Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Начертить земной экватор. Иркутскгипродорнии — 60!

07 Февраля, 2017

Более 40 тыс. километров автодорог — в аккурат длина экватора Земли, 450 титульных мостов и 640 объектов промышленного и гражданского назначения. За 60 лет работы Иркутскгипродорнии спроектировал транспортную «кровеносную систему» Иркутской области. Именно в светлых головах сотрудников института рождались дороги и мосты от Москвы до самых до окраин, чтобы потом крепче связывать просторы страны в ее советских границах… Уникальна эта легендарная организация еще и тем, что без малого 45 лет ее возглавляет один человек — Анатолий Косяков. Вот уж юбилей так юбилей!

1.jpg

Как все начиналось

День рождения института определило 60 лет назад распоряжение Совета Министров РСФСР № 5709-р от 28 декабря 1956 года, в соответствии с которым на базе Бурят-Монгольской экспедиции Ленинградского отделения Государственного института по проектированию дорог, транспортных предприятий и сооружений было образовано отделение этого института в Иркутске. Коллектив мобилизовали из разных отделений Гипродортранса, а движущей силой их опыта были молодые специалисты из дорожных вузов и техникумов страны. Такая кадровая стратегия стала традицией Иркутскгипродорнии. Уговаривать молодежь не приходилось. Романтика притягивала! Мосты и дороги приглашали проектировать с учетом суровых климатических условий Сибири и Крайнего Севера, сложных гидрологических и ледовых условий, районов повышенной сейсмичности.

У коллектива, который к концу первого года своей работы насчитывал 66 человек, времени на раскачку не было. Первыми детищами стали проложенные в зоне сплошных вечномерзлых грунтов автомобильные дороги Романовка — Багдарин в Бурятской АССР и Якутск — Покровск в Якутской АССР. Кроме того, за десять лет работы отделение выдало проектно-сметную документацию на строительство 30 автомобильных дорог протяженностью около 650 км, вынесенных из зоны водохранилища Братской ГЭС.

В 1961 году в структуре организации начала работу группа технико-экономических обоснований. За первые пять лет она благословила строительство таких крупных дорог, как Большой Невер — Алдан — Томмот, Тулун — Братск — Усть-Кут — Осетрово, Иркутск — Качуг. В 1967 году приступила к работе и группа промышленного и гражданского строительства, специализировавшаяся на проектировании объектов дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб, а из дорожного отдела выделился изыскательский сектор.

В 1969 году организацию, на тот момент являвшуюся Иркутским отделением Гипроавтотранса, реорганизовали в Иркутский филиал Гипродорнии.

Создать современный Иркутск

Перечисление многочисленных объектов авторства Иркутскгипродорнии — дело невыполнимое в рамках одной газетной публикации. В 90-е весь опыт, накопленный этой обретшей форму ОАО организацией, понадобился для одного из ключевых проектов ее истории —  автомобильной дороги «Амур» Чита — Хабаровск. На ней с 1995 года в течение долгого периода работали практически все департаменты Иркутскгипродорнии — дорожный, мостовой, промышленно-гражданского строительства, инженерно-изыскательской подготовки, инженерного сопровождения строительства. По проектам коллектива построены более половины из 2 тыс. км этой стратегической для России магистрали плюс 150 сооружений. Иркутскгипродорнии делал и технико-экономическое обоснование строительства. Эта дорога навсегда осталась памятным рубежом и визитной карточкой института.  

С 1996 года Иркутскгипродорнии успешно участвовал в международных тендерах и показывал высокий уровень в рамках проектов, финансируемых за счет международных кредитных организаций и частных зарубежных инвесторов. В 2002 году класс предприятия подтвердил диплом «Лучшее предприятие инвестиционно-строительного комплекса России». Были созданы филиалы института в Москве, Новосибирске и Красноярске, представительства в Хабаровске, Благовещенске, Чите и на Сахалине.

Институт стал неотъемлемой частью истории Иркутска, поскольку его представители своим умом сотворили то, что входит в число основ жизни города. Именно Иркутскгипродорнии придумал большую часть современного Иркутска, спроектировав для него новый мост через Ангару, мостовые переходы через Ушаковку по улицам Энгельса и Урожайной, благоустройство и берегоукрепление набережной Ангары, реконструкцию городского роддома, автомобильной дороги — обхода Иркутска, реконструкции улиц Байкальской, Лермонтова, Ширямова, Ленина с пятью подземными переходами и целый ряд других объектов…

2.jpg

Огромный опыт и высокий профессионализм Иркутскгипродорнии пригодился при разработке институтом всех программ развития транспортных коммуникаций, формирующих опорную сеть дорог Сибири и Дальнего Востока. Так, авторству организации принадлежат программы развития сети автомобильных дорог Сибирского федерального округа до 2025 года, автомобильных дорог «Байкал» (Новосибирск — Иркутск, Иркутск — Чита), «Лена» (Большой Невер — Якутск), «Колыма» (Якутск — Магадан), «Амур» (Чита — Хабаровск), дорог Иркутской, Новосибирской, Читинской и Омской областей, Красноярского края, республик Хакасия, Бурятия, Якутия, Тыва, Эвенкийского и Таймырского автономных округов. А также программы строительства, реконструкции и ремонта дорог и улиц Иркутска и Новосибирска, целевая программа развития улично-дорожной сети Иркутска на 2012—2021 годы с перспективой до 2025-го…

Секрет его молодости

К юбилейным датам областного центра Иркутскгипродорнии подарил городу, который во многом его дитя, проекты пешеходного моста и видовой площадки у Ангары у мемориала Славы, проекты на реконструкцию более десятка скверов и аллей (например, скверы у театра кукол и около усадьбы Волконских). Помог с установкой памятников Александру III и маршалу Жукову, принял участие в реконструкции Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова и в разработке проекта Александровского сквера.

Организация, сумевшая успешно вписаться в новую реальность страны, принципиально не отказалась от своих нематериальных ценностей, которые не стали для нее лишним грузом. Социальная политика, в частности, помощь молодым сотрудникам, внимание к своим ветеранам, благотворительность — все это так и осталось в «новое время» приоритетами для руководства Иркутскгипродорнии. Эти традиции связаны напрямую с личностью генерального директора Анатолия Косякова. В этом году исполняется 50 лет, как он пришел работать в родную организацию выпускником расположенного в Омске автомобильно-дорожного института (СибАДИ), до поступления в который крутил баранку в Крутинском совхозе Омской области, где и родился. Сейчас фотография Анатолия Яковлевича — первая на Доске почета СибАДИ, он является почетным гражданином Иркутска, а перечисление его наград и регалий — процесс не менее долгий, чем перечень воплощенных проектов Иркутскгипродорнии.

А главное — Анатолий Косяков сумел сохранить смелость полета мысли, смелость в начинаниях и просто человеческую смелость, которые, видно, и являются секретом его удивительной молодости. Недаром он до сих пор верен детскому увлечению голубями! Самые молодые сотрудники редакции «Байкальских вестей» на просьбу определить возраст Анатолия Косякова ошиблись на десять лет в меньшую сторону — и это они еще «накинули» несколько годов к предполагаемой цифре, потому что понимали: подростка бы в столь серьезную организацию, да еще на руководящую роль не приняли.

Кстати, именно Анатолий Яковлевич лично спроектировал любимый каждым иркутянином уголок набережной Ангары — пешеходный мост от Вечного огня.

Духом окрепли в борьбе

Косяков создал команду лучших. Нет сегодня проектных организаций в регионе, где бы не работали «птенцы его гнезда» или не жили созданные ими традиции. Например, десятки лет своему делу отдали Борис Луковников, Олег Труфанов, Татьяна Иванова, Светлана Данилова, Анна Кученова, Татьяна Ушакова, Гарий Белинский.

Сколько бурь пронеслось над Иркутскгипродорнии! С 2001 года, когда многие крупные предприятия только мечтали о таком, в Иркутскгипродорнии уже внедрили систему менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. А в 2003 году коллектив института переехал в новое производственное здание, запроектированное и построенное собственными силами.

Но в период 2014—2015 годов выяснилось, что злая чиновничья воля может оказаться страшнее любой экономической ломки. В этот период тогдашнее руководство региона сделало все, чтобы выдавить с рынка Иркутскгипродорнии. Конкурсы на выполнение работ проводились специально под «варягов» — в пользу организаций, не имевших достаточного опыта и квалификации, но зато очень хотевших бюджетных денег. Образованный в 1990-е строительный комплекс Иркутскгипродорнии, который 18 лет занимался возведением важных объектов в Иркутске, в 2015 году прекратил свою работу из-за отсутствия заказов. А ведь его потенциал позволил, в частности, в кратчайшие сроки построить микрорайон «Крылатый», здание областной налоговой инспекции, принять участие в строительстве правобережных подходов двух пусковых комплексов с двумя путепроводами к новому мосту через Ангару. При коллективе около 700 человек в период максимального расцвета в институте осталось около 200 сотрудников.

3.jpg

Но трудный период позади, и Иркутскгипродорнии вошел в новый этап своей легендарной истории. Работа — есть, молодежь приходит, авторитет в отрасли — непререкаемый. То, что не убивает, делает сильнее, и институт доказал свое моральное превосходство над самыми наглыми коррупционерами.

Коллектив славного Иркутскгипродорнии во главе со своим уникальным генеральным директором настроен вернуть прежние позиции и пойти дальше. Так что — с юбилеем и новых широких дорог!

Беседовала Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутскгипродорнии.

На фото: Анатолий Косяков: 50 лет в институте,
45 лет во главе института;

Планерка и — за работу!;

Среди недавних проектов Иркутскгипродорнии —
реконструкция дороги Иркутск — Листвянка
на участке 8—12 км
    

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии