Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Последняя осень

22 октября, 2012


До следующих выборов в областной парламент
осталось меньше года

 

Очередная,  сорок восьмая по счету, сессия Законодательного собрания Иркутской области состоялась 17 октября. В работе сессии кроме депутатов  приняли участие первый заместитель председателя правительства области Николай Слободчиков и руководитель аппарата правительства Владимир Дорофеев, председатель областной избирательной комиссии Виктор Игнатенко, уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин, председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева, члены Общественного совета при Законодательном собрании, представитель областной прокуратуры Ольга Борисова.

В повестку сессии были внесены 50 вопросов, и, что бывает редко, ни один из них при предварительном обсуждении не был снят. По требованию депутата Аполлона Иванова сессия предложила правительству отчитаться о ходе уборочной кампании. Депутат отметил, что ситуация складывается «трагическая». Заместитель председателя правительства Николай Слободчиков эту оценку вроде бы не разделял, но с важностью темы согласился. Сессия решила заслушать информацию перед правительственным часом, докладчиком определили министра сельского хозяйства Ирину Бондаренко.

 

Один тортик на всех

Как никогда плотно поработала перед сессией комиссия по регламенту и депутатской этике, занимающаяся в основном вопросами награждения. На этот раз члены комиссии предложили сессии сразу восемь постановлений о награждении почетной грамотой Законодательного собрания со стандартной формулировкой — за большие достижения в области чего-нибудь. Не остались без наград и сами депутаты: заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин получил награду благотворительного фонда, занимающегося оказанием помощи пенсионерам (хотя, как было сказано по этому поводу, в благотворительной деятельности принимают участие все депутаты); председатель Законодательного собрания Людмила Берлина, депутаты Анастасия Егорова и Ирина Синцова — чемпионские шарфики школьной лиги КВН и огромный торт в виде герба этой лиги.

Депутат Владимир Матиенко, только что вернувшийся с Кубка мира по хоккею с мячом, рассказал депутатам о победе женской команды «Рекорд» в этом представительном соревновании и поблагодарил министра спорта и молодежной политики Игоря Иванова за помощь команде.

— Хотя это и было сделано с подачи губернатора, — напомнил депутат, — все равно они молодцы, и команда благодарна за эту помощь.

 

Все прошло по плану

По представлению комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении сессия уточнила границы Усть-Удинского и Бодайбинского районов, распространив действие этого закона на всю территорию Иркутской области. С момента объединения области и Усть-Ордынского округа прошло уже шесть лет, а законодательство все еще приходится корректировать. Впрочем, новшества в  федеральном законодательстве не дают депутатам скучать еще чаще — большую часть поправок в законопроекты «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», «О численности и сроках полномочий депутатов представительного органа поселения Иркутской области первого созыва», «О внесении изменений в законы Иркутской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов на территории Иркутской области» и «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области» пришлось вносить именно для приведения их в соответствие с общегосударственными актами. Четыре однотипных района разграничивали имущество между муниципальными районами и созданными в их границах муниципальными образованиями.

В первой же части повестки дня значился и законопроект, одно название которого предполагало бурное обсуждение, — «О величине прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области на 2013 год». Сумма, определенная в законопроекте, составила 6031 рубль, чему дано обоснование на шести листах. «Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», — говорится в пояснительной записке, — «если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания… пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ устанавливается федеральная социальная доплата».

Федеральный прожиточный минимум, установленный в 2011 году, составляет 6297 рублей. Следовательно, некоторые пенсионеры в Иркутской области могут рассчитывать на получение этой доплаты. Оценочные расчеты министерства экономического развития Иркутской области исходили из гипотезы, согласно которой индекс потребительских цен в области вырастет на 6,2 процента по сравнению с 2012 годом; пришлось учесть и вступление в силу с 1 января 2013 года  Федерального закона «О потребительской корзине» — один этот факт (в связи с пересчетом объемов потребления ряда продуктов) приведет к росту прожиточного минимума пенсионера на 8,2 процента. Сложив рост разных факторов и умножив получившиеся проценты на базовый уровень прожиточного минимума, министерство и получило искомую сумму 6031 рубль.

Уполномоченный по правам человека Валерий Лукин обратил внимание депутатов на тот факт, что в составе области имеются территории, приравненные к Крайнему Северу, и цены в этих районах существенно отличаются от средних. В связи с этим Валерий Лукин предложил установить прожиточный минимум в 6275 рублей, то есть всего на 22 рубля меньше, чем федеральный. Эту точку зрения поддержал председатель областного совета ветеранов Валерий Игнатов, обрушившийся на министерство экономического развития с резкой критикой. Закон, отметил выступающий, касается 167 тысяч жителей области, и правительство уже четвертый раз подряд обещает довести прожиточный минимум до среднего по России (хотя область живет явно не на среднем уровне, а по многим параметрам даже хуже) и в очередной раз не исполняет свое обещание. Тем не менее депутаты приняли закон в версии, предложенной правительством.

Перед уходом на первый перерыв депутаты приняли заявление депутата Олега Канькова, сложившего полномочия в связи с назначением его членом Совета федерации от Иркутской области. Полномочия депутата прекращены со 2 октября, одновременно с принятием этого решения в Законодательном собрании открылась вакансия заместителя председателя комитета по социально-культурному законодательству. Экс-депутат Каньков поблагодарил бывших коллег за совместную работу, а губернатора области Сергея Ерощенко — за доверие. Численность областных депутатов после ухода Олега Канькова в российский сенат сократилась с первоначальных 50 до 46. Ранее свои полномочия сложили в связи с избранием депутатами Государственной думы Сергей Тен и Антон Романов и в связи с назначением на пост уполномоченного по правам человека — Валерий Лукин. Поскольку до истечения срока полномочий Законодательного собрания осталось менее года, довыборы в освободившихся округах проводиться не будут. Кстати, и сама дата выборов нового состава ЗС, согласно изменениям  в федеральном законодательстве, передвинулась с 13 октября на 8 сентября 2013 года, так что менее чем через год в этом зале соберутся уже далеко не все из нынешних депутатов.

Назначение Канькова означает перемены и в жизни экс-мэра Иркутска и теперь уже бывшего члена Совета федерации Владимира Якубовского, который был назначен на эту должность губернатором Дмитрием Мезенцевым в октябре 2009 года.

 

Закон со странностями

После перерыва депутаты собрались на заседание с большим трудом — руководству Законодательного собрания и аппарату пришлось приложить немалые усилия, чтобы обеспечить кворум. Зато собравшись, депутаты начали работу в хорошем темпе и приняли один за другим с десяток законов, не споткнувшись даже на законе «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации областного государственного имущества на 2013 год и основных направлений приватизации областного государственного имущества на 2014–2015 годы», — к нему, как сказал представитель комитета по собственности и экономической политике, даже не поступили поправки. Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» пришлось снять с рассмотрения ввиду отсутствия докладчика.

Председатель думы Иркутского района Александр Менг вынес на рассмотрение депутатов законопроект «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области» (законодательная инициатива думы Иркутского района), написанный в связи с возникновением административно-географического казуса: одна улица деревни Жердовки оказалась за границами Иркутского района. Депутаты Законодательного собрания приняли предложение думы, передали территорию улицы в состав района.

Проект закона Иркутской области «Об отдельных вопросах, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий на территории Иркутской области» представил депутатам директор Иркутского областного государственного научно-исследовательского казенного учреждения «Институт законодательства и правовой информации имени М.М.Сперанского» Алексей Петров. Он довольно откровенно объяснил, что закон разрабатывается в связи с принятием федерального закона, который, в свою очередь, был разработан и принят на волне паники, вызванной массовыми акциями оппозиции в конце 2011 — начале 2012 года. Иркутский областной закон сразу вызвал недоумение у уполномоченного по правам человека Валерия Лукина, он даже выложил текст этого закона на собственном сайте уполномоченного и предложил провести широкую общественную дискуссию.

Недоумение многих граждан, ознакомившихся с документом, вызвало ограничение количества участников массовых общественных мероприятий 150 гражданами. По сути, это означает, что любой концерт, собравший более 150 зрителей, уже может быть запрещен, как и любой киносеанс. Опытные депутаты усмотрели крупицу маразма и в запрете на проведение массовых мероприятий на детских площадках: почти все встречи с избирателями по месту жительства проводятся во дворах жилых домов, а отделить двор от детской площадки практически невозможно. Алексей Петров не увидел в этом положении закона ничего странного: детские площадки не место для взрослых мероприятий, даже если их проводят депутаты Законодательного собрания из самых лучших побуждений.

Впрочем, тут же директор института признался, что федеральный закон находится на рассмотрении в Конституционном суде и его могут серьезно скорректировать. Валерий Лукин напомнил депутатам, что он-то как раз советовал не спешить с обсуждением этого закона и прежде чем принимать его, провести широкое обсуждение. Вместо этого руководство Законодательного собрания провело закрытые консультации с правоохранительными органами. Пункт о запрете проведения массовых мероприятий на территориях, «обеспечивающих функционирование медицинских учреждений», уполномоченный назвал «правовым беспределом» — что это за территории и кто будет их определять, неизвестно. Председатель профильного комитета Борис Алексеев традиционно заверил, что поправки и уточнения можно будет внести ко второму чтению, до этого чтения пройдут и массовые дискуссии. Депутаты приняли точку зрения сторонников немедленного принятия закона и проголосовали за него в первом чтении.

 


Численность областных депутатов после ухода Олега Канькова в российский сенат сократилась с первоначальных 50 до 46. Ранее свои полномочия сложили в связи с избранием депутатами Государственной думы Сергей Тен и Антон Романов и в связи с назначением на пост уполномоченного по правам человека — Валерий Лукин. Поскольку до истечения срока полномочий Законодательного собрания осталось менее года, довыборы в освободившихся округах проводиться не будут. Кстати, и сама дата выборов нового состава ЗС, согласно изменениям  в федеральном законодательстве, передвинулась с 13 октября на 8 сентября 2013 года, так что менее чем через год в этом зале соберутся уже далеко не все из нынешних депутатов.
 

 

Жаркая полемика вокруг Ледового дворца

— При заключении государственного контракта на строительство Ледового дворца были допущены нарушения, а именно контракт был заключен без актуализированной документации. В результате в 2011 году в рабочем порядке совместно с подрядчиком было принято решение по корректировке проектно-сметной документации. По ней было получено положительное заключение экспертизы, а в 2012 году была выполнена корректировка самого проекта, — рассказал на сессии Павел Таюрский, директор областного управления капитального строительства, в ответ на депутатский запрос Владимира Матиенко.

Стоимость дополнительных работ в настоящий момент составляет 163 млн 589 тыс. рублей без учета двух смет, направленных на экспертизу, заключения по которым еще ожидаются. До конца октября будут размещены заказы на оставшиеся инженерные работы, которые необходимо сделать, чтобы ввести объект в эксплуатацию. Работы на 109 млн рублей, по которым уже получена положительная экспертиза, планируется завершить до конца текущего года.

В бюджете предусмотрены 50 млн рублей по государственному контракту и 180 млн рублей на дополнительные работы. Окончательная стоимость находится на рассмотрении экспертов, поэтому, по словам Таюрского, 180 млн рублей необходимо оставить в смете 2012 года.

— Мы все прекрасно понимаем, как необходим иркутянам этот объект, — сказал автор депутатского запроса «Об отдельных вопросах, связанных с финансированием Ледового дворца и сроками его завершения» Владимир Матиенко. — В августе опять, в очередной раз, спортсмены, связанные с зимними видами спорта, были вынуждены ездить по ночам тренироваться в Ангарск. Павел Алексеевич, вы уверены, что в декабре объект будет сдан, или просто так говорите?.

Таюрский поправился, уточнив, что к названному сроку будут работы завершены. Но, учитывая, что часть работ переходит на летний период в силу технических особенностей, связанных со спецификой дворца, комплекс пуско-наладочных работ будет продолжаться до июля 2013 года. Но в конце января 2013 года спорткомплекс распахнет двери для иркутян, «железно» пообещал глава УКСа.

— По какой все-таки причине сегодня не хватает на достройку около 200 млн рублей для завершения строительства? — спросил Владимир Матиенко. — Эти миллионы учитывались при первоначальной стоимости дворца, но победитель конкурса выиграл тендер благодаря тому, что сделал скидку в цене именно на эту сумму.

Павел Таюрский подтвердил, что, действительно, первоначальная цена на торгах в 2010  году была заявлена в 994 млн рублей, а по результатам торгов она оказалась на уровне 740 млн (меньше на 25,5 процента). Но вина в этом не подрядчика, а заказчика, который не актуализировал и не откорректировал документацию по разного рода причинам. На дополнительные проектные работы подрядчик истратил около 25 млн рублей собственных средств, выполнив их в счет цены основного контракта.

Поэтому, по мнению Таюрского, 200 млн рублей, о которых спрашивает депутат, это стоимость дополнительных работ, не учтенных первоначально и не входивших в стартовую цену 994 млн рублей.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести», ИА Альтаир.

Фото Степана Подкорытова, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии