Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Левченко: Готов обсуждать любой вопрос с любым мэром

22 августа, 2016

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко провел 17 августа пресс-конференцию и рассказал о ходе подготовки региона к зиме, о борьбе с «черными лесорубами» и о том, кто останется руководить областью на период отпуска губернатора.

1.jpg

Экономические показатели сегодня

— Вы все, вероятно, помните, что в прошлом году на эту дату в бюджете Иркутской области был дефицит в размере 5 млрд рублей. После выборов при помощи федерального бюджета нам удалось этот дефицит закрыть, и год мы завершили спокойно. Когда я шел на выборы губернатора, один из лозунгов звучал так: «Бюджету — чистоту и прозрачность Байкала». Должен доложить всем жителям области, что это обещание выполнено: Иркутская область в официальном рейтинге федерального правительства занимает второе место среди всех субъектов по прозрачности бюджета.

Мы сегодня одни из первых в России и по наполнению бюджета: рост по сравнению с прошлым годом составляет 17,5 процента. В  связи с этим возникает проблема удержать субсидии и субвенции из федерального бюджета, потому что тема тут понятная: как только ты начинаешь зарабатывать, у тебя тут же стараются больше взять для тех регионов, у которых ничего не получается. Такая опасность есть, и мы работаем, чтобы у нас все не изъяли.

К сожалению, в России продолжается падение производства: 2015 год страна закончила с падением на 2,8 процента, Иркутская область — с ростом на 4,5 процента. На фоне других регионов мы выглядим благополучно. В 2016 году продолжается рост производства — примерно на 5 процентов, и особенно радует, что мы растем в обрабатывающей промышленности. В стране это, можно сказать, единичный случай.

Когда в любой регион приезжает президент, есть замечательная возможность решить какие-то проблемы. Мы в правительстве Иркутской области наметили ряд вопросов, которые нужно было бы обсудить с президентом лично. Каждый понимает, что для любого региона такой визит очень важен. По какой причине перенесли визит, нам не сообщали, а вот звонки на личные телефоны, на рабочие, когда гражданам рассказывают, что якобы это губернатор повлиял на отмену визита, — это один из элементов избирательной кампании.

Если закончим год с такими показателями, то имеем все возможности для увеличения заработной платы в бюджетной сфере. И это несмотря на государственный долг, который у нас все еще остается. На 1 января 2016 года у нас был долг в размере 28  млрд рублей, к сегодняшнему дню мы заместили несколько дорогих коммерческих кредитов более дешевыми бюджетными кредитами и сократили этот долг на треть. На обслуживании этого долга область сэкономила примерно 150 млн рублей только за первое полугодие. По налогам мы в первом полугодии прибавили 1,6 млрд рублей и на майской сессии их вместе с депутатами распределили. Надеюсь, что на октябрьской сессии еще добавим. В связи с этим 15 августа я направил в Законодательное собрание предложение продлить действие закона об областном материнском капитале на 2018 год.

Кроме этого, у нас в области проживают 11 человек — призеров Олимпийских, Паралимпийских и Сурдолимпийских игр. Я принял решение о поддержке этих спортсменов, потому что они многое сделали для страны и для области, на таком высоком уровне смогли представить нашу страну. Разработан закон о выделении средств на подготовку детей к школе: семьи с небольшими доходами будут получать поддержку из областного бюджета уже в 2017 году. Все мы знаем, что собрать ребенка в школу стоит довольно больших денег.

Мы отслеживаем ситуацию с ростом цен, который в стране, к сожалению, продолжается. В Иркутской области в июле 2016 года впервые за многие годы цены на продовольствие снизились — немного, всего на 0,3 процента, но тем не менее. Мы сравниваем этот показатель с регионами Сибирского федерального округа, сравнивать с Москвой или югом смысла нет.

Отопительный сезон начнется в срок

— Правительство области следит за ситуацией в Вихоревке (где котельная была остановлена на ремонт и жители остались без горячей воды на все лето) и в Байкальске (где котельная остановлена в середине августа и также с превышением максимального срока). Главы к нам не обращались, но мы следим за каждым. По первому требованию в населенный пункт могут выехать представители министерства ЖКХ и помогут, например, сменить подрядчика, если он откровенно недоброкачественный.

Для министерства ЖКХ подготовка к зиме — главный вопрос, и мы стараемся либо помочь, если местные власти не справляются, либо заставить, если они пренебрегают своими обязанностями. Недавно, например, у меня был мэр Мамско-Чуйского района вместе с главами поселковых администраций и пожаловался, что не может организовать северный завоз в нормальном объеме. Тут есть объективная причина: на северных реках сложная обстановка, реки обмелели, уровень воды критически низкий, и баржи с углем не могут пройти. Даже с половинной загрузкой. Мы взяли эту задачу на себя, сменили поставщика и до конца навигации эту задачу решим. Если немного останется, то мы эту часть завезем ближе к весне по зимнику. 

Подготовка к зиме — процесс не одномоментный. На начало августа в Иркутске была готовность 20 процентов, а статистически это все фиксируется очень легко: если котельная готова к зиме и акт подписан всеми сторонами — все, котельная снята из графика подготовки, то же самое с сетями. Время идет, сколько актов будет на 20 августа, сказать не могу, но предполагаю, что продвижение большое. Посмотрим.

Повестку Регионального совета обсуждали две недели

— Конфликт с переносом Регионального совета я бы оценил как мелкий. Я встречался со всеми мэрами — и поодиночке, и небольшими группами, ситуацию во всех муниципальных образованиях знаю из первых рук. Темы всех вопросов с мэрами обсуждали за две недели до 16 августа, никаких вопросов не возникало. Я по-человечески понимаю, что не все мэры хотят публично рассказывать о своих проблемах и недостатках, но как губернатор должен требовать, чтобы и подготовка к зиме, и переселение из ветхого и аварийного жилья шли в установленные сроки. Нет никакой разницы, где докладывать — что на Региональном совете, что на президиуме правительства. С уважением отношусь к руководителям городов, но если у вас переселение идет из рук вон плохо, за это надо отвечать, а я буду требовать.

У каждого мэра есть интерес обсуждать какие-то вопросы всем вместе, а какие-то — лично. Я оцениваю случившееся с Региональным советом как такой политический «всхлип», это больше эмоции, чем разумный подход. Потому что уже на следующий день после того письма некоторые мэры ко мне приходили и пытались объяснить свою позицию. Думаю, мы все это отладим, и я готов обсуждать любой вопрос с любым мэром. Ни один мэр за весь период моей работы не может сказать, что я ему отказал во встрече.

Если говорить о Братске, то давайте рассудим вместе. В Братске самый большой объем расселения из ветхого и аварийного жилья — с 2015 года по 31 августа 2017 года нужно построить и сдать 92 тыс. кв. метров. Для решения вопроса по переселению нужно выделить землю либо предложить этим людям переселение в другой город, где есть жилье. В Иркутске, в Ново-Ленино, есть более 550 пустых квартир, которые строители предлагают по 35 тыс. рублей за квадратный метр. Мы всем мэрам предлагали эти квартиры — пожалуйста, покупайте, решайте задачу.

В Братске для строительства по этой федеральной программе выделено 30 процентов необходимой земли. Мы уже направляли туда компании из других городов, они готовы работать, но они не могут строить в воздухе — нужна земля, а в идеале еще и готовая инфраструктура. В Братске исполнение программы по переселению — 11 процентов. Ну как же я могу оценивать деятельность мэра? Конечно, как неудовлетворительную! Областное правительство договорилось с федеральным министерством финансов и министерством строительства, обеспечили выделение финансов из федерального бюджета и свою работу выполнили — а в Братске, где была самая большая в мире строительная организация – Братскгэсстрой — со 120 тысячами работников, не могут построить 20 тыс. квадратных метров жилья. Как можно к этому относиться? Не выносить этот вопрос на президиум правительства или Региональный совет я не имею права.

По форме правильно, по сути — нарушение

— Проверка истории с передачей области пакета акций авиакомпании «Ангара», о которой меня просили депутаты Законодательного собрания, до конца не проведена, но кое-что могу рассказать уже сейчас. Мы подняли протоколы заседаний Инвестиционного совета области за май 2012 года. Там было принято решение о покупке за 500 млн рублей самолетов для этой авиакомпании и еще один пункт: рассмотреть возможность приобретения пакета акций в областную собственность. Не знаю, как для всех, а для меня это странно: безвозмездно компании выделяют из бюджета более полумиллиарда рублей, да еще и покупают у нее пакет акций. Думаю, немало нашлось бы людей, которые хотели бы на таких условиях получать деньги из бюджета. Другое дело, что исполняли это решение достаточно ловкие люди, и прямого нарушения (подчеркиваю — прямого нарушения) наши юристы пока не нашли. Но, по сути, это несправедливо, когда частной компании выделяют такие средства, а потом всем нам на что-то не хватает.

Пострадавшие от ливня получат помощь

— Ливень 9—11 августа действительно был очень серьезный. Чтобы за три дня выпало полторы месячные нормы — такое мало кто помнит. Чтобы оказать помощь пострадавшим, есть очень простой алгоритм: нужно объявить чрезвычайную ситуацию, оценить ущерб, и потом можно помогать. Я проследил, чтобы режим ЧС был объявлен, — в Иркутске, Шелеховском, Иркутском районах это было сделано. Не у всех муниципальных образований есть возможность справиться, потому что резервный фонд у них очень маленький, и мы готовы помочь, если размер ущерба будет больше, чем их возможности.

Библиотека имени Молчанова-Сибирского страдает от дождей не в первый раз. Подпорная стенка выходит из вертикальной плоскости уже давно, инженерные службы работали и пытались эту проблему решить с подрядчиком, потому что и сегодня еще не закончился гарантийный срок. Это недостатки строительства и проектирования — однозначно. Но компанию, которая строила библиотеку, давно обанкротили, а находилась она по тому же адресу, что и компания, получившая контракт на достройку Ледового дворца. К кому она имела отношение — в Иркутской области давно все знают.

Мы обратились в Арбитражный суд, чтобы именно суд определил, кто и за чей счет будет устранять все недоделки и протечки. По Бюджетному кодексу мы за счет областного бюджета сделать это не можем, тем более в гарантийный срок. Мы должны сегодня через суд найти ответственного, взыскать с него деньги, а потом использовать их на глубокое обследование, принятие проектного решения и устранение всех недостатков.

Школе хоккея с мячом — быть

— Что касается Ледового дворца, то Арбитражным судом установлено, что с этого объекта украдены 140 млн рублей. До окончания суда я не могу называть ни компанию, ни собственника. Эксперты приняли решение, что Ледовый дворец нельзя эксплуатировать с заполнением 3000 зрителей, только 800 человек. Конечно, нас это не устраивает. Сейчас мы обращаемся в Министерство строительства РФ с просьбой сделать очередной окончательный анализ или экспертизу и будем стараться, чтобы те, кто строил, понесли определенную ответственность. Пока правоохранительные органы говорят, что и эта компания обанкрочена, и предъявить претензии некому.   

По бассейну, построенному Газпромом. Мне уже много раз обещали, что вот-вот закончится визирование всех документов, необходимых для передачи объекта в собственность области. Не могу их ругать, все-таки это подарок, надо спасибо говорить.  Газпром — это очень большая организация, и, чтобы передать такой объект, нужно собрать десятки подписей. Далеко не каждый руководитель понимает, что это решение главы Газпрома, зато каждый берет время на обдумывание — вот и считайте, сколько нужно времени на оформление.

Решение о создании областной детско-юношеской спортивной школы по хоккею с мячом принято, причем не в кабинете, а на льду стадиона, в присутствии 12 тыс. болельщиков. Она будет действовать не только в Иркутске, но и в других городах области. Результаты этого года у нас отличные — Кубок России, второе место в чемпионате страны, болельщики этот спорт любят и очень за него переживают. Если федерация приняла решение о проведении женского чемпионата мира и может быть принято решение о проведении мужского чемпионата — надо соответствовать.

Кроме того, мы договорились с экс-чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым об открытии в области филиала его школы. Отвели территорию, идет проектирование, работаем с министерством спорта по выделению средств — пока речь о 450 млн рублей. Есть интерес, есть результаты — в отличие от футбола, который пока наша общая боль. Я принял решение, чтобы в нашей областной команде были только уроженцы области, и будем постепенно создавать эту команду.

Вокруг аэропорта

— Мемориал репрессированных в районе аэропорта требует особого, бережного отношения. Мы очень осторожно обсудим эту тему с обществом, проведем «оконтуривание» (подрядчики обещают, что до конца теплого периода успеют) и оформим все так, чтобы каждый мог прийти на это место, подумать о произошедшем там. Есть такие люди, которые требуют чуть ли не весь город Иркутск оконтурить, но это неправильно. Для нас нет никакой разницы, сколько проверять — 10 гектаров или 25. Важно, чтобы люди знали: здесь в любом месте можно постоять, вспомнить. Сам мемориал, думаю, останется без сдвигов: мы взяли за образец Бутовский полигон, а место останется то же самое.

Возвращаясь к теме аэропорта, добавлю: мы неоднократно встречались с министром транспорта РФ и его заместителями, обсуждали эту тему, и наши позиции полностью совпадают. Не для того мы брали аэропорт в собственность области, чтобы его транзитом передать кому-то другому. Понимаю, что желающих таких очень много, у кого-то явно было такое желание, но ситуация после выборов изменилась. Мы ищем компанию, которая будет развивать аэропорт на наших условиях, а они очень серьезные: развивать существующий объект и дать твердую гарантию, что будет построен новый порт.

Старый порт должен работать ровно до того момента, когда откроют новый. Задача эта сложная, у нас растет пассажиропоток, а то, что имеется, с точки зрения сервиса никого не устраивает. Мы сделали ремонт взлетной полосы, но этого, к сожалению, недостаточно. Мы готовы обсуждать тему с любой компанией — а вот они не готовы.

Жаль, что президент не приехал

— Когда в любой регион приезжает президент, есть замечательная возможность решить какие-то проблемы. Я за прошедшее время дважды встречался с президентом и оба раза решал важные для области вопросы. Если рассказывать в хронологическом порядке, то где-то в конце июля была встреча в администрации президента, и мне там сказали, что готовится визит в Иркутскую область 1 сентября. Мы обсудили эту тему, меня попросили оказать помощь Общероссийскому народному фронту в подготовке к форуму. Мы в правительстве Иркутской области наметили ряд вопросов, которые нужно было бы обсудить с президентом лично. Каждый понимает, что для любого региона такой визит очень важен.

По какой причине перенесли визит, нам не сообщали, был только звонок из московского руководства ОНФ и информация об отмене форума. Просили помочь иркутскому отделению, мы всегда готовы, а вот звонки на личные телефоны, на рабочие, когда гражданам рассказывают, что якобы это губернатор повлиял на отмену визита, — это один из элементов избирательной кампании. Просто напомню, что в прошлом году в разгар губернаторской избирательной кампании были миллионы таких же звонков, людей называли по имени и отчеству, то есть использовали персональные данные. Эти звонки были зафиксированы, я обращался в правоохранительные органы, но ответа до сих пор нет.

На период избирательной кампании

— Скажу больше. Федеральное руководство одной из политических партий считает, что их областная организация с задачами на выборы не справляется. Поэтому приехали 30 человек и, находясь в разных зданиях, в том числе муниципальных, ведут эту кампанию, отодвинув руководство областной организации. Они же издают эти газеты, они же — должен сказать, очень профессионально — распускают всякие слухи. Например, о моей скорой отставке. Иркутские политики, к какой бы партии они ни относились, намного порядочнее и так себя не ведут. Приезжие наймиты ошибаются, если думают, что сибиряки могут на основании таких вот вещей принимать политические решения. Раньше не получалось, и теперь не получится.

Эти «засланные казачки» никогда в тайге не бывали, но думают, что могут со стороны этак масштабно судить. Например, в одной из их статеек я читал, что в этом году стало больше наказанных за незаконные рубки, — и тут же вывод, что раз наказанных больше, то и рубок больше. Логика должна быть противоположная: мы в 2016 году составили 1387 актов и 410 человек привлекли к уголовной ответственности. Я думаю, это должно повлиять и рубок станет меньше. Да, два процента общей добычи мы считаем незаконными рубками, но на весь пожароопасный период у нас запрещены санитарные рубки, мы стали пилотным регионом по чипированию леса (начнем с нового года), требуем все лесовозы оснастить системой ГЛОНАСС — будем отслеживать каждую машину. Не только в узких местах, где уже были остановлены и разгружены сотни машин, а каждую машину. Мы нашли 300 компаний, которым были переданы лесные участки, а они не зарегистрированы в районах, где якобы работают. Наведем порядок, не сомневайтесь.

Я на время избирательной кампании планировал уйти в отпуск с 19 августа, чтобы все было по закону и я мог заниматься избирательной кампанией, не используя атрибуты власти. Но теперь принял решение отложить этот шаг на неделю и потом по ситуации посмотреть, уходить или нет. По уставу обязанности губернатора будет исполнять первый заместитель — председатель правительства. На некоторых совещаниях мне придется присутствовать, потому что есть договоренности о встречах с руководством Газпрома и других крупных структур, но административно все бразды управления останутся у заместителя.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии