Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Академия против реорганизации, очень похожей на ликвидацию

08 июля, 2013

 

 

Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН) выразил недоверие правительству Дмитрия Медведева и потребовал снять с рассмотрения Государственной думы законопроект о реформировании академий наук. Резолюция была принята на собрании совета молодых ученых ИНЦ, состоявшемся 3 июля.

Собрание в Иркутске стало, пожалуй, самой мягкой формой протеста — накануне в Москве состоялся несанкционированный митинг, в котором приняли участие около двух тысяч человек. Самое удивительное, что власти столицы не воспользовались нынешними драконовскими законами и не стали разгонять митингующих — хотя формально имели все основания. Участники московского собрания сделали смелое предположение о том, что 10 тысяч ученых, выйдя на улицы, могут заставить правительство отказаться от его откровенно варварских планов. Таким образом, иркутское собрание можно назвать частью этого митинга, разбросанного во времени и пространстве.

Чтобы не нарушать Трудовой кодекс, ученые встретились во время обеденного перерыва и обсуждали свои проблемы ровно один час. Участники собрания, среди которых были председатель президиума ИНЦ Игорь Бычков, выразили решительный протест не только против содержания проекта реформы, но и против методики принятия решений о ее проведении. Как рассказал один из ораторов, в течение всего одной недели Государственная дума должна принять в трех чтениях законопроект, ликвидирующий (именно так сказано в тексте закона) Академию наук, созданную еще Петром I. Академические институты и региональные отделения РАН будут лишены права распоряжаться всей своей собственностью, в том числе земельными участками и  дорогостоящим оборудованием. Как уже установили противники этого законопроекта, в тексте содержатся грубые арифметические ошибки (размеры финансирования в ряде случаев занижены на 2 млн евро), а представлявший законопроект министр образования и науки Дмитрий Ливанов не знает ни текст закона в целом, ни важнейшие его детали.

Что же заставило кабинетных работников и завсегдатаев лабораторий покинуть свои рабочие места? Проект федерального закона о коренной реформе российской фундаментальной науки в изложении одного из выступающих предполагает создание общественно-государственной организации «Российская академия наук» с последующей ликвидацией действующих Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук и Российская академия художеств будут переведены в ведение соответствующих федеральных органов. При этом, как правильно говорилось на собрании, с юридической точки зрения «общественно-государственная организация» — это химера, которой не существует в реальности. То есть к телу козла можно пришить голову свиньи, но жить это чудовище не будет.

Дальше — больше. Во всех академиях упраздняется звание члена-корреспондента, всем нынешним академикам и членам-корреспондентам по их заявлению присваивается единое звание академика. Вводится трехлетний мораторий на выборы новых членов Российской академии наук и повышение академических стипендий для действительных членов РАН до 100 тысяч рублей. Исполнительным органом РАН станет ее президент — в одном лице, в отличие от нынешнего президиума. Президента будут выбирать на пять лет из числа академиков РАН, но не более двух сроков подряд. То есть, по сути дела, академия теряет свою автономию — как административную, так и экономическую, а это для ученых, привыкших к известной самостийности, хуже ножа.

 


На митинг были приглашены депутаты Государственной думы, представители правительства Иркутской области и Законодательного собрания, однако депутаты Государственной думы от Иркутской области находятся на сессии в Москве, а от обеих ветвей областной власти приехал только депутат Законодательного собрания  Владимир Матиенко. Он выступил перед участниками собрания и заявил о своей поддержке всех требований ученых, сформулированных в письме руководства Дальневосточного и Сибирского отделений Академии наук.
 

В толпе, собравшейся перед зданием президиума ИНЦ СО РАН, высказывались разные точки зрения на проблему. Некоторые присутствовавшие, как и иркутяне, оставившие свои комментарии на ряде форумов, считают, что нынешнее положение ученых — лишь воздаяние по заслугам за нежелание вмешиваться в конфликты, уже нанесшие тяжелые удары по российскому образованию и науке. Академия наук, ни по частям, ни полностью, не возражала против введения ЕГЭ, превратившего учебу в дрессировку, а глубокие знания и умение думать — в способность угадать «правильный» ответ из предложенных вариантов, даже если варианты откровенно тупые и идиотские. Ученые РАН не вмешивались и в прошлогодний конфликт вокруг «неэффективных вузов», бросив своих коллег-преподавателей на произвол судьбы…

Теперь дошла очередь до академической науки, и она должна расплатиться за годы молчания и слепой поддержки партии власти. Можно сейчас говорить о неправильной системе подсчетов индекса цитирования (правительство в обосновании реформы утверждает, что у российских ученых он снижается, ученые говорят, что правительство не умеет считать), но надо было думать раньше, когда то же самое говорили вузы.

 


Законопроект был принят большинством в 234 голоса, 232 из которых принадлежат фракции «Единая Россия» (один член фракции против, трое воздержались), двое — «Справедливой России». Коммунисты голосовали против в полном составе (92 человека), «СР» – 59 человек против, и еще трое воздержались. ЛДПР не голосовала вообще — ни за, ни против. Примечательно, что из всех депутатов, представляющих Иркутскую область, за принятие закона голосовал только Сергей Тен.
 

Участники иркутского собрания еще не знали этого, но руководитель СО РАН академик Александр Асеев уже успел отказаться от смелых заявлений, прозвучавших несколькими днями ранее, и заявил в интервью газете «Коммерсант», что реформа РАН все-таки нужна. Иркутские ученые не могли знать и того, что к вечеру Государственная дума все-таки приняла закон в первом чтении и приняла решение провести второе и третье чтения осенью. За «время пути», как известно, собака могла подрасти, а ученые за пару месяцев могут подрастерять свой неожиданно вспыхнувший энтузиазм.

На митинг были приглашены депутаты Государственной думы, представители правительства Иркутской области и Законодательного собрания, однако депутаты Государственной думы от Иркутской области находятся на сессии в Москве, а от обеих ветвей областной власти приехал только депутат Законодательного собрания  Владимир Матиенко. Он выступил перед участниками собрания и заявил о своей поддержке всех требований ученых, сформулированных в письме руководства Дальневосточного и Сибирского отделений Академии наук. Владимир Матиенко напомнил о провальной судьбе реформ здравоохранения и образования, осуществленных тем же самым правительством Дмитрия Медведева, и потребовал остановить уничтожение российской науки.

Один из выступавших ученых напомнил всем присутствовавшим о выборах в Законодательное собрание Иркутской области, назначенных на 8 сентября 2013 года, и призвал внимательно следить за ходом голосования в Государственной думе — от итогов этого голосования, по его мнению, будут зависеть и результаты политических партий на осенних выборах. Ну что же, тем, кто придерживается такой точки зрения, не лишне будет знать, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказался за отправку всех академиков в отставку по возрасту (средний возраст членов РАН составляет 74 года, самому Владимиру Вольфовичу в апреле стукнуло 67 — возраст тоже пенсионный), а фракция КПРФ собрала 70 подписей депутатов под петицией с требованием отставки правительства (нужно 90, чтобы начать процедуру). В первом чтении законопроект принят большинством в 234 голоса, 232 из которых принадлежат фракции «Единая Россия» (один член фракции против, трое воздержались), двое — «Справедливой России». Коммунисты голосовали против в полном составе (92 человека), «СР» – 59 человек против, и еще трое воздержались. ЛДПР не голосовала вообще — ни за, ни против. Примечательно, что из всех депутатов, представляющих Иркутскую область, за принятие закона голосовал только Сергей Тен.

Коллективы НИИ, входящих в состав Иркутского научного центра, в ближайшие дни смогут дополнить требования, изложенные в резолюции собрания, а итоговый текст будет отправлен президенту страны.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Игорь Бычков: «Закон принимают в спешном порядке»;

Владимир Матиенко: «Остановить уничтожение российской науки!»;

На встрече не было равнодушных

 

P.S. В пятницу, 5 июля, Госдума приняла закон о реформе Академии наук во втором чтении. Многие из одиозных предложений, одобренных голосами «Единой России» в первом чтении, исчезли из документа, другие смягчены. Тем не менее, ряд спорных положений (например, вывод за рамки РАН управления академическим имуществом) сохранились и теперь. Третье, завершающее, чтение состоится осенью. Но, как говорится, все ходы записаны. Во-первых, история с реформой академической науки еще не закончена, а значит, ухо надо держать востро. Во-вторых, очень важно, кто и как повел себя в начале событий, когда был предложен драконовский вариант реформы (по существу — ликвидации) РАН.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии