Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Рождественское послевкусие

13 января, 2014

 

Денис Мацуев о музыке и зрителях в эксклюзивном интервью «Байкальским вестям»

 

Новый, 2014 год  наш всемирно известный земляк встречал на родине, в Иркутске, дав серию блистательных концертов, которые прошли в музыкальном театре имени Н.М.Загурского, как всегда, с аншлагами. Это был удивительно красивый, неожиданный сюрприз своему городу и его жителям.

Почему маэстро решил выкроить время в своем плотно заполненном графике и приехать в Иркутск встречать Новый год,  о каких ярчайших событиях уходящего года он вспоминает, встречи с какими знаменитостями ожидают иркутян на фестивале «Звезды на Байкале», куда отправился  маэстро из Иркутска? Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту «Байкальских вестей» Лоре Тирон.

— Ваш приезд на родину всегда большая радость для иркутян. Вас здесь любят и ждут. Но вот что касается встречи Нового года здесь, такого давно не было…

— 21 год я не встречал Новый год дома, в Иркутске. Ради этого и замыслил эти концерты. Так получилось, что шесть лет подряд  31 декабря мы с Юрием Абрамовичем Башметом даем концерты в новогоднюю ночь в Москве, в  Концертном зале имени Чайковского. Это стало традицией.  В этот раз проводили концерт без меня, потому что я решил поехать в Иркутск.

Был определенный риск, потому что для нашего города не совсем привычно идти на концерт непосредственно перед самим праздником, в 17 часов 31 декабря. Всегда какие-то предпраздничные хлопоты, суета.  Другое дело — Европа, им привычно. Например, знаменитый венский зал филармонии «Мюзикферрайн»  1 января в 11 утра собирает на концерты филармонического оркестра  переаншлаги.

Но все мои сомнения рассеялись. Билеты были разобраны вмиг!

Программа, которую увидели зрители, составлялась импровизационно.  Ее отдельные номера родились еще во время прошлого фестиваля «Звезды на Байкале», когда здесь танцевали ведущие солисты Большого театра  и имели  огромный, жгучий успех. Им понравилась Сибирь, наши зрители, город. Тогда они сказали мне: «Мы приедем еще, только позови». Несмотря на то что они, объективно, лучшие  танцоры в мире, они еще и очень замечательные, простые в общении люди, настоящие друзья, и когда я их позвал, они с радостью откликнулись. Причем еще вчера они  танцевали в Большом «Щелкунчика», сегодня они в Иркутске, а через день гастроли в Париже! Сюда они прилетели на полтора дня станцевать самые известные и любимые зрителями партии  из балетов «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и других. Это очень трудно,  температурные перепады, буквально смерть для мышц, колоссальная нагрузка, да еще смена часовых поясов. Но ради нашего города, нашего зрителя они пошли на это.

Зрители увидели  также джазовый Big-band иркутской школы искусств под руководством Владимира Викторовича Романенко, прекрасного педагога, который воспитал целую плеяду джазово-эстрадных музыкантов. Это очень близкий и родной мне коллектив.  Я играл в нем, когда мне было 12—13 лет. И когда я услышал их после некоторого перерыва, а играющие в нем музыканты были  уже  в третьем или четвертом поколении, после того как я играл здесь, у меня не было абсолютно никаких вопросов, ставить ли их выступление в концерт. Однозначно ставить! Их мастерство заслуживает уважения.

Когда летел сюда, переживал, чтобы хоть в Сибири был снег, потому что по всей Европе и в Москве — слякоть, совсем не новогодняя погода. Но здесь по-сибирски много снега. Сразу после концерта едем на Байкал. Всех артистов я отпариваю в бане, а потом они ныряют в воды Байкала.

— Зимой? По своей воле?..

— Сначала по своей, а кто не захочет, придется применить силу… Шутка. Вообще, окунаться в Байкал стало ритуалом. После Байкала никто не болеет.

— Денис Леонидович, вы открываете уже сейчас, в конце года уходящего, своими выступлениями предстоящий Год культуры. А можно иркутянам надеяться, что такие концерты станут доброй традицией и вы приедете на следующий год?

— Почему нет?! Новогодние концерты мы же с Башметом проводим в Москве. Нужно просто договориться с ним, забрать его сюда и повторить подобные концерты здесь. Мне, конечно, дорога московская публика, атмосфера города, его музыкальные традиции. Большой зал консерватории — это вообще уникальная и святая для каждого музыканта сцена, но Москва настолько перенасыщена событиями, в том числе музыкальными, что просто тонет в их общей массе. В регионах нет такого разнообразия, зато там есть огромная любовь, желание слушать хорошую музыку, там нас очень хотят видеть. Вообще, в регионах совсем другая электризация, иной драйв, заряженность. Я всегда и везде говорю об этом, что нужно многие акценты переносить из столиц, из Москвы и Санкт-Петербурга, в регионы.

— Вас переизбрали председателем Общественного совета при Министерстве культуры РФ, и теперь вы сможете говорить об этом и на другом уровне…

Члены Совета — выдающиеся люди каждый в своем деле, но я считаю, что там должны быть обязательно представители из регионов. В глубинке живет и сохраняется в народе  настоящее, искреннее, чистое, подлинное, неповторимое.  Ведь что значит «отдаленное», что значит  «провинция»?  Это совсем  не какое-то второсортное. В регионах  прекрасная публика, тонко чувствующая музыку, улавливающая нюансы, прекрасно воспринимающая новое. Заряженность духовностью городов  провинции просто уникальна. За Иркутск я вообще не беспокоюсь! Здесь все в порядке!

— А куда Вы отправляетесь после Иркутска?

— Январь у меня очень насыщен. Раз уж я здесь, то решил заехать в Комсомольск-на-Амуре, а затем  в Хабаровск и сыграть там  благотворительные концерты. Потом хочу поехать во Владивосток посмотреть новый открывшийся оперный театр и через Токио —  в Америку.

— Сейчас много говорят о предстоящем Годе культуры…

—  Год культуры — это очень хорошо. Дело даже не столько в финансировании или в количестве  проектов, которые предстоит осуществить, сколько в отношении к самой культуре. У большинства чиновников отношение к  культуре как к чему-то второстепенному, второразрядному или даже просто развлекающему. А это совершенно неправильно. И слава богу, что президент понимает и осознает, что культура — это один из самых важных и главных наших столпов, наших жемчужин,  наших огромных достижений и основных поводов для гордости. К сожалению, во многих наших медиаструктурах считают, что  позитивное не есть рейтинговое. Вот это катастрофа.  В ушедшем году было много  скандалов в разных театрах страны, как-то даже потряхивало в связи с этим. И именно скандалы выходили на первый план. Но мало кто говорит, что филармонические и театральные залы в регионах у нас просто переполнены, что там филармонический бум, что публика изголодалась по-настоящему. И вот об этом нужно писать и говорить. Вести трансляции, фестивали проводить, гастроли. Приглашать оркестры.

Хочу в связи с этим сказать, что в Иркутск на фестиваль «Звезды на Байкале» приедет знаменитый израильский филармонический оркестр под управлением Зубена Меты. Я договорился, чтобы они сыграли не только в Иркутске, но и в Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени… Чтобы таким образом сместить акценты. Минуя столицы, один из гениальнейших дирижеров мира и его оркестр приедут в провинцию и дадут  концерты в городах Сибири. Вот это будет культурная бомба! Понятно, что это очень дорогостоящая история — привезти сюда из Израиля  такой оркестр! Но мы способны это сделать. Наш фестиваль добился огромных высот и успехов. Мы способны принимать такие коллективы. Это будет еще один  прорыв.

— А продвигается ли перспектива строительства в Иркутске концертного зала?

— Безусловно. Вопрос решается. Надеюсь, что он решится в течение трех лет. Я буду за это биться и  продвигать этот вопрос. 

— Какое событие уходящего года в вашей жизни можете назвать наиболее ярким?

— Одно очень сложно выделить, потому что их было много. Для меня, если говорить о концертной деятельности,  пожалуй, настоящим потрясением было мое выступление на рояле Сергея Рахманинова в Люцерне. Этот уникальный инструмент был  привезен прямо  в концертный зал. Это, конечно, сенсация. Инструмент звучит фантастически. Это как скрипка Паганини, те же ощущения.

Если говорить не о концертной деятельности, а об организационной, то  я в 2013 году провел два юношеских конкурса пианистов — один по России, другой  в Киеве. Я всегда очень трепетно относился к таким конкурсам, потому что это  дети, это хрупкая детская душа. В результате конкурсов всегда кто-то отсеивается, страдает, травмируется их психика. Поэтому для обоих этих конкурсов я придумал необычный и беспрецедентный формат: те, кто прошел на этот конкурс, никуда уже не выбывают. Дальше они становятся лауреатами, дипломантами и членами нашей команды.

Успех грандиозный, причем в мировом масштабе. Съехалось огромное число просто фантастически одаренных музыкантов со всего мира, и мы с гордостью отметили: наша русская фортепианная школа показала себя с таким блеском, что можно  смело утверждать — сейчас приходит совершенно уникальная команда пианистов, которым 10—11—12 лет и которые совсем скоро заявят о себе очень сильно и мощно.

Вот о чем нашей прессе нужно писать, вот о чем говорить!  Ведь это потрясающий информационный повод — еще раз сказать о том, что есть преемственность великой русской фортепианной школы  в лице вот этих фантастически одаренных и талантливых детей. Они ведь уже и не искорки даже потому, что если не смотреть на сцену,  а только слушать их, то создается ощущение, что слушаешь большого и глубокого музыканта. Это меня потрясло до глубины души.

Частенько заглядываю в Фейсбук, ведь это определенный контакт с людьми, не так часто приходится общаться глаза в глаза. Все сейчас стремительно, быстро: концерт — перелет, концерт — перелет… Поэтому ВКонтакте, Фейсбук, Твиттер — это замечательное устройство для современного общения.  В Интернете много пользы — помимо опасности, конечно, зомбирования, особенно для детей.

А еще если говорить о том, что меня радует и обнадеживает, так это то,  что на концерты классической музыки ходят молодые люди, причем с каждым годом их становится больше. И если продолжить разговор на тему Года культуры, то для  меня каждый год — это год культуры, в силу профессии. Это неотделимо.

Радует, что Год культуры будет именно в год Олимпиады, в год проведения в Иркутске мирового чемпионата по хоккею с мячом, и это даже как-то символично.  Искусство и спорт — это огромные объединяющие факторы, и то и другое приходит в нашу жизнь и делает людей лучше.

Трагедия, что происходят взрывы, теракты, это просто невозможно прокомментировать, осознать. Зло должно быть наказуемо. Не понимаю, почему именно нашей стране в последнее время достается много таких трагедий. Хочется все же, чтобы у нас происходило как можно больше добрых дел, добрых начинаний. Я верю, что  любви и добра в мире больше, чем зла.

Сейчас часто слышишь разговоры, что Олимпиада — это трата больших денег, что это никому не нужно. Я считаю, что это неправильные мысли. Спорт — это уникальное единение людей, как я уже сказал. Вспомним хотя бы, как наша сборная по футболу  выиграла у Голландии в 2008 году и вышла в полуфинал чемпионата Европы впервые за двадцать лет. Тогда на улицах города было нечто, похожее на День Победы. Да даже вспомнить наше факельное шествие в Иркутске месяц назад, атмосфера была чудесной, какой-то особенно теплой, радостной, светлой. Это здорово, что у нас будет Олимпиада, здорово, что будет чемпионат мира по футболу!

В завершение своего интервью я хотел бы поздравить всех иркутян, всех жителей Прибайкалья с Новым, 2014 годом! Пожелать осуществления планов, любви и добра. Пусть Год культуры принесет сибирякам только радость и счастье, потому что наша Сибирь — это великий край, удивительная земля, замечательные и красивые люди, и это, пожалуй, самая большая ценность и достояние, которое мы имеем, даже больше, чем наши недра. С праздником всех вас!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото:  Концертная программа Дениса Мацуева в новогоднем
Иркутске была разнообразной и насыщенной

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии