Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

А если оба?

24 ноября, 2010

Многие избиратели поддержали бы конкуренцию Медведева и Путина на выборах президента России

Считается, что ближе к 2012 году Дмитрий Медведев и Владимир Путин договорятся, кто из них будет выдвинут в президенты на следующий срок. Согласно этой версии, невыдвинутый поддержит фаворита. А если не договорятся? Точнее, а надо ли им вообще договариваться? Не лучше ли баллотироваться обоим, причем не из-за конфликта, а в плановом порядке?

Собственно, у критиков сценария «Медведев и Путин—конкуренты на выборах» лишь один довод против. «Властная вертикаль, а с нею административный ресурс, может расколоться, — предостерегают они. – Это, считайте, конец света!».

Убеждение в неделимости нашей бюрократии и, значит, смертельной опасности ее разделения для всей страны—признак слабости демократии в современной России.  Доминирующую партию у нас создают сверху, по существу—назначают главной, дав сигнал чиновникам, что победа и большинство будут обеспечены всей мощью государства, причем надолго. Посему—вступайте! Разумеется, вступают—чаще всего из соображений личной карьеры. Окажись «Единая Россия» в масштабах страны в оппозиции хотя бы на минуту, и многие из ее членов сменят политическую ориентацию.

Ситуация напоминает советское время—тогда вожди ВКП(б)-КПСС самым страшным считали раскол партии. Пусть в ней будут люди чуть ли не с противоположными убеждениями, а еще больше тех, кто вообще без убеждений. Главное—видимость монолита. Такое не реформируется, а только с грохотом рушится. Вопрос только во времени—когда именно?

Если лояльные друг другу Путин и Медведев будут соперниками на выборах, значит, появится возможность плавного перехода от монолита к реальной демократии. Именно плавного, так как очевидно, в этом случае выиграет или Путин, или Медведев, и никто иной. Но, согласитесь, один из двоих—это не «один из одного».

За Путиным—относительно консервативные, патерналистские настроения. Относительно—потому, что там намешано многое, и эта тенденция лишь слегка преобладает. Так же и с Медведевым—его избиратели настроены на модернизацию, на реформы, но тоже не все и с оговорками.

Выходит, различия не категорические, не ведущие к расколу страны. В то же время таких различий достаточно, чтобы со временем перейти к настоящей демократии и многопартийности, когда могут быть разные победители, а не «единственно возможный».

Негоже отбивать хлеб у социологов, но и навскидку, без широкого опроса, видно, что очень много избирателей поддержали бы конкуренцию Медведева и Путина на выборах президента России, вне зависимости от того, кто из них будет избран.

Кстати, такая победа—скорее всего, «по полной выкладке», в два тура—будет куда весомее, «всамделишнее» хоть для Владимира Путина, хоть для Дмитрия Медведева, чем предыдущие. А вездесущий Запад резко снизит накал критики в адрес России за «отсутствие демократических свобод». И пожалуй, главный аргумент: какие выборы важнее, интереснее, ответственнее для большинства избирателей нашей страны—те, что сейчас, или когда по-настоящему?

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии