Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Джазовая терапия Александра Филиппова

12 марта, 2019

Генеральный продюсер фестиваля «Джаз на Байкале» поделился секретами успеха и энтузиазмом к музыке

С 5 по 8 апреля в Иркутске четырнадцатый раз пройдет музыкальный фестиваль «Джаз на Байкале». Состав его участников обещает одно из самых ярких событий года. В качестве почетных гостей фестиваля впервые выступит оркестр наиболее выдающихся джазовых музыкантов России «Igor Butman Jazz Orchestra», а также один из самых влиятельных и талантливых гитаристов мира Скотт Хендерсон. С концертами выступят легенда отечественного джаза, финалист шоу «Голос 60+» Сергей Манукян, американский виолончелист и композитор российского происхождения Ян Максин, один из самых востребованных барабанщиков Москвы Иван Авалиани и другие мэтры импровизации.

В 2019 году фестиваль проводится при поддержке гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Почему именно наш город стал родиной одного из крупнейших джазовых фестивалей России? Может ли Иркутск стать новой «джазовой Меккой»? Об этом, а также о перспективах фестиваля и джаза вообще «Байкальским вестям» рассказал художественный руководитель «Джаза на Байкале» Александр Филиппов.  

5-2.jpg

– Как получилось, что Иркутск получил признание одной из неофициальных «столиц джаза» в России? С чего начинался «Джаз на Байкале»?

– Путь нашего, как и любого из амбициозных проектов, тернистый. Начиналось все в определенной степени трагически. Фестиваль возник во время гастролей коллектива «Доктор Джаз» в Новокузнецке. Там я познакомился с очень интересным человеком, пианистом, организатором фестиваля «Джаз в старой крепости» Анатолием Берестовым. Он еще в 1990-х годах смог договориться с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым о создании на территории Новокузнецка губернаторского джаз-клуба под названием «Геликон». Это стало настоящим прорывом – единственным прецедентом в нашей стране, когда было создано областное учреждение культуры, связанное напрямую с джазом. Для него было выделено здание, зарплата для сотрудников. Там был концертный зал, студии.

Я попал туда по приглашению Берестова. Достаточно парадоксальный момент для восприятия. Стоит помнить, какие непростые стояли времена, такой далекий от джазовой культуры промышленный город Новокузнецк. И в этих обстоятельствах Анатолий Берестов создал джазовый фестиваль, долгое время привозил мировых звезд, причем таких, которые в Москве не выступали. Меня это очень вдохновило, и он поинтересовался, почему бы не сделать фестиваль в Иркутске. Я тогда работал врачом-терапевтом, а музыкой занимался в свободное время. У меня была мечта, но не было опыта, и я даже не знал, как к этому подступиться. Анатолий обещал помочь во взаимодействии с властями, в поиске спонсоров. Все закрутилось. Мы начали подготовку, выбрали артистов, начали обсуждать условия.

Но, по несчастному стечению обстоятельств, за три месяца до начала первого иркутского фестиваля он ушел из жизни. Это было полной неожиданностью для всех. Активный, полный жизненных сил мужчина скончался в 50 лет. Анатолия не стало, но маховик фестиваля уже был запущен: заряжены артисты, началась рекламная кампания. Я надеялся набраться опыта на примере своего друга, но в итоге пришлось «выплывать» самостоятельно, взяв на себя весь груз организации фестиваля.

Первый «Джаз на Байкале» состоялся. Однако… Быть может, Иркутск не был готов к такому масштабному джазовому событию, но получилось так, что, несмотря на звездный состав участников, мы не собрали залы, и по бюджету мы ушли глубоко в минус. Вопреки финансовым проблемам, резонанс от фестиваля в прессе был хороший, уровень организации также был неплохой. Мы прогремели.

– Когда вы поняли, что фестиваль не просто нужен Иркутску, но встал на ноги и превратился в бренд?

– Дело пошло с самого начала, но музыкальный фестиваль в любой точке мира – это все-таки не про коммерцию. По большому счету, фестиваль – это мероприятие, в котором должен быть заинтересован не только организатор, но и муниципалитет. Это имиджевое событие. Например, джазовый фестиваль в швейцарской деревушке Монтрё, который ежегодно проводится с 1967 года.  На время фестиваля это местечко становится центром притяжения для любителей музыки со всего мира. Этот праздник – визитная карточка для всего региона. В него деньги вкладываются сознательно. Быть партнером этого фестиваля – престижно. Фестиваль – это статус. На многих фестивалях существуют открытые площадки, куда может прийти каждый желающий и прикоснуться к музыке.

К сожалению, у нас немного другие реалии. В России на многие музыкальные форумы билеты продают за серьезные деньги. Я убежден, что это неправильно. Фестиваль музыки должен быть доступным для людей с разным достатком.

– Как вам удается привозить мировых звезд в Иркутск в столь завидных количествах? И расскажите, как началось ваше успешное сотрудничество с Игорем Бутманом.

– Сначала нам очень помог Анатолий Берестов. Непосредственно доверие именно к нему как к организатору предоставило возможность привезти в Иркутск первый «звездный десант». Сейчас фестиваль уже имеет историю и хорошую репутацию. Самый эффективный вид рекламы – «сарафанное радио». Рекомендации наших хэдлайнеров, которые дают коллегам высокую оценку фестиваля, значительно облегчают переговоры с мэтрами. С Бутманом мы познакомились еще в 2005 году на гастролях во Владивостоке. Звезды сошлись таким образом, что молодой тогда коллектив «Доктор Джаз» предварял выступление его легендарного квартета. За кулисами мы разговорились с Игорем, познакомились и подружились. Конечно, он не сразу стал гостем нашего фестиваля, подключился значительно позже. На четвертом по счету «Джазе на Байкале» я предложил ему патронировать детский конкурс в рамках фестиваля. Он принял предложение и с тех пор приезжает почти каждый год, приветствует участников нашего детского конкурса.

– Кстати, о неофитах. Уже много лет вы организуете детско-юношеский фестиваль-конкурс «Jazz Kids». Поделитесь, пожалуйста, любит «племя младое» джаз? Понимает ли? Как вообще объяснить ребенку прелесть джаза?

– Детям многое объяснить проще, чем взрослым. И чем младше ребенок, тем он лучше впитывает языки, музыку, новые знания. Конечно, в музыкальных школах города нет джазовых отделений. Но есть отдельные педагоги, которые занимаются с детьми на общественных началах, дают возможность детям играть джаз. Они факультативно воспитали уже не одно поколение музыкантов, причем безвозмездно. Расскажу на своем примере. Я ходил в школу с шести лет, и мне не нравилось заниматься классической музыкой. Когда же в восьмилетнем возрасте я попал в джазовый оркестр, то пришел в настоящий восторг.

В джазе больше свободы и импровизации. Дети не созданы для ограничений, они созданы познавать мир. И большинство ребят протестуют против нудных уроков сольфеджио или классических гамм. В джазе тоже есть законы, но там есть возможность постоянной интерпретации, а это самое интересное. Когда я попал в джазовый оркестр, мое понимание музыки поменялось от полного неприятия на праздник. Наш конкурс еще более стимулирует юных музыкантов. Они знают, что ежегодно у них будет возможность подать заявку, выйти на сцену со сверстниками из других городов, а возможно, получить Гран-при и поехать в Москву.

– Есть ли концептуальная возможность превращения Иркутска в джазовую мекку, некий «сибирский Новый Орлеан»? Насколько восприимчивы к джазу наши земляки?

– С одной стороны, в нашем городе существует очень жесткая экспансия организаторов, которые бессистемно привозят поп-звезд. Есть несколько промоутеров, которые конкурируют между собой, и иногда Иркутск даже не справляется с таким изобилием концертов. Никто не хочет ни с кем договариваться. В плане джаза мы монополисты, поскольку давно работаем в этом сегменте. Сказывается и то обстоятельство, что на джазе много не заработаешь. Джаз держится на энтузиазме, на идее, на мечте. Поэтому превратить Иркутск в Новый Орлеан довольно проблематично.

С другой стороны, почти за 15 лет существования проекта у «Джаза на Байкале» появилась собственная аудитория, причем она расширяется и молодеет. Проблема в том, что в нашей стране сознательно не приветствуются такие музыкальные направления, как джаз, блюз, даже качественный рок. По радио или телевидению этих направлений не услышать. Даже в Интернете неподготовленному слушателю придется очень тяжело. Поисковый запрос «джаз» вывалит массу информации, в которой легко утонуть. Для того чтобы «выплыть», нужен открытый доступ к музыке, и этот доступ для многих ограничен. Именно просвещение и стало одной из главных целей «Джаза на Байкале».

– Осталось ли нечто такое, что вы давно хотели реализовать, но до сих пор по разным причинам не получалось?

– Конечно. Мы давно вынашиваем идею организации Open Air, концерта под открытым небом где-нибудь на Байкале. Хотелось бы сделать сцену с хорошим пространством для зрителей, качественной инфраструктурой, чтобы туда можно было подойти на лодке или яхте. Это должно стать настоящим событием, и конечно, это возможно.

 В нашем регионе проводятся различные бардовские и рок-фестивали. Но многие люди опасаются таких концертов. Там бывают драки, неадекватное поведение. Я хочу, чтобы джазовый Open Air-фестиваль вышел на совершенно другой уровень. Мы ориентируемся на европейские и американские аналоги респектабельных зрелищ для самых разных категорий людей. И я уверен, что мы это сделаем.

Беседовал Вадим Мельников, «Байкальские вести».

Фото Александры Масник, «Байкальские вести».

На фото: Александр Филиппов: «В джазе
больше свободы и импровизации»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии