Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Против народа

26 июня, 2018


1-1.jpg

Повышение пенсионного возраста – голосами «Единой России»

Решение практически принято: с 1 января 2019 года начнется поэтапное (по шесть месяцев в год) повышение возраста выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин. Между тем средняя продолжительность жизни российских мужчин едва превышает новый барьер, да и для женщин пенсионное «время дожития» сильно сокращается. Однако в «пенсионном деле» эта печаль далеко не единственная. Просто большинство негативных тенденций или, если хотите, побочных эффектов видно не сразу. Но они проявятся обязательно, глубоко и на длительную перспективу. Даже если не перегружать свои наблюдения цифрами, речь в каждом случае идет о миллионах и даже многих миллионах людей. Так что действительно: тенденции, однако.

Сначала о молодых людях, которые в своем большинстве уверены, что тема повышения пенсионного возраста для них неактуальна, – это когда еще будет, вся жизнь впереди! Зря уверены. Увы, еще как актуальна! Ведь число пенсионеров сократится, а число работающих – внимание! – наоборот, значительно увеличится. При этом речь идет о людях, «выпадающих» из прежних рамок: о мужчинах с 60 до 65 и о женщинах с 55 до 63. Чаще всего это опытные работники, и хотя со здоровьем у многих из них уже не очень, но за свои места они держатся и будут держаться крепко. Повторю: речь о многих миллионах людей.

Что это значит? Постепенно, но неуклонно будет нарастать напряжение на рынке труда, свободных рабочих мест станет существенно меньше, социальные лифты дополнительно притормозят. И вот эту тенденцию молодежь почувствует очень скоро. Молодым будет сложнее трудоустроиться, сделать быструю (да и небыструю) карьеру, получать высокую заработную плату.

Впрочем, усилится давление и в обратную сторону – на людей предпенсионного возраста. Если раньше кого-то держали на службе до 55 (женщин) или 60 (мужчин) только потому, что «ему до пенсии всего ничего, пусть уж доработает», то сейчас до 63–65 только из милосердия держать не будут. Особенно в сфере, связанной с физическим трудом. А потеряв работу в таком возрасте, найти новую (во всяком случае, близкую к прежним условиям оплаты), считай, невозможно. И это обстоятельство не только бьет по карману «здесь и сейчас», особенно если ты стал безработным, но и ухудшает параметры будущей пенсии.      

Другая «побочка» – в связи с более поздним выходом на пенсию станет гораздо меньше бабушек и дедушек, помогающих воспитывать внуков (грубо говоря, «сидеть» с ними). Если прежде немало женщин и чуть меньше мужчин уходили на пенсию вскоре после 55 и 60, чтобы помочь детям таким образом, то теперь миллионы молодых семей окажутся без этой поддержки. Следовательно, молодые начнут заводить детей еще реже и позже. Такая вот демография, о которой любят сокрушаться руководители нашей страны.

Еще один эффект касается уже тех, кто и сейчас продолжает работать многие годы после 55 и 60 (а таких больше половины среди людей, чей возраст менее чем на 10 лет превышает существующую пенсионную планку). Да, они не могут долго «сидеть» с внуками, но хотя бы ежемесячно получают наряду с зарплатой 10–15–20 тысяч рублей пенсии. Согласитесь, для большинства это весомая прибавка в семейный бюджет – и себе, и чтобы поддержать детей, внуков, других родственников. Теперь работающие пенсионеры в возрасте от 60 до 65 и от 55 до 63 станут просто работающими и пенсий получать не будут. Значит, и у них, и у их молодых родственников с учетом «выпадающих доходов» возникнут дополнительные проблемы. И это опять же аукнется на демографии.

Если же добавить к повышению пенсионного возраста «маленькие радости» вроде повышения НДС с 18 до 20 процентов (неизбежное следствие – ускорение инфляции и рост цен, причем буквально на все товары и услуги, а специфика начисления этого налога такова, что цена для потребителей вырастет намного больше 2 процентов) или подоходного налога с 13 до 15 процентов (снижение доходов и уровня жизни), то получается весьма цельная, логически завершенная ситуация. И не скажут ли через несколько лет те, кто обещает, что эти меры улучшат жизнь большинству: «Тогда, в 2018 году, была одна ситуация, а теперь она изменилась. Поэтому не сбылось»?     

Юрий Пронин, «Байкальские вести».

Использованы фрагменты инфографики из «Новой газеты»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии