Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бойцы вспоминали минувшие дни…

13 октября, 2015


DSC_2985.jpg

Официальные итоги губернаторских выборов давно подведены. Обсуждение неофициальных итогов продолжается

Для политологов состоявшееся голосование до сих пор представляет полную научную загадку: ни один профессиональный политолог или историк не смог спрогнозировать ни второй тур, ни итог с победой кандидата от КПРФ — зато такой результат точно предсказали журналисты. О том, что, собственно, случилось и как нужно случившееся понимать, говорили 8 октября в конференц-зале кинотеатра «Художественный» во время круглого стола, организованного Фондом имени Юрия Ножикова.

«Холодная гражданская война»

В каком-то смысле весь ход выборов был не только столкновением избирательных штабов, но и личным конфликтом между сторонниками экс-губернатора и кандидата от оппозиции, не занимавшими никаких должностей ни до выборов, ни после. Общество раскололось на краткий миг в день голосования, и уже на следующий день после подведения итогов в трудовых коллективах и студенческих аудиториях никого не интересовало, за кого голосовал сосед. В профессиональной научной и журналистской среде конфликт разгорелся с новой силой: сводили счеты, выдвигали обвинения и даже писали доносы, адресованные то новым властям, а то и просто сообществу в социальных сетях.

В итоге за круглый стол сели далеко не все, кого приглашали, —несколько сторонников Сергея Ерощенко проигнорировали приглашение. Впрочем, точно так же, как неделей ранее сторонники Сергея Левченко проигнорировали приглашение в студию ИГТРК на передачу «Спорный вопрос». Диалог в Иркутске вести не умеют и не учатся, а монолог предпочитают произносить с позиции силы. Впрочем, нынешние круглые столы, по крайней мере, стали более многолюдными, чем при прошлом губернаторе. Правда, на этот раз было приятное исключение из грустного правила: например, в дискуссии принял участие блогер и политолог Сергей Шмидт, поддержавший на выборах кандидатуру Сергея Ерощенко.

— В Иркутской области, единственной в России, складывается уникальная конфигурация власти: губернатор коммунист, в Законодательном собрании большинство у «Единой России», правительство формируется коалиционное, — начал встречу президент Фонда Ножикова Юрий Курин. — Мы хотим провести политологический, исторический и даже культурологический анализ. Мы полностью абстрагировались от политических пристрастий и сделали приглашение всем: кандидатам на пост губернатора, депутатам ЗС и дум, политическим партиям, журналистам и блогерам. Надеюсь, нам удалось собрать авторитетных специалистов в региональной политике.

Обязанности модератора Юрий Курин передал редактору журнала «Иркутские кулуары» Андрею Фомину.

«Рефлексии нет»

Руководителю регионального отделения партии «Демократический выбор» Сергею Беспалову достался первый доклад, темой которого он выбрал «Выборы губернатора: сбой системы или прецедент?». 13 сентября, напомнил Беспалов, выборы состоялись в 20 регионах России, и почти везде победили руководители местных отделений «ЕР». В двух регионах внезапно отключилась система ГАС «Выборы», и там действующие губернаторы победили с минимальным перевесом. В южной Якутии, где вернули строку «против всех», в трех районах большинство избирателей отказало в доверии всем кандидатам. В Дагестане «ЕР» проиграла никому не известной партии «Союз ветеранов». Все это говорит о том, что избирательная система, созданная в стране, работает вовсе не на партию власти – по крайней мере, в тех случаях, когда в ее пользу не действует прямо и недвусмысленно «фактор Путина».

— Из-за разорванности медийного пространства мы не видим ситуацию в соседних регионах: в Красноярске, где городская дума до последнего была против отмены прямых выборов мэра; в Новосибирске, где на выборах мэра победил коммунист, — напомнил Беспалов. — На основании всего этого мы можем сказать, что страна вступает в новый избирательный цикл. Нельзя говорить, что оппозицию не допускают, — после Кондрашова, Ройзмана, Локтя так говорить нельзя. А рефлексии о том, что происходит в народе, том самом, который идет собственными ногами на избирательные участки, не было и нет. Есть объяснение, что это «вечно оппозиционные сибиряки», но оно не подходит, оно ведет к провалу, как это произошло с «ЕР» в Иркутской области.

Впрочем, докладчик отметил, что и «Единая Россия» — не однородная масса:  

— 13 сентября фальсифицировать выборы в первом туре не дали пять мэров, пять председателей ТИК и несколько депутатов местных дум — все члены партии «ЕР», — подчеркнул Беспалов. — А Иркутская область — это регион, где есть традиция борьбы и победы. Мы не дали построить трубу на берегу Байкала, мы умеем, если надо, пойти до конца. И как ни рады некоторые люди смеяться над коалицией малых партий, созданной перед выборами, она сработала.

Покажите бюллетень!

Руководитель регионального отделения организации «Голос» Алексей Петров отметил, что в ходе кампании случилось несколько юридических казусов.

— Мы так и не смогли понять, откуда взялось число 257 — число подписей муниципальных депутатов, которые нужно было собрать кандидатам. Второе — у нас очень сильно менялось число избирателей по округам. В десяти сельских и северных территориях количество избирателей перед этими выборами резко пошло вверх. С точки зрения демографии это чушь, население растет только в Иркутске и Иркутском районе. Неизвестно откуда взялись десятки и сотни избирателей. Третье — безумное количество открепительных талонов. Как они используются, до сих пор непонятно. Большое количество открепительных так и не было реализовано, никто не знает, что с ними случилось. Следующий момент — провокационные звонки, поступавшие с телефона, с которого они никак не могли поступать. Связисты и правоохранительные органы должны дать этой ситуации оценки, — заявил Алексей Петров.

По мнению Петрова, действительно существуют вопросы к работе системы ГАС «Выборы». Никто не объяснил, что происходило и чем это все объяснить. Подобные срывы могли создать недоверие к системе выборов вообще, и очень хорошо, что во время второго тура ОИК сумела реабилитироваться – правда, под жесточайшим контролем со стороны оппозиции. Самым массовым нарушением, выявленным наблюдателями «Голоса», стал отказ участковых комиссий демонстрировать бюллетени с пометками за того или иного кандидата — наблюдатели должны видеть отметку. Попытки наблюдателей делать замечания всегда натыкались на противодействие председателей УИК, очень часто наблюдателям отказывали в праве на получение копии итогового протокола.

Грубо и примитивно

По мнению редактора газеты «Байкальские вести» Юрия Пронина, большую роль в ходе избирательной кампании и итогах выборов сыграло поведение Владимира Путина, который не выразил поддержки губернатору Ерощенко, а затем не сделал никаких замечаний по ходу голосования.

— Видимо, все происходившее не выходило за рамки его, Путина, представлений о допустимом или недопустимом в политическом пространстве страны, — пояснил Пронин. — Основные промахи команды Ерощенко общеизвестны: губернатор взял на себя роль «разрезателя ленточек», неудачно и не вовремя принимал решения о реализации экономических и инфраструктурных проектов, отказался от дебатов. Даже тема Сталина, которую усердно треплют федеральные СМИ, по важности занимала пятое или десятое место. Эта тема неоднозначна в крупных городах, но исполнение ее штабом Ерощенко принесло вред самому Ерощенко. Руками Сергея Владимировича кандидату от КПРФ Сергею Георгиевичу подарили телевизионные эфиры, причем очень глупо и грубо сделанные. Избиратели в глубинке были шокированы воплями «Сталин хуже Гитлера!» — и  это в год 70-летия Победы.

Кампания в итоге, по мнению Юрия Пронина, была грубая, вязкая и не очень интересная. Черные технологии применялись в основном против Левченко, причем даже такие технологии можно было сделать тоньше и умнее.

Будем взрослеть… но не сейчас?

Декан исторического факультета Юрий Зуляр высказал несколько спорных для жителей области суждений: что они, жители, относятся к власти как к отцу родному, что гражданского общества нет (потому что жители региона не чувствуют себя гражданами), а оппозиция не знает собственный народ. Можно подумать, что партия власти народ знает, что никаких препон на пути гражданского общества нет, а региональная власть действительно ночей не спала — и лишь люди проявили черную неблагодарность. Спорить с профессорами, понятно, себе дороже, но сейчас, по крайней мере благодаря победе оппозиционного кандидата, мы можем написать откровенно — господин профессор, вы не правы. А если бы победил Ерощенко, дискуссия вообще вряд ли состоялась и СМИ рот заткнули бы немедленно.

Именем Российской Федерации!

Финальный доклад сделал Юрий Курин, который по ходу мероприятия даже изменил тему своего выступления.

— Я все время думаю: зачем Ерощенко пошел на прямые выборы? Думаю — и не нахожу ответа. Он дал три обещания: пойду на прямые выборы, буду продолжать традиции Ножикова и сразу после чемпионата мира по хоккею с мячом снесу стадион «Труд», — напомнил Курин. — Ни одного обещания он не сдержал. Когда он докладывал президенту весной — все цифры были неправильные, мэры мне об этом говорили, экономисты говорили. Видимо, все делалось только для укрепления режима личной власти. Но он ведь не был публичным политиком!

Ножиков шел на любые выборы со штабом из пяти человек — Ерощенко не хватило всей мощи СМИ, политтехнологов и правительства. Ерощенко сам подорвал доверие к себе, когда ставил того или иного человека на пост мэра, когда через уголовные дела одних заставляли отказываться от должностей, а других не пускали на выборы через фильтры избиркомов. Это полное отсутствие политической культуры, причем не только у губернатора, но и у «ЕР», которая доказывала, что губернатор «имеет право на формирование своей команды».

Три года мы прожили в этом бесконечном ужасе избирательных кампаний, которые велись только «административно-нажимным путем». Сверху вниз эта «политическая культура» распространялась вплоть до социальных сетей, и я собираюсь двух участников этой травли, которые меня лично оскорбляли, довести до суда. Политическую культуру в Иркутской области нужно внедрять именно такими способами! Люди в погонах, к сожалению, стояли только на позициях действующей власти, а не на позициях закона. Я намерен бороться с этим, в том числе и такими способами, как нынешние слушания, — заявил Юрий Курин (кстати сказать, в прошлом прокурор с многолетним стажем).   

В последовавшей затем дискуссии Сергей Шмидт заявил, что причиной таких результатов выборов стал раскол в местной элите, когда губернатор Ерощенко поссорился с «крупными строителями». «Не было бы ссоры — не было бы таких результатов», — подытожил Шмидт. Ему тут же возразили, что эта схема умозрительная: «Если бы Сергей Ерощенко не поссорился со строителями, то он не был бы Сергеем Ерощенко». С таким же успехом можно, например, рассуждать о мифическом будущем Гитлера, не ставшего нападать на Советский Союз, хотя столь резкое сравнение приведено лишь для контраста…   

На этой вполне оптимистической ноте можно поставить многоточие. Если наука, судя по выступлению Юрия Зуляра, отнеслась к теме небрежно, обществу и политическим партиям придется провести анализ самостоятельно. Хотя бы в СМИ, которым теперь, по счастью, никому рот не заткнут — что бы они ни писали про действующего и бывшего губернатора. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии