Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Среди пострадавших — юбилей города

15 сентября, 2011

 

 

 

По нему ударили БЭФом


 

Безусловно, центральным событием сентября для Прибайкалья стали VII Байкальский международный экономический форум (БЭФ) и празднование 350-летия Иркутска. Несмотря на предпринятые усилия и пропагандистское обеспечение, очевидно, что губернатору Дмитрию Мезенцеву не удалось организовать публичные мероприятия принципиально более высокого уровня, чем при Борисе Говорине, Александре Тишанине и Игоре Есиповском. Да и по сравнению с прошлой осенью, когда областью руководил уже нынешний губернатор, продвижения вперед не наблюдается.  Вот лишь некоторые из нерешенных проблем, имеющихся недостатков и допущенных просчетов.

 Рисунок Ильи Клычева, «Байкальские вести»

Раз, два — и обчелся

Бросается в глаза невысокий уровень вип-представительства на VII БЭФ. А ведь этот показатель четко символизирует истинное отношение руководства страны к руководству нашего региона. Как и прежде, не приехали ни президент России, ни председатель федерального правительства. Это диссонирует с подобными мероприятиями восточнее и западнее Иркутска — скажем, во Владивостоке и в Красноярске. Из федеральных министров приехал только Виктор Басаргин, курирующий региональное развитие, да и то иное было бы трудно представить, так как посещение подобных форумов — его прямая обязанность, а по совместительству глава Минрегионразвития еще и зам. председателя оргкомитета БЭФ. Глава президентской администрации, председатель оргкомитета по проведению юбилея Иркутска Сергей Нарышкин (по рангу тоже ничего особенного в сравнении с предыдущими БЭФ и, тем более, с форумами в других регионах) приехал только под занавес, чтобы поучаствовать в городских торжествах.

Скорее протокольным стало присутствие на Форуме и полномочного представителя президента РФ в сибирском федеральном округе Виктора Толоконского. Не разбежались и главы регионов — только от Ингушетии, Татарстана и сопредельных с Прибайкальем Бурятии и Забайкальского края. Но отсутствовал, казалось бы, гарантированный гость от западных соседей — губернатор Красноярского края.

Чего уж говорить о вице-премьерах — об их участии даже не заикались, хотя, раньше, помнится, на БЭФ приезжали и Игорь Шувалов, и Сергей Иванов, а при Борисе Говорине на полдня заезжал министр финансов (хотя тогда еще не заместитель председателя правительства) Алексей Кудрин. Не приехал даже прежний завсегдатай БЭФа — министр транспорта Игорь Левитин; не появился и министр природных ресурсов Юрий Трутнев, хотя, казалось бы, проблем по линии его ведомства в Иркутской области невпроворот. То же относится к Минэнерго и Минпромторгу, руководители которых тоже отсутствовали. Несколько прибывших руководителей федеральных агентств (например, по лесному хозяйству, по ипотечному жилищному кредитованию) — это уже ступенькой ниже.

Скудным было и представительство российского парламента. Исключение — первый заместитель председателя Совета федерации Александр Торшин, но, опять же, Совфед является многолетним организатором БЭФа, так что деваться вице-спикеру было некуда. Присутствовало большинство депутатов Госдумы от Иркутской области, но так было и на прошлых форумах.

Не отличались более высоким, чем прежде, рангом представительства и зарубежные делегации. Ну разве что премьер-министр Монголии Сухбаатарын Батболд (но и этот приезд — обычное дело для Байкальского форума). Зато статус официальных гостей из Китая был весьма скромным. Участие в работе форума министра внешней торговли Франции и спикера парламента Малайзии принципиально не меняют ситуацию.

И, наконец, дефицит лидеров крупного бизнеса. Да, приехали (причем далеко не впервые) Захар Смушкин (собственник лесопромышленной группы «Илим»), Сергей Чемезов (генеральный директор госкорпорации Ростехнологии), Виктор Вексельберг (президент фонда «Сколково») и Олег Дерипаска (хозяин РУСАЛа и «Базового элемента»), причем «алюминиевый король» блистательно отсутствовал на открытии форума, предпочтя общение с преподавателями и студентами Иркутского политеха, и появился в зале заседаний только ближе к обеду. Зато не было первых лиц столь важных для нашего региона компаний как  Газпром, Роснефть, «Российские железные дороги» и «Норильский никель».

Сказанное не имело бы столь критичной направленности, если бы Иркутскую область в настоящее время возглавлял губернатор с менее обширными связями на межрегиональном, федеральном и международном уровнях, чем Дмитрий Мезенцев. Фактически (как и в прошлом году) проявилось расхождение между заявленным образом иркутского губернатора и его реальными возможностями. В итоге, как и в предыдущие годы, БЭФ, несмотря на пышные титулы и риторику, остается провинциальным мероприятием. Одним из последствий относительно невысокого представительства на БЭФ, а также просчетов в его организации, стало стремление президента Бурятии Вячеслава Наговицына и губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина проводить Байкальский форум не только в Иркутске, но и в Чите и Улан-Удэ.

 

Бросается в глаза невысокий уровень вип-представительства на VII БЭФ. А ведь этот показатель четко символизирует истинное отношение руководства страны к руководству нашего региона. Как и прежде, не приехали ни президент России, ни председатель федерального правительства. Это диссонирует с подобными мероприятиями восточнее и западнее Иркутска — скажем, во Владивостоке и в Красноярске. Из федеральных министров приехал только Виктор Басаргин, курирующий региональное развитие, да и то иное было бы трудно представить, так как посещение подобных форумов — его прямая обязанность, а по совместительству глава Минрегионразвития еще и зам. председателя оргкомитета БЭФа.

 

Воскресенье начинается в среду

Череду провалов продолжил исключительно неудачный выбор даты проведения БЭФа и особенно совмещенного с ним празднования 350-летия Иркутска. Если в прошлом году БЭФ практически совпал по времени с Мировым политическим форумом, посвященным 1000-летию Ярославля, то теперь не решена проблема оптимального совмещения форума и юбилейных торжеств. По инициативе областного руководства БЭФ проведен в понедельник — вторник, 12—13 сентября, и, видимо, чтобы обеспечить присутствие вип-персон, ранее приехавших на БЭФ, основные мероприятия юбилея были назначены на среду, 14 сентября.  Тогда мэр Иркутска Виктор Кондрашов, поставленный перед свершившимся фактом, объявил среду нерабочим днем для муниципальных служащих (в отношении остальных у главы города нет таких полномочий). Разумеется, тем, кто работает в организациях областного и федерального статуса, а также в негосударственных секторах, это не понравилось. Для них возникли такие проблемы, как необходимость на этот день, когда не работают детские сады, куда-то устраивать своих детей. К тому же ограничения транспортного движения в Иркутске в связи с празднованием юбилея тоже привели к дополнительному раздражению у тех, кто работал в среду и должен был передвигаться по городу. Более того, те, у кого среда осталась рабочим днем, как правило, не смогли принять участие в праздничных мероприятиях.

А ведь куда проще было решить иначе: провести БЭФ в четверг — пятницу, 15—16 сентября, а юбилей Иркутска — в субботу, 17-го. Юбилейные торжества в выходной день — очевидно оптимальный шаг, и именно так в начале июня, когда была проведена первая часть юбилейных торжеств, поступил мэр. В этот раз, однако, Виктор Кондрашов был вынужден идти в фарватере Дмитрия Мезенцева, определившего даты проведения БЭФа и сентябрьской части празднования 350-летия Иркутска. История со временем проведения обоих мероприятий еще раз свидетельствует об ориентации областного руководства, прежде всего, на элитарные интересы; нужды основной части населения учитывались во вторую очередь («по остаточному принципу»).

 

Строили, строили и все же не достроили...

Масштабы и степень готовности юбилейных объектов в Иркутске отличаются в невыгодную сторону от большинства подобных мероприятий в других крупных и средних городах РФ. По мере приближения юбилея перечень пусковых объектов существенно уменьшился, но и оставшиеся не удалось полностью завершить к проведению юбилея. Особенно большой объем предстоящих работ остался на Ледовом дворце и в проекте «Иркутская слобода» (130-й квартал).

Юбилей в отсутствие завершенных объектов — это серьезный провал правительства Дмитрия Мезенцева, и ссылки на дефицит времени не вполне убедительны. В случае политической консолидации в регионе времени было достаточно, однако цепь грубых ошибок губернатора, начиная с просчета на выборах мэра Иркутска в начале 2010 года, привела к значительной дезинтеграции политического пространства и, как следствие, недостаточно активной и скоординированной подготовке к юбилею.

Одним из следствий указанных просчетов стали аврал, штурмовщина на юбилейных объектах в последние дни перед юбилеем. В наибольшей мере штурмовщина была неуместна в отношении 130-го квартала, где нарушены сроки и технологии регенерации исторического пространства, необходимые даже для новодела. По мнению ряда экспертов (строителей, историков и реставраторов), возможности уложиться хотя бы в «разумно форсированный график» были упущены еще более года назад. Попытки же значительно продвинуться в подобном проекте за несколько недель и даже дней выглядели совершенно неуместно и, по существу, дискредитировали идею «Иркутской слободы». Однако и здесь губернатор области дал происходящему неадекватно оптимистические публичные оценки.

 


К сожалению, параметры проведения Байкальского экономического форума и 350-летия Иркутска едва ли станут шагом к консолидации политического пространства Иркутской области. Напротив, через некоторое время (речь, скорее всего, идет о паузе продолжительностью не больше, чем одна-две недели)  противоборство возобновится в полном объеме и даже обострится. При этом в ход пойдут взаимные обвинения, продолжится поиск «крайних» («козлов отпущения»), виновных в допущенных ошибках. Дополнительным фактором, способствующим нарастанию напряженности, станет избирательная кампания по выборам депутатов Государственной думы.
 

 

Чем сердце успокоится?

Итогом указанных недостатков стала в целом безразличная или даже негативная реакция значительной части жителей Иркутска на проведение БЭФа и юбилейных торжеств. Сложилась ситуация, когда объем возникших неудобств и, в более широком масштабе, непродуманности в организационных вопросах весомее позитивных ощущений. Распространены настроения, что это «все для начальства», «о нас, простых людях, опять не подумали», «это праздник для приезжих, а не для иркутян», «баре опять куражатся» и т. п. Подобную атмосферу усугубляет политическое противоборство на региональном уровне между губернатором Дмитрием Мезенцевым и оппозицией, представленной, в основном, руководством регионального отделения партии «Единая Россия». Очевидно понимая свою уязвимость в этом отношении, глава области накануне форума и юбилея предпринял дополнительные меры по давлению на потенциальные очаги оппозиции (прежде всего, на мэра Иркутска Виктора Кондрашова).

К сожалению, параметры проведения БЭФа и 350-летия Иркутска едва ли станут шагом к консолидации политического пространства Иркутской области. Напротив, через некоторое время (речь, скорее всего, идет о паузе продолжительностью не больше чем одна — две недели)  противоборство возобновится в полном объеме и даже обострится. При этом в ход пойдут взаимные обвинения, продолжится поиск «крайних» («козлов отпущения»), виновных в допущенных ошибках. Дополнительным фактором, способствующим нарастанию напряженности, станет избирательная кампания по выборам депутатов Государственной думы.

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии