Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И слово наше должно отозваться

18 января, 2016


DSC08569.jpgВ первые дни 2016 года о самых ярких событиях творческой жизни Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова в году минувшем и о многом другом мы беседуем с директором театра, почетным гражданином города Иркутска, заслуженным работником культуры России Анатолием Стрельцовым.

— Анатолий Андреевич, в какие моменты уходящего года Вы испытывали радость и гордость за Иркутский академический театр?

— Радость есть во многом. В каждом спектакле — когда слышу аплодисменты или вижу, как люди выходят из зала и делятся впечатлениями. Когда зрители звонят и благодарят артистов. Не так давно театровед Арнольд Беркович написал в своей рецензии к спектаклю «Идиот», что труппа Иркутского академического театра может справиться с любой художественной задачей. Приятно слышать такие слова и осознавать, что они заслуженны.

Мне было радостно, когда в марте 2015-го в Москве мы вместе с руководителем Молодежного театрального движения Маргаритой Подкорытовой в редакции «Российской газеты» презентовали проект «Валентин Распутин. Читаем вместе», за реализацию которого творческая группа работников театра месяц назад получила Губернаторскую премию. Тогда на сцену выходили люди — золотой фонд российской интеллигенции: Алексей Варламов, Сергей Мирошниченко... И писатель Павел Басинский рассказывал о том, что Иркутск — уникальный город с удивительным театром, где каждый год проходят Литературные вечера, собирающие полные залы зрителей и слушателей. Было приятно, что в 2015 году во встречах «Этим летом в Иркутске» приняли участие прозаики Валентин Курбатов и Алексей Варламов, что прошли Литературные вечера душевно и интересно, что высокое качество общения писателей с иркутянами становится хорошей традицией. 

С теплом вспоминаю, как достойно и насыщенно прошел десятый по счету Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова. А пик гордости и радости за театр для меня наступил, когда 22 июня в Крыму на площади Севастополя нашиартисты исполняли для ветеранов, для всех жителей города песни о Великой Отечественной войне. Вот сколько поводов для радости!

— Иркутский академический театр дважды за последние годы посещал с гастролями Крым...

— Гастроли в Республике Крым и тогда, и сейчас можно охарактеризовать как акцию. В первый раз мы приезжали в другое государство, граждане которого с большой грустью смотрели на свою (!) другую страну под названием «Россия». На этот раз Иркутский академический театр приехал к людям, которые всегда были россиянами, но теперь для них мы официально не являлись иностранцами. В 2007 году иркутская драма стала одной из немногих российских театров, посетивших полуостров не как антреприза, а с масштабными декорациями, с постановками глубоких произведений, с желанием поговорить о современной российской культуре. В 2015 году нам хотелось выразить свою радость оттого, что мы снова стали соотечественниками. Потому было очень приятно играть спектакли, петь военные песни в Севастополе — городе, за который пролито так много русской крови.

Мы чувствовали счастье от встречи с земляками, живущими в Крыму, ведь сегодня у нас были позитивные темы для бесед: о начале совместного пути, о новом развитии отношений. Мы сыграли пушкинского «Евгения Онегина» в Универсальной научной библиотеке имени И.Я. Франко в Симферополе, побывали в ялтинском Доме-музее А.П. Чехова. Возможно, результатом этого общения в 2016 году станет показ чеховской выставки в Иркутске.

— В иркутской драме реализуется множество социокультурных проектов. Как Вы считаете, почему театр должен заниматься разнообразной просветительской деятельностью?

— Искусство и культура должны сеять разумное, доброе, вечное — это их прямая обязанность. Сегодня театр активно занимается молодежью, посредством художественного осмысления действительности прививая ей понятия о добре и зле, о настоящих чувствах. Мне кажется, это принесет пользу, ведь чем воспитаннее люди, тем сильнее общество, сильнее страна. Не зря поэтому существуют Совет по культуре и искусству при президенте России, Министерстве культуры, ведетсястроительство библиотек, развитие музеев. Не для того, чтобы развлекать народ, а чтобы помогать создавать внутренний мир человека. Ребята, которых мы привлекаем из деревень на творческий семинар «Каникулы с охлопковцами», очень ограничены в доступе к театрам, картинным галереям, живому звучанию хорошей музыки, общении с поэтами и художниками. Мы протягиваем им руку, чтобы показать то ценное, к чему можем прикоснуться сами. И слово наше должно отозваться.

— Многие представители старшего поколения говорят о том, что молодежь сегодня плоха, что мы движемся не в том направлении и наше будущее печально. Как считаете Вы?

— Я отношусь к этому иначе. Как зародилось наше Молодежное театральное движение? Я ходил по Набережной — бульвару Гагарина — и видел, как юные ребята гуляют и пьют пиво. Так грустно было. А потом я подумал: «В нашем городе более ста тысяч студентов. Допустим, здесь по Набережной ходят пять процентов. А чем занимаются другие? Что, если попробовать собрать их вместе?». Мы сделали это и увидели, как много есть у нас замечательных, чудесных молодых людей, которые любят театр, сажают деревья, читают прекрасную литературу и хотят менять жизнь к лучшему.

Молодежь у нас хорошая. Другое дело, часто неприкаянная. Очень серьезно нужно подходить к векторам ее развития. Кто сегодня является героем нашего времени? Кем хочет стать молодой человек? К чему стремится?

На мой взгляд, очень важно, что сегодня президент России утверждает идею патриотизма, которая должна сплотить людей. Тот, кто любит свою Родину, может стать примером для других. Но при этом очень большая ответственность лежит на государстве: оно должно стимулировать порядочность и честность, стимулировать любовь к своей Отчизне. И вот здесь у нас, к сожалению, пока очень много «но». Мы видим несправедливость, разросшееся чиновничество, которое далеко не всегда думает о человеке. Видим, что только глава страны может поставить точку в решении многих вопросов...  И если взрослые люди, как более опытные, начинают искать выходы из этих ситуаций, то молодежь зачастую идет в полное отрицание, впадает в депрессию, становится инфантильной. Искусство, культура должны помочь ей найти достойный пример для подражания.

— Чуть больше года на базе Четвертой сцены театра работает Молодежный творческий центр. За это время он оправдал ожидания, доказал свою необходимость?

— Сегодня вся наша деятельность должна быть точечной, направленной на конкретного человека. Если после посещения мероприятий Молодежного творческого центра хотя бы пятеро ребят о чем-то задумались, это уже хорошо. Свято место пусто не бывает. Есть ночной клуб, пивная, а есть Молодежный творческий центр. И человек выбирает. Если не придет сюда — отправится в другое место. Поэтому я очень признателен молодежному театральному движению. Мы привыкли к парадным отчетам, а есть тихая, незаметная, нужная, добрая работа — то, чем занимается наше МТД. После этих встреч кто-то наверняка не пошел на дискотеку, а взял почитать томик Достоевского или Бродского.

— В театре должно быть спокойно?

— Вопрос вроде бы простой, но в то же время и сложный. Наше молодежное театральное движение развивается бурно? Да. Но при этом без всяких катаклизмов, спокойно и целенаправленно. Наши премьерные спектакли мы выпускаем размеренно? Нет. Но планомерно и творчески. Иркутский академический театр — творчески-неспокойный, ищущий, мудро и устремленно идущий к результату. При этом мы спорим, бурлим, но это другое кипение. Есть лава вулкана, сметающая все на своем пути, а есть мартеновские печи, в которых варят сталь, и люди направляют эту энергию на создание нового, полезного.

Я всегда стремился к тому, чтобы наш театр был театром-домом. Любовь к своему дому рождает любовь к его обитателям и к творчеству в принципе. Я иду в театр и с бедами, и с радостями. Здесь рядом со мной трудятся мои друзья, мои товарищи, вместе с которыми мы делаем одно нелегкое, но очень важное дело. А зритель приходит к нам в гости, становится нашим собеседником.

— Изменился иркутский зритель за последние годы?

— Да, конечно. Во-первых, мы много с ним работаем. Во-вторых, все больше людей стали любить ходить в театр. В 1985 году в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии я писал диплом на тему «Анализ посещаемости Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова». Совсем недавно перебирал бумаги и наткнулся на него, даже перечитал. Тогда очень трудно было со зрителем. Сегодня слишком много плохого человек видит по телевизору, его очень беспокоят материалы в газетах, и появляется потребность общения на основании чего-то хорошего.

Зритель стал мудрее, внимательнее к деталям.  Об этом можно судить даже по нашим выездным спектаклям в Ангарске, Братске, Усть-Илимске. Не так давно совместно с областной библиотекой имени И.И. Молчанова-Сибирского прошла акция, посвященная творчеству Валентина Распутина — наши артисты в составе творческой группы ездили по Иркутской области, показывали сцены из спектакля «Последний срок». Каким было счастье общения с местными людьми! Мне несколько раз звонили из Усть-Уды, просили приехать и показать спектакль целиком. Если раньше я мечтал о приглашениях из районов, то сегодня у нас множество заявок — театр постоянно зовут в Саянск, Зиму, Байкальск... Значит, такое общение нужно людям.

— Когда произносите: «Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова», что Вы видите?

— Я вижу нашу красивую сцену, талантливых артистов, внимательные лица зрителей. Мне кажется, в нашем театре витает аура добра. В то же время когда произносишь: «Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова» на гастролях в каком-то городе — это одно. Когда приходишь в правительство просить средства на ремонт — другое. Слава и гордость Восточной Сибири! Здание — памятник архитектуры! А крыша течет. Аппаратура пятнадцать лет не меняется. То же самое касается отопления и электропроводки. Я говорю: «Давайте подумаем, как выйти из этого положения» — и вижу места, которые на сегодняшний день прохудились. За пятнадцать лет все это обслужило порядка полутора миллиона человек и, конечно, сильно износилось.

— Заключительной премьерой театра в 2015 году стал спектакль по роману Ф. Достоевского «Идиот»...

Достоевский очень серьезно рассматривал проблему человека в области нравственной, духовной состоятельности. К сожалению, то, на чем Федор Михайлович заострял внимание в романе «Идиот», свойственно и сегодняшнему обществу. Ранее мы говорили о герое нашего времени... К сожалению, честность, нравственность, порядочность сегодня не очень поддерживаются ни обществом, ни государством. Мне кажется, что в беззащитном князе Мышкине сосредоточены вся боль русского человека и желание его походить на этого персонажа. Мне очень нравится этот наш спектакль.

— Какой подарок для театра Вы хотели бы получить в новом году?

— Творческие подарки мы делаем себе сами. Хотелось бы найти интересную современную пьесу, которая захватит и режиссера, и артистов, и зрителей. Очень хочется получить хорошую инсценировку по терезинским дневникам «Крепость над бездной», над которой мы сейчас работаем с одним питерским режиссером. Это очень серьезная тема. Город Терезин служил транзитным пунктом, откуда евреев из Чехии, Германии, Австрии и Голландии депортировали в лагеря уничтожения. Нацисты превратили Терезин в потемкинскую деревню — перед представителями Международного Красного Креста был разыгран спектакль счастливой жизни обитателей свободного еврейского поселения. Но узники смогли возвыситься над страшной реальностью: в преддверии гибели они сочиняли музыку, рисовали, читали друг другу лекции о философии, религии, литературе, театре... Этот спектакль будет рассказывать не об ужасах гетто, а о жажде жизни, красоте и величии человека.

Очень хочется, чтобы получилась хорошая инсценировка по «Прощанию с Матёрой» Валентина Распутина. Будем ставить спектакли «Брат Иван» по «Братьям Карамазовым» Достоевского, «Король умирает» Ионеско, «Прощание в июне» Вампилова, сделаем новую сценическую версию «Поминальной молитвы» Горина. Это планы, которые мы должны воплощать в жизнь. Сделать свою работу достойно — вот главный подарок. Пусть в новом году у сотрудников театра, у зрителей все будет хорошо. Со временем понимаешь, как важно любить ближнего, уметь прощать и каяться. А потому хочется пожелать всем любви, мудрости и счастья!

Ольга Олекминская, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии