Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лев Троцкий: «неудобный» вождь «неудобной» революции

23 октября, 2017

В исторической литературе советского времени именем одного из руководителей Октябрьской революции в Петрограде Л.Д. Троцкого именовали «враждебную идеологию», а его последователей — «бандой вредителей, убийц и шпионов», «волчьей стаей» и т. п. И даже руководство восстанием, которое осуществилось благодаря Троцкому, характеризуется  как «попытка, направленная на оттяжку восстания». Так ли это? Попробуем разобраться.

У истоков будущего

Сын крупного херсонского землевладельца семнадцатилетний Лев Бронштейн, будучи учеником Николаевского реального училища, участвовал в организации и деятельности «Южнорусского рабочего союза», одной из первых социал-демократических организаций. В 1898 году был арестован и сослан на четыре года в Иркутскую губернию, где под псевдонимом Антид Ото публиковался в знаменитой газете «Восточное обозрение». В августе 1902 года он с поддельным паспортом на имя Троцкого бежит из ссылки и в Лондоне встречается с Лениным, который устроил новичку экзамен, «особенно интересуясь моим отношением к теоретическому спору между Каутским  и Бернштейном», — вспоминал позднее Троцкий.

1.jpg

По рекомендации Ленина Троцкий работает в «Искре», выступает с рефератами перед русскими эмигрантами, представляет сибирский социал-демократический союз на II съезде РСДРП в 1903 году. Поддержав партийную программу Ленина, он разошелся с ним по уставным положениям. Так, в ленинском требовании жесткого «революционного централизма» Троцкий усмотрел опасность отрыва партии от народных масс и установления в ней диктатуры вождя. Время доказало его правоту.

В период революционных событий 1905 года раскрылись черты Троцкого как политического деятеля — умелого организатора масс, страстного оратора, убедительного публициста. Наиболее ярко эти качества проявились в деятельности  Петербургского совета рабочих депутатов, одним из руководителей которого был Троцкий. В декабре 1905 года он был арестован и приговорен к «вечному поселению» в Сибири, ему снова удалось убежать за границу, где он стал  одним из лидеров международного социалистического движения. В 1908 году он совместно с А. Иоффе и М. Скобелевым в Вене стал издавать газету «Правда», которая распространялась в России. Через четыре года название «Правда» позаимствовал для своей газеты (естественно, не спрашивая Троцкого) Ленин.  В конце 1914 года Троцкий написал брошюру «Война и Интернационал», где, констатировав крах II Интернационала, призвал европейский пролетариат к прекращению войны и созданию революционным путем «Соединенных Штатов Европы». На Циммервальдской конференции снова осудил раскольнический фанатизм и идеологическую нетерпимость Ленина.

«Полностью согласен с Ильичом»

Февральская революция застала Троцкого в США. Он откликнулся на революционные события в России целой серией статей в газете «Новый Мир», выразив надежду, «что станет участником Второй российской революции». И надежда сбылась: 4 мая 1917 года Троцкий прибыл в Петроград. И хотя он разделял взгляды большевиков почти по всем вопросам революционных событий — курс на социалистическую революцию, никакого доверия Временному правительству, переход власти к Советам, — отношение Ленина к Троцкому было сдержанно-выжидательным. Окончательно их сблизили июльские события. Троцкий как председатель Петроградского Совета пытался предостеречь рабочих, солдат и матросов от спонтанной попытки свержения правительства Керенского, и эту позицию, судя по документам, разделял и Ленин.

Пятого июля на конспиративной встрече Ленина и Троцкого обсуждался план действий в случае ухода большевиков в подполье. После приказа Временного правительства об аресте Ленина как германского агента Троцкий заявил, что целиком разделяет взгляды вождя большевиков и готов вместе с ним опровергнуть в суде обвинения в шпионаже и заговоре. Ленин скрылся от суда в Разливе, а Троцкий был арестован и сорок дней провел в «Крестах». Там он написал статью «Что же дальше? (Итоги и перспективы)», в которой, анализируя новую расстановку классовых сил, наметил историческую перспективу революции: «Нужно, чтобы народ сам взял власть в свои руки. А народ — это рабочий класс, революционная армия, деревенская беднота. Только рабочее правительство положит конец войне и спасет нашу землю от гибели. Не верить ложным друзьям, эсерам и меньшевикам. Надеяться только на себя».

На VI съезде РСДРП Троцкий был принят в партию большевиков, был избран почетным председателем съезда и членом Центрального Комитета. Позднее он вспоминал: «Ряд документов, исходивших от большевиков в мае—июле 1917 года, были написаны мною при моем редакционном участии. Во всех выступлениях, на всех собраниях, как известно, отождествлял себя с большевиками».

Любимец Петрограда

В сентябре 1917 года, когда Ленин скрывался в подполье, Троцкий стал подлинным руководителем большевиков. Он был способнее, ярче как личность, лучше говорил и писал, мог увлечь за собой толпу. Вот одно из таких выступлений Троцкого, свидетелем которого был Н.Суханов: «Настроение трех с лишним тысяч людей, заполнивших залу, было определенно приподнятое; все молча чего-то ждали. Публика была, конечно, рабочая и солдатская по преимуществу. Но было видно немало типично мещанских фигур, мужских и женских. Троцкий немедленно стал разогревать атмосферу — с его искусством и блеском. Он долго и с чрезвычайной силой рисовал трудную картину окопной жизни. Вся суть была в настроении. «Советская власть не только уничтожит такую окопную жизнь. Она даст землю и уврачует внутреннюю разруху. Солдат, матрос и работница, которые реквизируют хлеб у имущих и бесплатно отправят в город и на фронт. Советская власть отдаст все, что есть в стране, бедноте и окопникам. У тебя, буржуй, две шубы — отдай одну солдату, которому холодно в окопах. У тебя есть теплые сапоги. Посиди дома. Твои сапоги нужны рабочему». Троцкий сформулировал какую-то краткую резолюцию, вроде того,  что будем стоять за рабоче-крестьянское дело до последней капли крови. Кто — за? Трехтысячная толпа, как один человек, подняла руки. Я видел поднятые руки и горевшие глаза мужчин, женщин, подростков, солдат, мужиков. Она, толпа, согласна. Она клянется. Я с тяжелым чувством смотрел на эту поистине величественную картину».

Выступления Троцкого сыграли решающую роль в большевизации советов, и прежде всего Петроградского, председателем которого он стал 25 сентября. За тридцать дней ему удалось подготовить и успешно провести восстание, которое с 1936 года стало именоваться Великой Октябрьской социалистической революцией. Решающее значение в успешном проведении восстания сыграла позиция Троцкого на заседании ЦК большевиков 10 октября, когда он не согласился с предложением Ленина о сроке восстания. Троцкий считал необходимым связать восстание со съездом Советов как легальным прикрытием захвата власти большевистской партией. «На всех петроградских собраниях, — вспоминал он в 1925 году, — мы ставили вопрос так: 25 октября соберется 2-й Всероссийский съезд Советов. Петроградский пролетариат и гарнизон потребуют от съезда, чтобы он в первую голову поставил вопрос о власти и разрешил его в том смысле, что с настоящего часа власть принадлежит Всероссийскому съезду Советов». Ленин согласился с позицией Троцкого.

Подарок самому себе

В октябре большевики отказались от массовых демонстраций, которые проводились весной и летом по настоянию Ленина, так как такими демонстрациями трудно управлять и они сами по себе провоцируют отпор со стороны власти. Вместо этого они стали формировать небольшие отряды солдат и красногвардейцев. Они подчинялись Военно-революционному комитету, созданному 12 октября. В него входило 48 большевиков, четверо левых эсера и четверо анархистов. Троцкий как председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был фактическим руководителем Военно-революционного комитета. 21 октября на совещании полковых комитетов он подчеркнул опасность контрреволюции и призвал гарнизон Петрограда сплотиться вокруг ВРК, который становится  революционным штабом.

2.jpg

Временным правительством были приняты решения об отключении телефонов Смольного и  о преследовании членов ВРК в судебном порядке. Эти замыслы стали основанием для обвинения в адрес правительства в подготовке государственного переворота. Во все части гарнизона были направлены телефонограммы: «Враги народа перешли в наступление. Военно-революционный комитет организует отпор заговорщикам». Было принято решение о начале восстания 24 октября в два часа ночи. Под покровом ночи большевики захватили вокзалы, мосты, почту, телеграф.

Единственным зданием, находившимся в руках правительства, был Зимний дворец. Троцкий не хотел открывать съезд Советов, пока не взят Зимний. Но, опасаясь, что делегаты разойдутся, он в 14 часов 35 минут собирает Чрезвычайную сессию Петроградского совета. Открывая сессию, Троцкий сказал: «От имени Военно-революционного комитета объявляю, что Временное правительство больше не существует». Когда из зала раздался выкрик: «Вы предрешаете волю Всероссийского съезда Советов», Троцкий ответил: «Воля Всероссийского съезда предрешена огромным фактом восстания петроградских рабочих и солдат, происшедшего в ночь на сегодня». Спустя двенадцать часов сдался Зимний.

26 октября по старому стилю — день рождения Троцкого, в первый день советской власти ему исполнилось 38 лет. Октябрь можно считать своеобразным подарком, который он сделал самому себе. Позднее он запишет в дневнике: «Не будь меня в 1917 году в Петрограде, Октябрьская революция произошла бы при условии наличности и руководства Ленина. Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции». Очевидец тех событий американец Раймонд Робинс считал, что Троцкий «самый великий еврей со времен Христа». Убийство Троцкого советским агентом в 1940 году также напоминает распятие Христа. Мексиканский суд приговорил убийцу Маркадера к двадцатилетнему тюремному заключению. А власть, которая была установлена во многом благодаря Троцкому, удостоила его убийцу звания Героя Советского Союза.

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Ноябрь 1919 года. Ленин и Троцкий
на праздновании второй годовщины Октября;

Май 1920 года. Ленин выступает перед отправкой войск на
Польский фронт, рядом с трибуной — наркомвоенмор Троцкий.
На обеих фотографиях вплоть до конца 1980-х годов фигура
Троцкого была заретуширована, и на его месте вообще никого не было

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии