Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Шишкин: В Иркутской области затянулся период междуцарствия

19 марта, 2012

 



 


 

 

 

Профессор, доктор юридических
наук, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ,
бывший председатель Законодательного собрания
Иркутской области отвечает на вопросы обозревателя нашей газеты Юрия Пронина.

 

 

 

— Сергей Иванович, в интервью «Байкальским вестям» чуть более года назад вы сказали, что главными событиями для политической судьбы руководства Приангарья в ближайшее время станут юбилей Иркутска и выборы в Государственную думу. Оба события состоялись, а недавно избран и президент страны.  Какова ситуация теперь?

— Примечательно, что празднование 350-летия Иркутска прошло в два этапа. Первый, в июне 2011 года, под эгидой городской администрации, получился веселым, народным, ему благоприятствовала даже погода. Но уже тогда возникли сомнения: а каким будет второй этап, зачем вообще это разделение?

Осенняя часть юбилея, где распоряжались губернатор и областное правительство, получилась хуже — натужно, среди недостроенных объектов и, главное, в отрыве от населения города. Стремление совместить юбилей с проведением Байкальского экономического форума оказалось ошибочным.

Вообще, организационная неточность характерна для стилистики нынешнего руководства исполнительной власти региона.  Стремление впрячь в одну телегу коня и трепетную лань приводит к путанице, мешанине, эклектике.

Не исключаю, губернатор хотел показать свою активность представителям федеральной власти. Но, очевидно, у такого стремления есть оборотная сторона. Раз глава области разделил юбилей Иркутска на две части, значит, у него конфликт с мэром регионального центра. Раз высшее должностное лицо региона, по существу, вмешивается в муниципальные дела, сам руководит проведением юбилея, значит, у него не вполне точное представление о содержании и масштабе губернаторских полномочий.

 


Раз глава области разделил юбилей Иркутска на две части, значит, у него конфликт с мэром регионального центра. Раз губернатор, по существу, вмешивается в муниципальные дела, сам руководит проведением юбилея, значит, у него не вполне точное представление о содержании и масштабе губернаторских полномочий.
 

 

Очень многое сказано о 130-м квартале, для Дмитрия Мезенцева эта тема фактически священна. Конечно, это интересный проект, но все же городского масштаба, ближе к полномочиям и заботам мэра, а не областного лидера. Задача построения современной деревни в центре города несоразмерна действительно острым и приоритетным проблемам огромного региона. А то ведь можно войти в историю «квартальным губернатором».

Существуют планы расширить проект по регенерации 130-го квартала в несколько раз, включая строительство микрорайона Паркового. Но это опять же время и большие деньги.  Получается, что на фоне социальной напряженности и протестной активности рабочее время губернатора неверно планируется и тратится. А если ошибочно концентрируешь усилия на каком-то направлении, значит, неизбежно не успеваешь на других.

Очевидно, что юбилейные мероприятия проведены в неоптимальном формате. Неразберихи добавила и неудачная идея с выходным днем в среду, когда муниципальные учреждения (включая детские сады и школы) отдыхали, а работники других организаций не знали, с кем оставить своих детей.

Но главный недостаток юбилея в сентябре — слишком большое внимание вип-персонам. Увы, праздник не пришел в каждый дом.  Город, его жители оказались больше наблюдателями, чем участниками. Наверное, чтобы хоть как-то загладить этот просчет, состоялась столь широкая раздача юбилейных наград, символики и атрибутики.

Уверен, что, когда сумбурная серия юбилейных мероприятий наконец-то завершилась, глава оргкомитета по проведению празднования 350-летия Иркутска, тогдашний руководитель администрации президента России (ныне — председатель Государственной думы) Сергей Нарышкин вздохнул с большим облегчением. Я бы посчитал здесь уместным слово «отмучились».

 


Очень многое сказано о 130-м квартале, для Дмитрия Мезенцева эта тема фактически священна. Конечно, это интересный проект, но все же городского масштаба, ближе к полномочиям и заботам мэра, а не областного лидера. Задача построения современной деревни в центре города несоразмерна действительно острым и приоритетным проблемам огромного региона. А то ведь можно войти в историю «квартальным губернатором».
 

 

В наступившем году будет отпразднован другой юбилей — 75-летие Иркутской области. Чтобы не повторилась прошлогодняя история, нужно извлечь уроки, сделать выводы из ошибок. Поживем — увидим, но пока самокритики не заметно.

— Политическим финалом 2011 года стала избирательная кампания...

— К относительно низкому результату «Единой России» в Иркутской области привел наряду с экономическими, социальными проблемами конфликт между губернатором Дмитрием Мезенцевым и секретарем политсовета регионального отделения «ЕР», бывшим первым заместителем главы областного правительства Александром Битаровым.

В итоге иркутский губернатор попал в число 18 региональных руководителей, приглашенных по итогам декабрьских выборов на «разбор полетов» к тогдашнему первому заместителю руководителя президентской администрации Владиславу Суркову.  Все же 34 процента в поддержку «Единой России» — это объективная, но очень скромная цифра.

Вероятно, в нашем регионе зря отказались от практики «паровозов», когда список кандидатов «Единой России» возглавляют губернатор и другие руководители исполнительной и представительной власти. По своему содержанию избирательная кампания была неинтересной, и в этом тоже вина областного руководства. Другими словами, наш регион стал скатываться к политической маргинальности.

Главным итогом выборов 4 декабря для Иркутской области стало резкое сокращение ее представительства в Государственной думе. От «Единой России» избраны только два депутата, к тому же они уступают по опыту работы на федеральном уровне своим предшественникам — Шубе, Зайцеву, Колесникову, Малееву.  Сергею Тену и Антону Романову еще предстоит, что называется, поставить голос, зарекомендовать себя. Но ведь времени для распевок нет...

Неоднозначно оцениваю отказ Алексея Федорова, возглавлявшего региональный список кандидатов «Единой России», от депутатского мандата. Официальная мотивировка — загруженность другой работой. А что, об этой загруженности не было известно до выборов? Говорят, Федоров остался бы депутатом, если бы ему дали в Думе комитет, а раз не дали, то и не остался. Но в таком случае мы видим очевидное лукавство, ведь избирателям, голосующим 4 декабря, о такой мотивации кандидата не было известно.

 


Если номинальным начальником предвыборного штаба Владимира Путина на федеральном уровне был Станислав Говорухин, а фактическим — первый заместитель руководителя президентской администрации Вячеслав Володин, то в Иркутской области, где региональный штаб официально возглавил Анатолий Стрельцов, реальным руководителем стал бывший председатель и нынешний депутат Законодательного собрания Виктор Круглов. Ставки сделаны правильно, результат приемлемый.
 

 

— Итак, юбилей Иркутска и формирование Госдумы...

— Не только. Появилась идея создания государственной корпорации развития Сибири и Дальнего Востока, причем ее бюджет может составить колоссальную сумму в 6 трлн рублей. В качестве наиболее вероятного руководителя этой корпорации называют нынешнего министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, который в таком случае сменит место работы.

Иркутск по своему географическому расположению вполне может претендовать на статус офисного и операционного центра этой корпорации, но одним из важных условий для получения такого статуса являются хорошие отношения между губернатором Приангарья и будущим главой корпорации. Однако известно, что Мезенцев и Шойгу не вполне ладят друг с другом.

— Внесли ли президентские выборы коррективы в ситуацию?

— Да, некоторые изменения заметны. Хотя у Иркутской области и последнее место в Сибирском федеральном округе по уровню поддержки кандидатуры Владимира Путина, но все-таки показан результат, с запасом превышающий 50 процентов, и к тому же на 20 с лишним процентов выше, чем поддержка «Единой России». Сравним: в масштабе всей России эта разница составила менее 15 процентов.

Учитывая, что времени на исправление ошибок было мало (всего три месяца), результат хороший. Поэтому непосредственно по итогам выборов президента России организационно-персональных взысканий по отношению к Иркутской области не будет.

Позитивная динамика достигнута после того, как были сняты противоречия в региональном руководстве, и оно стало работать вместе. Эффективнее оказался и менеджмент избирательной кампании. Если номинальным начальником предвыборного штаба Владимира Путина на федеральном уровне был Станислав Говорухин, а фактическим — первый заместитель руководителя президентской администрации Вячеслав Володин, то в Иркутской области, где региональный штаб официально возглавил Анатолий Стрельцов, реальным руководителем стал бывший председатель и нынешний депутат Законодательного собрания Виктор Круглов. Ставки сделаны правильно, результат приемлемый, Иркутская область опять стала выходить в число сторонников Кремля.

Вообще, оппозиционный образ Приангарья на федеральном уровне во многом основан как раз на рассогласованности власти внутри региона. Это началось при позднем Говорине и продолжается до сих пор.

Другое дело — история с выдвижением губернатора Иркутской области в президенты. Ей – и, думаю, не случайно — предшествовала неудачная попытка присвоить Дмитрию Мезенцеву звание почетного гражданина Иркутска.

 


Дмитрий Федорович достиг потолка своей компетентности в должности главы региона. Много вопросов вызывает кадровая ротация в его окружении. Сразу же после инаугурации в 2009 году — видимо, в качестве оценки действий своих предшественников Тишанина и Есиповского — новый губернатор заявил, что «лимит на приезжих исчерпан». Однако постепенно стало происходить то же самое.
 

 

Конечно, миссию технического кандидата не поручат кому попало. Это символ верховного доверия представителю второго эшелона питерской элиты. Но дальше произошло такое, что впору развести руками. Скандал со сбором подписей — очевидное свидетельство провала ответственного поручения, хотя в этом, конечно, были замешаны несколько человек. В общем, регистрировать с таким отягощением не имело смысла.

Стали думать, сгодится ли технический кандидат на что-нибудь еще. И тут подвернулась необходимость подкрепить снятие Явлинского («не только оппозиции отказываем»)...

Важно и с точки зрения настроений большинства плохо, что в ходе политических конфликтов региональная власть теряет свою сакральность — безусловный авторитет в глазах населения.  Сужению круга поддержки Дмитрия Мезенцева способствует и то, что он выбрал для опоры, прежде всего, региональные управления федеральных силовых структур — МВД, ФСБ, МЧС.

При всем уважении к этим органам, такой выбор небесспорен — он ведет к специфическим для гражданской власти приоритетам и не размывает, а даже усиливает образ приезжего, чужого, варяга. С политической точки зрения точнее было бы ориентироваться в первую очередь на губернаторские и, в более широком смысле, местные структуры.

 


Очень важно, чтобы выборы депутатов Законодательного собрания осенью 2013 года проводил другой губернатор, способный консолидировать элиту и общество. К тому времени он уже должен проработать достаточный отрезок времени, чтобы полностью контролировать ситуацию. Кроме того, он должен вступить в должность до начала проведения прямых выборов.  Такой вариант возможен в случае отставки Дмитрия Мезенцева не позднее лета 2012 года.
 

 

— Страна возвращается к прямым выборам губернаторов. Когда и за кого будет голосовать Иркутская область?

— Тут неизбежно продолжение разговора о нынешнем губернаторе. При всех нюансах и оттенках Дмитрий Федорович достиг потолка своей компетентности в должности главы региона. Много вопросов вызывает кадровая ротация в его окружении. Сразу же после инаугурации в 2009 году — видимо, в качестве оценки действий своих предшественников Тишанина и Есиповского — новый губернатор заявил, что «лимит на приезжих исчерпан». Однако постепенно стало происходить то же самое.

Конечно, среди назначений есть удачные (например, заместитель по социальным вопросам Валентина Вобликова из иркутской мэрии), но в целом над министрами и особенно многочисленными заместителями председателя правительства заметен налет тусклого света.

Значимых событий в экономике было очень мало, если, конечно, не считать многочисленные декларации о намерениях. Даже проблема электричек выросла во вселенскую и стала притчей во языцех. Губернатор отстает в конвертируемости своих федеральных связей на региональный уровень. Нет эффективности действий и в отношении местного самоуправления. Эта ситуация диссонирует с бодрыми заявлениями об успехах в финансово-бюджетной политике.

Сейчас, когда президент избран, но еще не вступил в должность, наступил период междуцарствия. Одна из его особенностей в том, что при формировании нового правительства появляются возможности как для повышения губернаторов, так и для заполнения губернаторских должностей бывшими членами правительства.

Дмитрий Мезенцев не входит в двадцатку губернаторов, которых намечено заменить в ближайшее время, и для него реальны три варианта развития событий.

Первый вариант: Мезенцев дорабатывает весь срок полномочий, то есть до июня 2014 года, и затем баллотируется на прямых выборах на второй срок. Возможно, хотя и маловероятно.

Второй вариант: Мезенцев уходит в отставку в июне 2014 года или немного раньше, но уже в условиях, когда проводятся прямые выборы. Тоже возможно, однако, как и при первом варианте, велика вероятность, что на выборах губернатора Иркутской области победит «красный» кандидат. Причина в том, что в региональной элите Иркутской области нет бесспорного лидера — яркой, консолидирующей фигуры.

 


Посмотрите на ресурсные или технологические регионы Сибири — Красноярский край, Новосибирскую, Омскую, Томскую, Кемеровскую области. Там, несмотря на отмену прямых выборов, губернаторы из местных, а не из приезжих. И это не случайно: специфика регионального менеджмента столь многогранна, сложна, глубока, что необходимо здесь родиться или, по меньшей мере, много лет прожить.
 

 

Предпочтительным видится третий вариант. Очень важно, чтобы выборы депутатов Законодательного собрания осенью 2013 года проводил другой губернатор, способный консолидировать элиту и общество. К тому времени он уже должен проработать достаточный отрезок времени, чтобы полностью контролировать ситуацию. Кроме того, он должен вступить в должность до начала проведения прямых выборов. Такой вариант возможен в случае отставки Дмитрия Мезенцева не позднее лета 2012 года, и тогда прямые выборы губернатора Иркутской области состоятся только в 2017 году.

В этой ситуации отсутствие явного лидера не столь уж важно.  «Шорт-лист» из нескольких человек, способных эффективно работать в губернаторской должности, имеется. А наделение полномочиями — это не прямые выборы, у него своя специфика.  И тому, кого назовет президент и согласует Законодательное собрание, безусловно, присягнут остальные.

— В упомянутый вами «шорт-лист» входят только местные кандидаты или опять есть «варяги»?

— Только местные, и никак иначе. Посмотрите на ресурсные или технологические регионы Сибири — Красноярский край, Новосибирскую, Омскую, Томскую, Кемеровскую области. Там, несмотря на отмену прямых выборов, губернаторы из местных, а не из приезжих. И это не случайно: специфика регионального менеджмента столь многогранна, сложна, глубока, что необходимо здесь родиться или, по меньшей мере, много лет прожить. Иначе на вызовы времени так и не будет адекватных ответов, а в Иркутской области продолжится затянувшийся период междуцарствия.

 

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии