Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Как в эпоху фараонов

24 мая, 2012

 

Упоминания о Дмитрии Мезенцеве убрали
из эфира популярной телепередачи

 

Многие из телезрителей, наблюдавших в воскресенье, 20 мая, по Первому каналу очередную игру КВН, обратили внимание на маленькое, однако, на мой взгляд, очень неприятное событие, напрямую касающееся Иркутской области. И не только неприятное, но и типичное, символическое для нравов нашего времени. И, по существу, касающееся, помимо Иркутской области, и остальной России. Так что и событие по своей значимости не такое уж и маленькое…

Игра, состоявшаяся в Москве, была показана по телевидению не в прямом эфире, а в записи. Если точнее, то Веселые и Находчивые соревновались раньше 18 мая, а на экраны передача вышла, как уже сказано, после 18 мая. К чему такая точность? К тому, что до 18 мая Дмитрий Мезенцев был губернатором Иркутской области, а с 18-го таковым быть перестал. И это обстоятельство стало решающим для последующих телодвижений на телеэкране.

Как обычно, после выступления каждой из команд в зале назывались спонсоры, оказавшие ей поддержку. Дошла очередь и до команды Иркутского государственного университета. И тут произошло то самое событие: было сказано слово «губернатор», а дальше, там, где, очевидно, должны были прозвучать фамилия, имя и отчество, произошел звуковой сбой. Затем, сразу же, звук восстановился.

Технические «шалости» подобного рода давно освоены. Печальнее, что, похоже, успешно освоена и морально-этическая сторона подобных изъятий (точнее – отсутствие таковой). Вдумаемся: на самом деле обычные слова «Дмитрий Федорович Мезенцев» в зале прозвучали (и это подтверждают многочисленные свидетели), а из эфира исчезли. Очевидно, причина проста и нами уже названа: между двумя пунктами (условно говоря, А и Б) находился иркутский Рубикон — 18 мая.

Выходит ой как нездорово: значит, до 18 мая Дмитрий Федорович способствовал участию иркутских кавээнщиков в игре, состоявшейся на пару недель раньше, а после 18 мая считается, что он тому же участию в той же игре не способствовал. Кем считается? Может быть, руководством Первого канала. Может быть, руководством КВН. Может, и теми и другими. Но в любом случае речь идет о солидной, влиятельной инстанции, задающей тон и образцы информационной политики в масштабах всей страны. Так что Иркутская область в данном случае лишь разменная карта, одна из множества песчинок, закрученных вихрем российской современности.

Напрашивается классическое: «О времена, о нравы!». Сколько красивых, громких слов сказано о «свободе, которая лучше несвободы», о том, что важно и нужно «выдавливать из себя рабов», что надо искоренять «очернителей и фальсификаторов»! На практике же — полная противоположность, причем не только по крупным вопросам, но и, казалось бы, в сущих пустяках. Какая уж там свобода, если степень глубины и изощренности перестраховочных настроений зашкаливает все мыслимые измерения, оборачиваясь уродливо-абсурдными фигурами умолчания...

Так уже было в советское время. Пока вождь правил, его боготворили. Зато после смерти или изгнания с должности даже публичное произнесение его имени было запрещено, не говоря уже о дискуссиях, обсуждениях, оценках. «Или хорошо, или ничего» — этот принцип родился еще в древних деспотиях Востока. Скажем, любое упоминание о египетском фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), затеявшем религиозную реформу, после его смерти жестоко каралось на протяжении нескольких столетий. Похожие нормы действовали и в некоторые периоды истории Древнего Рима.

Наша газета много и по делу критиковала губернатора Мезенцева, но подобные приемы — это скорее из репертуара некоторых его сторонников, в данном случае — сторонников федерального калибра. Вчера жали руки, славословили, расшаркивались, преданно заглядывали в глаза — а сегодня стали жрецами забвения: взгляд мимо, досада на лице, нежелание «ворошить прошлое». Так проходит земная слава… И это тоже давний урок для властителей: после их падения враги, соперники, оппоненты ведут себя подчас достойнее, чем кто-то из называвших себя друзьями и сторонниками.

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Андрей 18 июня 2012, 08:30
О люди о времена о нравы
Сказал Алкаш проспавшись, вылезая из канавы.
Ну что вы приципились к 18 числу. Может по тайному регламенту Дмитрий Мезенцев( в народе прозванный мизинчиком, за малые дела правой руки)был губернаторм до 18 00 местного времени.Отсюда все и казусы.