Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Пройдусь по Саломатовской, зайду на Арсенальскую…»

09 июля, 2018


12-1.jpg

Названия иркутских улиц на фоне памятника Колчаку

Недавний «ремейк» попыток через суд демонтировать памятник Александру Колчаку, а также памятные таблички на здании краеведческого музея и в железнодорожном вокзале, посвященные военачальнику, ученому и Верховному правителю, напомнил о дискуссионных темах истории Иркутска. Правда, могут сразу возразить: сегодня проблем хватает, а вы о прошлом. Истина, безусловно, посередине – вчера, сегодня и завтра неразлучны как три богатыря. И попытки решить что-то сейчас или на будущее, напрочь забыв о былом, обречены на провал.

Одна из таких тем – названия улиц в старой (исторической) части города. Большинство из них получили новые (советские) названия в 1920 году одним решением, по общему списку и без дискуссий. Так появились улицы Ленина, Карла Маркса, Свердлова, Урицкого, Володарского, Марата, Желябова, Софьи Перовской, Троцкого (уже позже переименованная еще раз – в Дзержинского), Октябрьской Революции, Трилиссера, Декабрьских Событий, Карла Либкнехта и другие «новоделы».

Тема возвращения прежних (исторических) названий улицам центральной части Иркутска обсуждается давно. Но в свете последних событий возникает дополнительный вопрос: является ли такая инициатива «зеркальным отражением» иска о демонтаже памятника Колчаку? Или, другими словами, «белогвардейщиной в ответ на совдеповщину»? Или, если актуализировать, противоречит ли «уличная тема», вслед за «антиколчаковской», установке на национальное примирение? Если мы выводим события столетней давности из судебной плоскости, то означает ли это, что и тема возвращения дореволюционным улицам Иркутска прежних названий тоже исчезает? И наоборот, если не исчезает, то не провоцирует ли это судебных борцов с Колчаком на продолжение их деятельности?

Односложно не ответить. С одной стороны, насчет провокаций: если кто-то их хочет, то повод всегда найдется. Но, с другой стороны, «уличная тема» и вопрос о памятнике Колчаку все же неравнозначны. Поэтому сохранение темы возвращения улицам исторических названий – разумеется, в корректном варианте – может и должно быть выведено за скобки национального примирения, а обсуждение этой темы следует продолжить. Что касается решений, то с ними торопиться не следует – их принятие должно быть минимально конфликтным и безболезненным для жителей Иркутска.

Наверное, кто-то не согласится с этой точкой зрения. Скажет, что, мол, убрать Колчака – это одна (красная), а вернуть улицам прежние названия – другая (белая) сторона медали. И что обе стороны одинаково раскачивают лодку. А значит, если уж вы за сохранение памятника адмиралу, то закройте тему об улицах.

Что ж, такая точка зрения имеет право на существование и уважение. Но попробую объяснить, почему она неверна и не заслуживает поддержки.                  

Первый довод – речь, строго говоря, не о переименовании, а именно о возвращении ранее существовавших названий. Об улицах, появившихся в советское время, речь, разумеется, не идет. Во-вторых, прежние названия как раз менее идеологизированы, чем нынешние (сравните: Ленина и Амурская), и в них больше информации об истории города (сравните: Марата и Луговая). Никаких улиц Колчака, Деникина или Врангеля не предлагается (впрочем, если будет общественная инициатива назвать так улицу или переулок на территории новостроек – пожалуйста). Здесь напоминания либо о географии и топонимике (улицы Большая, Амурская, Арсенальская, Луговая, Почтамтская, Мастерская), либо об иркутских купцах-меценатах (Баснинская, Трапезниковская, Ланинская, Мыльниковская, Пестеревская), либо о православных символах (Харлампиевская, Троицкая, Благовещенская, Преображенская).

В-третьих, тут (в отличие от «антиколчаковщины») не требуется судебного решения и вообще обвинений в преступлениях. Зато мнение горожан желательно выразить как можно шире и объективнее. Кстати, фрагментарные опросы показывают, что сторонников возвращения улицам центральной части Иркутска прежних наименований большинство среди горожан, живущих… на других улицах – тех, названия которых останутся без изменений. Сложнее с теми, кто потенциально попадает под возвращение названий. Но и тут мотив неприятия часто не политический, а сугубо житейский – неудобства в связи со сменой адреса. Что ж, вполне резонно, однако и эта проблема решаема: существуют способы изменений в топонимике, не связанные со сменой каких-либо документов до истечения их срока действия.

О том, что исчезнут такие названия улиц, как Ленина, Карла Маркса, Фурье, Марата, Дзержинского, Урицкого или Карла Либкнехта. Кто-то увидит здесь идеологическую подоплеку, однако имеются возражения: а кто-либо из этих персонажей бывал в Иркутске хотя бы день, не говоря уж о более длительном пребывании? Заслуживают в общем контексте как много сделавшие для страны в целом? Ладно, оставим в стороне, что же именно они сделали (особенно Фурье, Марат и Либкнехт). Ответ будет иным: в честь этих людей, словно под копирку, названы центральные улицы в сотнях городов и поселков, и это как раз во многом обезличило эти города, лишило их значительной доли своеобразия, стерло (особенно для молодых) местную историю.   

Напротив, возвращение прежних названий старинным улицам Иркутска – это во многом возвращение нашему с вами городу дополнительных элементов самобытности, оригинальности, неповторимости. Это предметная помощь возрождению городской истории для большинства иркутян и гостей столицы Прибайкалья. К примеру, многие ли горожане знают, что означает название «Улица 3-го Июля»? А если узнают, что это упоминается день одного из многих событий в хронике революционного Петрограда 1917 года, то наверняка пожмут плечами: а мы-то здесь при чем? Кроме того (и суммируя сказанное), возвращение улицам центральной части Иркутска прежних (исторических) названий повысит туристическую привлекательность города на Ангаре.

А памятник Ленину пусть стоит – как памятники Александру III и Колчаку. Можно еще добавить и памятник Троцкому – он как раз оставил в истории Иркутска заметный след, прежде всего культурно-просветительский. Плюс, конечно, если говорить о государственно-политических деятелях, – памятные знаки о партийно-советских руководителях (например, о Николае Банникове и Василии Ситникове). Эти люди, несмотря на все их плюсы-минусы, много лет жили и работали именно здесь, на прибайкальской земле. Ну а пока можно переложить на иркутский лад известную песенку Юрия Антонова: «Пройдусь по Саломатовской, зайду на Арсенальскую, и на Баснинской улице я постою в тени...»

Юрий Пронин, «Байкальские вести»,
ИА «Альтаир»                    

На фото: Улица Большая (ныне Карла Маркса)
в начале прошлого столетия

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии