко скажем, некорректно ориентироваться только на среднюю заработную плату. Заработная плата в размере средней не гарантируется каждому работнику при  нормативной нагрузке. Нужно объективно смотреть на эту ситуацию — более высокие зарплаты обеспечиваются за счет работы большинства педагогов на 1,5 ставки, и эти 12 процентов превышения над обычной средней зарплатой по предприятиям экономики обеспечиваются увеличенной нагрузкой. А такая нагрузка не должна быть массовой — норматив на ставку разрабатывался с учетом психофизиологических возможностей педагога, причем разрабатывался не вчера, и с тех пор объем учительских забот только возрос.  Педагог по своим профессиональным обязанностям должен обеспечить решение целого круга задач, что требует нескольких часов в день кроме собственно работы с детьми, будь то деятельность в классе или в группе детского сада. Бесконечная отчетность, различные мониторинги… Нужно учесть, что для работы на полторы ставки, для качественного выполнения обязанностей работники образовательных учреждений вынуждены сегодня отрывать большую часть времени от семьи, от жизни вне работы, на которую все имеют право. Может, мы не будем заявлять о росте благосостояния наших учителей, а признаем слишком высокий уровень нагрузки?».

Налево пойдешь — рабочих потеряешь, направо — завуча…

«Экономия на стимулирующих выплатах как прямой путь сокращения затрат на содержание учреждений у школ Иркутской области почти исчерпана. Дальше руководству школ придется выбирать другие пути. Мы рассчитали сокращение затрат по отдельным школам. Вот, к примеру, школа в Ангарске. По рассчитанным на нее нормативам руководству придется как-то сэкономить на зарплате коллектива 915 тыс. 35,1 рубля в год, то есть  76 252,9 рубля в месяц. Из них 19 063 рубля — за счет стимулирующей части, 57 189 рублей — за счет базовой части. Учителей не уволишь, ведь они и так несут повышенную нагрузку, а изменить учебный план и сократить количество часов по предметам администрация школы не имеет права, как и сократить размер оплаты учебного часа. Остается экономить на обслуживающем персонале. Например, сократить рабочего по комплексному обслуживанию здания. Это даст  вместе с налогами около 8 тыс. рублей экономии в месяц. Вставлять треснувшее оконное стекло, прикреплять оторванную дверную ручку и выполнять иные каждодневные дела придется заставлять сторожа или просить мужа директора школы. Как экономить еще 47 тыс. рублей? Можно сократить одну уборщицу и либо заставлять остальных работать больше, либо закрывать глаза на некоторые несоответствия гигиеническим требованиям при уборке помещений. И так далее… У нас есть школы, где вообще нет дворников в штате!

Еще один путь — сократить администрацию школы. Директору придется вдвоем с единственным заместителем тянуть весь комплекс современных требований: оценка качества образования, подготовка объемной отчетности, внедрение федеральных образовательных стандартов и прочая, прочая… Еще один путь — сокращение специалистов, без которых работа школы вроде как не остановится, например логопедов или психологов. Но ведь по факту мы имеем что? Сегодня все большее количество детей нуждается в психологической помощи. Проблема детских суицидов, к сожалению, также пока не закрыта. При этом  количество психологов в образовательных учреждениях области снижается: если в 2012 году в Иркутской области их насчитывалось 702, то в 2013 году — 540».

 


Более высокие зарплаты обеспечиваются за счет работы большинства педагогов на 1,5 ставки, и эти 12 процентов превышения над обычной средней зарплатой по предприятиям экономики обеспечиваются увеличенной нагрузкой. А такая нагрузка не должна быть массовой — норматив на ставку разрабатывался с учетом психофизиологических возможностей педагога.
 

Крест на малокомплектных школах

Валентина Федосеева: «В свое время в Иркутской области нашли способ сохранить многие малокомплектные школы даже в сложных финансовых условиях. Некоторые школы лишились статуса юридических лиц и руководства, но сохранились, став филиалами более крупных учреждений. Только вот количество обслуживающего персонала, который нужен для обеспечения необходимых условий для учебы, никак не сократишь. Если не изменить подход, сельские школки могут больше всего пострадать.

Острота проблемы заключается еще и в другом обстоятельстве. У нас объем финансирования школы определяется исходя из двух показателей — норматива на одного учащегося и, соответственно, количества учеников. Так вот, до конца 2014 года действуют отдельные нормативы для городских и сельских школ. И это необходимость: в селах классы маленькие, но даже для двух ребятишек в классе учитель должен провести полноценный урок. Сельские дети не должны быть обделенными.

Берем расчеты для Ангарска и Ангарского района. В 2014 году норматив был 39 101 рубль на одного городского учащегося и 89 608 рублей на сельского учащегося. С 2015 года это разделение отменено. Нормативы для всех городов и районов определены для начального, основного и среднего образования по трем уровням — для основной программы, углубленного изучения отдельных предметов и программы для детей с ограниченными возможностями. Так вот, в Ангарске и районе новые нормативы для основной массы обучающихся — это 35 402 рубля для начальной школы, 37 265 рублей для основной школы и 39 129 рублей для средней школы. Никакой разницы между сельскими и городскими школами нет. А для села было, напомню, 89,6 тыс. рублей.

Берем для примера расчет размера оплаты труда в одной из сельских школ Ангарского района. В 2014 году месячный фонд оплаты труда там составлял 2,655 млн рублей, а в 2015 году эту сумму снизят до 1,132 млн рублей, то есть больше чем вполовину — надо будет как-то сэкономить 1,522 млн рублей! Как? Подобные вопросы придется решать руководству всех школ Иркутской области, и особенно — сельских! И особенно пострадают малокомплектные школы, ранее защищенные особым коэффициентом (теперь он отменен). Вот, к примеру, маленькая школа в Аларском районе — ей придется ежемесячно как-то экономить 47 тыс. рублей в базовой части и 15 672 рубля в стимулирующей части. А школа-то — чуть больше 100 учащихся,  численность работников минимальна, сокращать некого…».

Лучше уже было

«Мы надеялись, что в существующих условиях хотя бы будет сохранен прежний уровень финансирования сферы образования Иркутской области, — говорит Валентина Федосеева. — А что тогда говорить о нерешенной проблеме повышения оплаты труда младшему обслуживающему персоналу? А ситуация очень серьезная. Зарплаты в 6—7 тыс. рублей не повышаются, и нет никаких перспектив. Работники уже не в силах мириться с этим. У нас в Бодайбо недавно работники вышли на конференцию учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательных учреждений города. В Нижнеилимском районе сейчас два коллектива работников обслуживающего персонала образовательных учреждений намерены уйти в  забастовку… Растет количество исков в суд о начислении районных коэффициентов и процентных надбавок на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Однако и этот способ  работников не устраивает — выплаты одномоментно с решением суда не выплачиваются, только спустя месяцы, когда пройдет время на обжалование. Дополнительные средства на исполнение судебных решений область не спешит возвращать муниципалитетам, и задолженность выплачивается опять же за счет стимулирующих средств… Кроме того, с января 2015 года в стране увеличивается минимальный размер оплаты труда — как будем финансировать?»…

Записала Наталья Антипина, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Алекс 25 ноября 2014, 02:08
Cокращение финансирования не имеет оправдания. Но нужно посмотреть одновременно на структуру АУП школ: по 7-8 завучей. Когда такое было? Зам по научной работе - это же профанация. Развели бездельников, а внеклассной работой некому заниматься.