Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Евгений Стекачев: Залог успешной работы – диалог и компромисс

19 марта, 2019

Гостем редакции «Байкальских вестей» впервые стал председатель иркутской городской Думы Евгений Стекачев. В конце марта исполняется год с его вступления в должность спикера, и это обстоятельство стало вполне весомым поводом для разговора о промежуточных итогах работы Думы, состоянии городского хозяйства, автомобильных дорогах, а также взаимоотношениях ветвей муниципальной власти.  

6-2.jpg

– Евгений Юрьевич, в прошлом году Вас избрали председателем городской Думы. Насколько сложно и важно работать на этом посту?

– Ощущение сложности стало проявляться к концу лета, после нескольких месяцев на новой должности. Первые полгода я трудился на неосвобожденной основе, но вскоре понял, что мне необходимо значительно больше рабочего времени. Я пришел к выводу, что предпринимательскую деятельность и работу спикером невозможно совмещать. Помимо организационной, это еще и политическая работа. Все-таки председатель Гордумы представляет одну из сторон власти, основанную на системе сдержек и противовесов.

На мой взгляд, эффективность работы состоит в том, что депутатский корпус консолидирован в своих решениях, избегает шумных противоречий. Исходя из десятилетнего опыта в Думе, могу сказать, что бурная дискуссия на депутатских слушаниях демонстрирует неполную проработку вопроса. Конечно, невозможно принять решение, устраивающее всех. Спикер должен определить важнейшие направления работы по всему городу, убедить 35 депутатов и привести их к компромиссу.

– Каким образом Дума влияет на политику городской администрации?

– У меня сложилась отличная команда с заместителями, которые поддерживают энергичную работу на всей территории города. Мы выезжаем на места, разбираемся в ситуации, выстраиваем диалог, намечаем пути взаимодействия с коллегами и с администрацией города. То есть акцент сделан на активность между заседаниями, и сейчас такой механизм выстроен. За неполный год сложилась определенная практика работы, и в публичное обсуждение выносятся только вопросы, которые, по тем или иным причинам, иначе просто невозможно решить. Основные же баталии разворачиваются на заседаниях комиссий Думы. Мы стараемся направлять активность в конструктивное русло, и, на мой взгляд, у нас получается.

– Для того чтобы Дума успешно функционировала, наверное, немаловажно то, как выстроены отношения ее председателя с  мэром города…

– Если вы помните, депутаты единогласно, то есть и я в их числе, проголосовали за избрание Дмитрия Викторовича Бердникова мэром.

– Но это было давно. Тогда Вы не были председателем Думы…

– Я не изменил своего мнения. Наоборот, только убедился, что все сделал правильно. Остальные депутаты тоже. Мэр – это глава города, на нем огромная ответственность. Город меняется в лучшую сторону, и это не мои слова, а многих, многих жителей.

– Вы согласовываете острые вопросы с мэром?

– Работа строится по-другому. Дума формирует план работы заранее. Мы пишем свои предложения, представляем план работы администрации. Там с чем-то соглашаются, с чем-то нет. Какие-то вопросы нас просят вынести на заседание профильной комиссии, какие-то перенести на определенный срок. Допустим, до выделения федеральных средств. Таким образом, все пункты повестки известны заранее.

Конечно, возникают определенные нестыковки по результатам решения комиссий или депутатских слушаний. Но мы рассматриваем их коллегиально с администрацией. То есть в компетенцию думы, помимо утверждения муниципальных программ и бюджета, входит вынесение определенных вопросов в публичную плоскость. И в 99 процентах случаев – по инициативе наших избирателей. Они знакомят депутата с проблемой, депутат общается с главой округа или другим профильным сотрудником, получает решение, отчитывается. Но бывают задачи, которые не так просто решить, и тогда они идут на общее обсуждение.

– Что за время вашей работы депутатом получилось? Что еще нужно сделать? И какие проблемы в городе стоят наиболее актуально?

– Я работаю в городской Думе с 2009 года, и, если подводить итоги, то ответ можно поделить на две части. Первая – техническая. Когда я стал депутатом, бюджет Иркутска составлял 7,5 млрд рублей. Сейчас, с учетом федерального субсидирования, почти 20 млрд. То есть за десять лет бюджет вырос в три раза. И, конечно, мы получили больше возможностей вкладывать в развитие городской инфраструктуры. С другой стороны, часть бюджета – это федеральные субвенции на строительство школ, детских садов и других объектов социальной сферы. Это все в рамках майских указов президента России, которые мы должны исполнять. В 2009 году мы просто латали дыры, а сейчас полноценно вкладываем в инфраструктуру.

Конечно, с развитием страны в целом развивается и муниципальная власть в отдельно взятом городе. Уровень компетентности сотрудников администрации существенно вырос: в плане общего развития и подхода к делам, вводятся современные методы работы. И многое зависит от руководителя: какой тон задаст глава города своим подчиненным, так они и работают. Мне нравится внимание мэрии к парковым зонам и скверам. Это очень важно, потому что жители оценивают, прежде всего, благополучную инфраструктуру.

– А чего все-таки не хватает?

– Хотелось бы привести в порядок дороги. Понимаю, что в рамках нынешнего бюджета мы не сможем сделать дороги такими, как в столице. Кто-то может предложить вместо ямочного ремонта сотни улиц делать две-три, но качественно. Да, через 20–30 лет большая часть города будет в отличном состоянии. Но что в это время будут делать жители таких улиц, как Култукская, которую каждую год «смывает» и необходимо ремонтировать? Кстати, в этом году ремонт ждет именно Култукскую.

Главная проблема иркутских дорог – отсутствие ливневой канализации. Но сегодня в этом некого обвинять. Виноват тот, кто еще в прошлом веке не предусмотрел сценарии развития города.

– Какой объем средств, теоретически, может понадобиться Иркутску, чтобы можно было развиваться?

– Я могу назвать лишь приблизительные цифры. Но, если к доходной части бюджета города прибавить 10 млрд рублей, это явно решило бы большую часть проблем. Сегодняшний бюджет города уравновешен, но и нейтрален. Мы балансируем между латанием дыр и выполнением программ президента. Если мы хотим перейти к глобальному развитию, нам нужны свободные деньги. Сейчас, помимо субвенций из вышестоящих бюджетов, Иркутск получает доходы только за счет налогов. Прочих доходов у города почти нет.

Многие города, например, Хабаровск, создали муниципальные агентства, объединив под их «крылом» всю городскую собственность, и работают по примеру девелоперской компании. Там есть муниципальный торговый центр, муниципальная застройка и прочее. Доход в бюджет Хабаровска от деятельности такого агентства превышает миллиард рублей ежегодно. Мы бы с удовольствием повторили этот опыт, но у Иркутска в собственности почти ничего не осталось. Те земельные участки и объекты недвижимости, которые есть, стараемся использовать для социальных целей.

– Ранее неоднократно поднималась тема расширения границ Иркутска. Сейчас эта тема как-то обсуждается?

– Этот вопрос сейчас думой не поднимается, могу лишь высказать свою точку зрения. На мой взгляд, агломерация необходима. Объединение Иркутска, Ангарска и Шелехова, расширение областного центра в сторону Байкальского тракта – это единственный путь развития города. Прежде всего, это нужно для разгрузки центра Иркутска. Проблема с пробками на дорогах через пять лет может стать попросту нерешаемой. Девятибалльные заторы бывают почти каждый день.

– Значит, мы обречены стоять в пробках?

– Нет. Сейчас идет плотная работа по разработке транспортной концепции Иркутска. Недавно на депутатских слушаниях мы ознакомились с возможными вариантами. На мой взгляд, есть вполне рациональные предложения. Но вопрос в том, сколько это будет стоить, и где мы возьмем деньги. Предстоит решить проблемы съездов и выездов с Академического моста, южного объезда города. В частности, необходимо создать схему объездов на время работ.

Отдельные успехи в решении ключевых транспортных проблем есть. Мы видим как улучшилась ситуация с транспортными развязками, например, сделаны Покровская и Старокузьмихинская развязки, в процессе модернизации находится Маратовская. Городская власть не боится ответственности, и принимает решения в этом направлении.

– В этом году состоятся очередные выборы в иркутскую городскую Думу. Каковы, на Ваш взгляд, их основные особенности?

– В связи с тем, что мэр города избирается из числа депутатов, статус депутата многократно повышается, а значит, в разы возрастает и конкуренция. Избиратели должны отдавать себе отчет в том, что они не просто выбирают депутатов, они выбирают еще и будущего мэра своего города, так как теоретически любой из депутатов Думы Иркутска может стать градоначальником. Многократно возрастает и ответственность депутатов, которым предстоит выбрать главу города, а значит, представить позицию большинства избирателей.

Такой подход видится мне достаточно рациональным, поскольку преемственность «депутат – мэр» дает возможность видеть ситуацию с обеих сторон. Дмитрий Викторович Бердников работал председателем Думы, он отлично знаком со спецификой деятельности представительной власти. Затем он стал мэром, и, возможно, его управленческая эффективность как раз заключается в этом – есть понимание, как работать с людьми, потому что именно депутаты наиболее приближены к ним.

– На Ваш взгляд, ответственнее, порядочнее и демократичнее мэр, избранный населением, или мэр, избранный депутатами?

– Отвечая на ваш вопрос прямо, скажу, что, на мой взгляд, нет никакой разницы. Считаю, что и то и другое может быть как отрицательным, так и положительным моментом. Все зависит от конкретной ситуации, времени, человека, настроя людей и доверия людей к власти.

– Когда депутат становится председателем Думы, не хромает ли его работа на округе?

– В моем случае не захромала. Хотя, конечно, это должны решать жители округа. Надеюсь, оценка моей деятельность для округа со стороны избирателей будет высокой. У меня есть определенное правило: если начал дело, то должен добиться результата. Если ты результата не достиг, то ты просто поговорил. Депутаты не имеют права просто разговаривать. Жители нам ставят конкретные задачи, мы должны их выполнять.

– А как обстоят дела с Вашей личной жизнью? Удается ли проводить время с семьей?

– У меня две дочери с разницей в возрасте десять лет. И красавица жена. Мы вместе с восемнадцати лет, были одноклассниками. У меня счастливый брак. Я благодарен своей семье за поддержку, вдохновение и за то, что дома создают такую атмосферу, в которой я забываю о работе. Мне нравится и нынешняя работа. Есть известная цитата: «Счастье – это когда утром ты с удовольствием идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Это как раз то, что я сейчас чувствую.

Записал Вадим Мельников, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: «Работа председателя Думы
не только организационная, но и политическая»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии