Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Александр Битаров: Работаем без политических истерик

23 января, 2017

Первый заместитель губернатора – председатель правительства Иркутской области Александр Битаров провел 17 января большую пресс-конференцию для региональных СМИ и прокомментировал наиболее обсуждаемые события последних дней. При этом глава правительства пояснил, что многие вопросы будут подробнее освещены на встрече с журналистами, которую губернатор Сергей Левченко планирует провести в феврале.

500.jpg

Аэропорт никто не продавал

– Я решил собрать вас, отвечая на запрос тех СМИ, которые хотели бы получить мой комментарий по темам, получившим большой резонанс, – начал свое выступление Битаров. – Эти темы обсуждают не только в регионе, но и на общероссийском уровне, и даже на международном. Средства массовой информации не зря называют одной из ветвей власти: вы можете очень серьезно воздействовать на настроения в обществе, на умы. Хотелось бы в самом начале разговора попросить вас: относитесь к этим вопросам более взвешенно, потому что иногда вы начинаете какую-то тему разгонять, не имея окончательного подтверждения фактам. Так было по всем проблемным вопросам экономики области в течение 2016 года. Есть довольно много тем, которые постоянно обсуждаются, но при этом разные эксперты дают разные заключения и часто при этом высказывают серьезные обвинения в адрес губернатора и правительства, хотя по многим темам фактов-то нет.

Вот, скажем, тема иркутского аэропорта. Говорят: «Иркутский аэропорт продали!». Или: «Хотят продать за бесценок». Я сегодня председатель правительства Иркутской области, у меня таких фактов нет. Я в переговорах о продаже иркутского аэропорта не участвовал. Никаких сумм в размере 1,5 млрд рублей не было. Могу подтвердить, что проводятся предварительные переговоры с компанией «Новопорт» по теме развития старого иркутского аэропорта и строительства нового. Переговоры идут о сумме 20 млрд рублей: 4–5 млрд – строительство нового терминала в старом порту  и 15–16 млрд – вложения в новый аэропорт. Никто не планирует продавать аэропорт, у губернатора на этот счет жесткая позиция.

Иркутская область однозначно не сможет выполнить условия, поставленные федеральным правительством при передаче аэропорта в региональную собственность. И никто не смог бы – ни правительство Ерощенко, ни правительство Левченко, потому что там нужны серьезные вложения, в любом случае нужен инвестор. Мы сегодня находимся в стадии переговоров, и создание проектной компании – это не факт продажи, это совместное управление, 50 на 50. Какое будет принято окончательное решение, я вам сказать не могу, потому что в переговорах участвует лично губернатор. Я абсолютно убежден, что продажи порта, тем более за те суммы, которые озвучивались в ряде СМИ, не будет.

Точные даты начала работ пока не назову. Хорошо бы чтобы это было первое полугодие 2017 года. Но пока не подписано ничего, точных данных нет. Второй момент: есть документация на новый аэропорт в Поздняково. При Тишанине это началось, потом при Есиповском был платеж 80 млн рублей из областного бюджета и 400 млн из федерального. Очень надеюсь, что новый аэропорт начнут строить. Для этого нужен «якорный инвестор». Может быть, «Новопорт», может быть, кто-то еще. Одного инвестора даже мало будет: государство вложится только во взлетно-посадочную полосу, все остальное должны найти область и инвесторы.

Лесные пожары – горячая тема

– Пожары были, и довольно большие. Начинали мы сезон очень хорошо: с апреля по июнь нас приводили в пример всему Сибирскому федеральному округу потому, что мы поработали в профилактике очень хорошо. Весенние пожары начинаются вблизи населенных пунктов, а вот когда они начались глубже в лесах – там мы с ситуацией не справились. Я приведу вам официальные данные Росгидромета, вы можете их проверить: в 2016 году на территории Иркутской области, если сложить данные по всем 14 авиапредприятиям, было 302 дня пятого класса пожарной опасности, то есть высокие температуры и отсутствие осадков. Для сравнения: в 2015 году таких дней было 46, в 2014 году – 75. По общей площади в 2016 году пожаров было больше, я это признаю, но надо отметить, что к этому были объективные предпосылки.

У меня лично есть неудовлетворенность работой министерства лесного комплекса. Работа была слабой по теме организации тушения пожаров арендаторами. Мы будем работать по этой теме и добьемся лучших показателей. С другой стороны, в декабре в Новосибирске проводился итоговый сбор председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям. Наша комиссия заняла второе место в Сибирском федеральном округе по совершенно конкретным показателям – и нас опередил только Томск. Если бы мы были такие плохие, если бы мы не умели с пожарами бороться, мы бы это место не получили. Поэтому мне бы хотелось, чтобы нашей работе давали адекватные оценки и не говорили, что мы не работаем, не умеем организовать и так далее.

 «Боярышник» – недоработка всех органов власти

– Это, конечно, беда. Недоработка всех уровней власти, но в первую очередь, я считаю, федеральных. Подобную жидкость нужно прекратить выпускать и не дать людям возможности использовать ее в качестве продукта, который можно выпить. Безусловно, есть недоработки и местных органов власти, и Роспотребнадзора, и полиции, которая на каких-то уровнях, безусловно, знала и вовремя не приняла меры. Это дело расследует Следственный комитет, есть обвинения и в адрес чиновника областного правительства, который вовремя не принял меры по сигналам о торговле в нестационарных киосках.

Особенно почему-то обвинения в адрес правительства области звучали из администрации Иркутска: вот, дескать, у области на их землях таких торговых точек больше. Поясняю: на территории, принадлежащей городским властям, таких точек 1563, а на землях, за которые отвечает министерство имущественных отношений (то есть землях, собственность на которые не разграничена), только 402. Нет жесткого и четкого механизма, который позволял бы нам эти киоски контролировать без сигнала, поступившего в наш адрес. Служба потребительского рынка имеет право заходить только к продавцам, торгующим лицензируемой продукцией. Министерство имущественных отношений может зайти к торговцам только в том случае, если полиция сообщила, что в таком-то киоске торгуют нелегальной алкогольной продукцией или спиртосодержащей жидкостью.

Минимущества, на мой взгляд, летом действовало недостаточно жестко; сейчас министерству дано указание, что при первом же сигнале никаких предупреждений с его  стороны не должно быть, сразу расторжение договора аренды. Во все новые договоры такой пункт вносится. Сейчас претензионная работа ведется по 55 объектам, по шести договоры расторгнуты и киоски снесены, по семи – дела у судебных приставов. Что городу Иркутску, что правительству области самостоятельно эту проблему не победить, поэтому нужно ужесточать политику государства в этом вопросе.

Что касается работы министерства здравоохранения в этот период, я могу дать такую оценку: скорая помощь и больницы работали на высоком уровне. Но вы все уже знаете, что метанол крайне опасен и смертельная доза там на уровне 50 граммов. Если человек сразу после этого не попал в больницу или не употребил другой продукт с содержанием этилового спирта – высока вероятность смертельного исхода. Мы получили плачевные результаты: 76 человек погибли. Но мы сумели предотвратить расползание этой заразы по области – есть информация, что партия «Боярышника» была отправлена в Усть-Уду, в Братск… Комиссия по ЧС была проведена своевременно: информацию направили мэрам, собирали предпринимателей, давали информацию через СМИ, делали подворовые обходы – вот здесь как раз хорошо поработала администрация Иркутска.

Говорят, что это беспрецедентная история. Могу рассказать, как я работал 35 лет назад врачом в железнодорожной больнице и был похожий случай: вскрыли цистерну с метиловым спиртом, отравившихся было около 50 человек. Кто после этого выпил что-то еще – выжили, остальные скончались. Подобные истории бывали и в других субъектах РФ, не знаю, почему пишут, что «Иркутск отличился». Тема очень неприятная и болезненная для нас, но, на мой взгляд, она излишне политизирована.

20.jpg

Отопительный сезон: Вихоревка уже «достала»

– Мне задавали этот вопрос как «срыв отопительного сезона» – не могу с этим согласиться. Да, сезон проблемный, и Вихоревка в информационном плане уже… «достала». Но я взял анализ: с 2010 года в тепловые сети и теплоисточник Вихоревки было вложено 125 млн рублей. Наверное, вопросы должны быть не только к нам, но и к тем, кто вкладывал эти средства в прошлом. Сейчас там работает Следственный комитет, и я надеюсь, что в итоге будут выявлены «герои» сегодняшнего дня и им будут предъявлены претензии. Если бы в эту котельную вложили хотя бы половину этой суммы, котельная должна была работать достаточно четко. А мы сегодня латаем все четыре котла, в марте получим два новых котла и начнем менять чуть ли не всю котельную.

Виновато, наверное, наше министерство ЖКХ; виновата местная власть, которая заключала договоры; виновата эксплуатирующая организация – там довольно много «именинников». Я дал поручение министерству направить все документы в следственные органы, и мы расставим все точки над i. Если есть виновные в правительстве – пусть и они получат по заслугам, но я считаю, что это больше касается других органов.

Кто-то «жаждет большей крови» из-за Вихоревки? Министр ЖКХ уволен, первого заместителя министра нет, заместителя нет – кого еще убрать? Единственное, думаю, нужно было раньше вопрос с министром решать. И с главой поселения, который непосредственно подписывал все документы по котельной. Но если всех уволить – кто будет работать? Я не могу министру выговор объявить, и они, наверное, знали, что я могу только пальцем погрозить  и только губернатор может уволить. На мой взгляд, бюджету области был нанесен существенный ущерб, выводы должен сделать Следственный комитет. Кто-то так освоил 125 млн рублей, что к нему должны быть претензии.

Гарантировать, что до конца отопительного сезона ничего не произойдет, я не могу, но есть уверенность, что никого не заморозим. Мы очень серьезно отслеживаем ситуацию на определенных котельных; очень внимательно отслеживаем запасы топлива, в том числе в военных городках, которые нам не подчиняются. Бывает, что «идем на нервах», бывает, что запасов остается на четыре-пять дней. Министерству ЖКХ дано поручение каждую неделю подводить итоги и держать связь с мэрами территорий; мэров всех тоже предупредили.

За Байкальск назначен персонально ответственный – заместитель председателя правительства Виктор Кондрашов. За экономическую зону отвечает Логашов, за теплоисточник – Болотов, а сводить все вместе должен Кондрашов. Буквально неделю назад была большая встреча, с участием науки, и он там озвучивал, что решений, к сожалению, пока нет. По лигнину был проект, опробовали в лабораториях, а вот непосредственно на картах не получилось. На этом совещании было принято решение в первую очередь заняться защитой от селей, потому что риск существует, в Аршане мы это видели, а денег требуется меньше, чем на лигниновую проблему, – не миллиарды, всего лишь десятки миллионов. Может быть, придется отправить людей в более развитые в техническом отношении страны, где подобные комбинаты уже закрывали, и посмотреть, как решали проблему лигнина там, у нас пока не получается.

В отношении теплоисточника: стоимость производства гигакалории тепла на электричестве или газе просто зашкаливает. Дотировать мы можем только население, а весь малый и средний бизнес такими тарифами мы просто прикончим. Не исключаю (а губернатор как раз против) строительство газовой котельной и рассредоточение теплоисточников: за счет этого мы сократим потребление и потери в сетях. Есть вариант – электроугольные котельные, но в условиях сегодняшнего закона об охране Байкала новое строительство недопустимо. Затраты сегодня очень большие (около 146 млн рублей), вопрос этот очень болезненный, нужно срочно что-то решать.

Сомнительные подарки

– Я дал поручение министерству социального развития, чтобы они обошли сотни людей в тех местах, откуда были жалобы. Жалоб в Роспотребнадзор было всего две. Но, как вы понимаете, ни у губернатора, ни у правительства, ни у министра даже в мыслях не было, чтобы закупить подешевле, – это открытый электронный аукцион. В 2016 году вместе с муниципалитетами мы закупили подарков больше, чем во все предыдущие годы. Задействован был крупнейший производитель «Объединенный кондитер», владелец таких брендов, как «Бабаевский» и «РотФронт».

И зачем надо было подставлять тех двух молодых людей, которые потом передавали губернатору свой «подарок»? Мы же все с вами понимаем, что это абсолютно политизировано и выносится на международный уровень, звучат претензии в адрес президента. А подавляющее большинство людей при обходе сказали, что конфеты в подарках были абсолютно нормальные, никаких жалоб нет. Мы в этом году вместе с муниципалитетами закупили больше подарков, чем в предыдущие годы. Конфеты приобретались по конкурсу, задействована была крупнейшая в России компания, у которой такие известные бренды, как «Красный Октябрь», «Бабаевский», «РотФронт».

Обвинения думы Ангарского муниципального образования  беспочвенны

– Всем, кто тиражирует заявления думы Ангарского муниципального образования про 373 млн рублей, якобы перечисленных корпорацией «Росатом» на «на развитие Ангарска», я предлагаю пойти в минфин и удостовериться: это были налоговые отчисления «Росатома», которые они обязаны платить по закону. Они просто вводят в заблуждение ангарских депутатов. Министр финансов вам подтвердит, что ничего сверх налогов они не платили. Если бы это было сверх налогов – можно было бы о чем-то говорить. С группой «Илим», например, было подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Впервые за четыре года «Илим» заплатил налог на прибыль более миллиарда рублей (до этого платили 6 млн), кроме того мы подписали соглашение: 100 млн на развитие аэропорта Усть-Илимска, 150 млн – на поддержку спорта, культуры, и так далее. Но это сверх обязательных налоговых отчислений! Я готов вместе с вами посмотреть еще раз, но пока ситуация такая – «Росатом» платил только налоги.

Будем разбираться

Комментируя вопрос об увольнении областным министром здравоохранения Олегом Ярошенко свыше двадцати главных врачей, Александр Битаров отметил:

– На мой взгляд, часть кадров надо было менять, но меня откровенно беспокоит число, которое было подвергнуто увольнению. Этот вопрос несколько дней назад я обсуждал с зампредом правительства по социальным вопросам Валентиной Вобликовой. Мы собираемся пригласить Олега Николаевича и задать вопросы, потому что есть отдельные жалобы, сигналы, с которыми надо разбираться.

С частью главных врачей – некоторых я лично знал, они работали по 30 лет – Ярошенко абсолютно правильно поступил. Но такой кадровой чистки еще не бывало. Надо разобраться. Если, на наш взгляд, это перебор, будем озвучивать губернатору.

Подписали, снизили, погасили

– Впервые за последние годы с участием губернатора, предпринимателей и профсоюзов было подписано соглашение о минимальном размере оплаты труда. Профсоюзы бились над этим вопросом несколько лет, а в 2016 году мы подписали соглашение и увеличили МРОТ на 10 процентов – к прожиточному минимуму составлял 75 процентов, сейчас 85. На 2017 год мы договорились дважды повысить МРОТ и к 1 января 2018 года сделать на уровне минимального прожиточного минимума. Федеральное правительство поставило задачу сделать это до 2020 года.

Впервые за несколько лет мы серьезно подняли налоговую отдачу – собственные налоговые и неналоговые доходы выросли на 27 процентов. По 2015 году в абсолютных цифрах было 83 млрд рублей, по 2016 году – 106 млрд. Благодаря этому мы выполнили почти все поручения губернатора и пожелания депутатов Законодательного собрания. Впервые за последние годы заработную плату бюджетникам за декабрь выплатили в декабре. Межбюджетные трансферты увеличили почти в полтора раза – помощь муниципалитетам была увеличена почти на 2 млрд рублей по сравнению с тем планом, который утвердили в начале года. Нам удалось удержать на низком уровне государственный долг: по плану он должен был составлять 28 млрд, по факту – 18,8 млрд. Мы закрыли долги за коммунальные услуги за 2015 год, оплатили все выпадающие доходы – дополнительно направили на декабрьской сессии 670 млн рублей.

Рейтинговое агентство «StandardandPoor's» в условиях кризиса изменило кредитный рейтинг нашего региона с «негативного» на «стабильный». Министерство финансов РФ обозначило Иркутскую область как лидера в управлении региональными финансами. Мы вошли в первую десятку регионов РФ по исполнению указа президента о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, в 2017 году планируем полностью выполнить этот указ. Кстати, многие регионы вообще не могут этот указ выполнить.

Про участие области в федеральных целевых программах многие писали, что область все провалит, область ничего не получит. Ничего такого не случилось: 19 млрд рублей были получены из федерального бюджета и направлены на социальную сферу, в дороги и так далее. Да, мы построили меньше детских садов, чем предыдущее правительство, но тогда была федеральная программа на всю страну. И мы смогли в 2016 году построить шесть садиков за счет областного бюджета, еще один детский сад из трех в Иркутске был построен с 50-процентным участием областного бюджета. Были построены и введены две школы – в Качуге и в Заларях. На 2017 год планы гораздо больше.

Удалось понизить даже долги по заработной плате во внебюджетном секторе. В марте они составляли 270–280 млн рублей, сегодня – 96 млн. Работа очень непростая. Нет механизмов, чтобы заставить платить частника, тем более если он почти банкрот. Здесь очень большое участие прокуратуры, результатов добиваемся вместе с ними.

Мы подписали соглашение с железной дорогой по долгам пригородной компании. Началось это при Мезенцеве, продолжилось при Ерощенко, нам осталось «в подарок» более 700 млн рублей. Будем платить в рассрочку, около 50 млн в год. Железная дорога отмечает, что это большое достижение в плане взаимопонимания. Нашли понимание и с «большими энергетиками» по поводу долга «Облкоммунэнерго»: предприятие было на грани банкротства, долг только энергетикам составлял более 1 млрд 143 млн рублей. Половину этого долга мы уже погасили, в январе или феврале подпишем соглашение о рассрочке по второй половине. 

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии